Гендиректор "Европейской медиагруппы": радио общедоступно и бесплатно — в этом его кайф

Общество

67 Просмотры 0

О новых проектах, секретах коммерческого успеха и предпочтениях слушателей

Роман Емельянов — генеральный директор "Европейской медиагруппы", включающей национальные радиовещательные сети "Европа Плюс", "Дорожное радио", "Ретро FM", генеральный продюсер и основатель "Нового Радио". Ему принадлежит несколько мировых рекордов, зафиксированных в Книге рекордов Гиннесса, в том числе за самый северный эфир. В интервью ТАСС он рассказал, как технологии заставляют меняться радиоиндустрию, каким будет радио через 10 лет, отражается ли на медиахолдингах отсутствие зарубежных и уехавших из страны артистов, а также раскрыл планы постановки своей пьесы в театре Никиты Михалкова.

 В МХТ имени Чехова готовится новый проект, речь идет о вашем театральном дебюте как драматурга с пьесой "Мотылек". Роман, расскажите, на каком вы сейчас этапе написания?

— Отчасти правда в вашем вопросе есть: дело в том, что в драматургию меня понесло с благословения и ласкового пинка Константина Хабенского. Он прочитал мои книги и посчитал, что у меня должно неплохо получиться с пьесой. И действительно, пинок оказался достаточно неплохим. Пьеса была написана, и Константин решил ее поставить на новой сцене МХТ, и даже была проведена первая публичная читка, но так получилось, что постановка будет осуществляться в другом театре — Никиты Михалкова (Театр "Мастерская "12" Никиты Михалкова — прим. ТАСС), и, собственно говоря, режиссером-постановщиком выразил желание стать сам Никита Сергеевич Михалков.

Актерский состав частично утвержден, репетиции начнутся в ближайшее время

Думаю, что выход, скорее всего, планируется на осень. Больше информации, к сожалению, разглашать не имею права. У меня все-таки высшее актерское образование, поэтому для меня это скорее некий камбэк в театральную историю, и мне всегда это было интересно, и, наверное, мне удалось в этом плане достичь определенного результата, который признали величайшие профессионалы, и я безумно этому рад. Я театр знаю с разных сторон, и когда я писал эту пьесу, думал и о том, как актеры ее будут играть, и о том, как режиссер с ней будет работать, поэтому, думаю, в этом плане мое образование и мой опыт написания крупных литературных форм мне помогли.

— О чем пьеса?

— Знаете, это такой фантик — авантюристичная комедия положений в какой-то степени, с элементами драмы, но внутри конфеты зашит философский глубокий смысл про взаимоотношение поколений, отцов и детей. Приходите, вам понравится.

— Вы сейчас работаете еще и над детской книгой, можете рассказать об истории ее создания, о чем она?

— В принципе, она уже завершена. Это книга рассказов "А у нас во дворе". Они не содержат суперпуперглубокой морали, дети вообще не очень любят морализм, это взрослые его пихают везде, где только возможно. Это истории про советский двор, дружбу, про то замечательное время, когда смартфоны еще не заняли 90% внимания нашего подрастающего поколения. История ее создания достаточно проста. Я папа и испытываю, как и, наверное, все родители, определенный голод с точки зрения подходящей детской литературы, которую можно было бы почитать перед сном своему ребенку. Моей дочке, в частности, очень зашли рассказы Зощенко про Лелю и Миньку. Но таких произведений категорически мало. И мне показалось, что, используя свой собственный жизненный опыт, могу тоже написать серию рассказов.

— "Новому Радио" в этом году исполняется 10 лет. Какие важнейшие достижения радиостанции вы отметили бы за эти годы?

— Вы знаете, все 10 лет вещания "Нового Радио" — достаточно прикольное время, время становления. Одно из самых главных достижений, наверное, за эти 10 лет — построение совершенно невероятной по масштабу сети вещания, мы представлены почти во всех городах — от Калининграда до Владивостока. И это доказывает, что формат востребован. С творческой точки зрения мы постоянно развиваемся. И с точки зрения бизнеса проект тоже работает хорошо. В принципе, в названии радиостанции зашит тот момент, что мы постоянно обновляемся, ищем какие-то новые интересные и прикольные формы, и таких было найдено немало.

— Сейчас вы тоже в поисках? Ожидать ли в ближайшее время каких-то изменений и новшеств?

— У нас грандиозные планы с "Новым Радио", и в очередной раз пройдет большой концерт летом в Лужниках, в начале июля. В прошлый раз, я боюсь соврать, но на это мероприятие пришло около 300 тыс. человек. То есть будет большое мероприятие.

— Что планируется в связи с юбилеем?

— Все, что мы делаем, мы делаем вне зависимости от того, нам 10, 9, 11 или 15 лет. Мы просто работаем для наших слушателей и всегда стараемся их удивлять — сегодня, здесь и сейчас.

— Каким вы видите будущее радиостанции?

— Мне хочется верить, что будущее у всех радиостанций нашего холдинга будет замечательное и прекрасное, как и у радио в целом. Во многом, конечно, это зависит от того, как будет построена государственная политика в отношении традиционных медиа, интернета, равной конкуренции, равных прав, потому что с этим есть определенные проблемы, но мы работаем в том числе и с регулирующими органами, законодателями. Традиционные медиа являются очень важной составляющей для всей страны, государственности, потому что это прежде всего источник проверенной информации, на который государство может положиться, в конце концов, это даже источник оповещения в экстренных ситуациях. Я надеюсь, что политика в этом плане будет корректироваться и вестись правильно.

Мы понимаем, что радио будет трансформироваться, растет совершенно фантастически прослушивание через умные колонки — по 20−30% в год. Но как бы радио ни менялось, радиоприемники, мне кажется, для большого количества людей останутся одними из любимых точек соприкосновения, потому что у нас век глобального одиночества из-за смартфонов, люди перестали знакомиться на улицах, общаться, но искусственный интеллект и стриминг никогда не заменят объединяющего эффекта радио: когда ты слушаешь песню, ты слушаешь не один, когда ведущий с тобой — живой, а не искусственный. В этом есть определенная ламповость, и в этом есть то, что человек должен обязательно в себе хранить, а самое главное, что человек в этом нуждается.

— А если все-таки искусственному интеллекту удастся заменить ведущих?

— Это как в фильме "Москва слезам не верит": "Пройдут годы, будет одно сплошное телевидение, не будет ни театров, ни цирков, ничего". Что-то из-за того, что появилось телевидение, с театрами стало? Какой ренессанс переживает сейчас винил, например? Почему? Ничто не заменит теплоты этого звука.

Понятное дело, что многие будут слушать не винил, а пустые, плоские музыкальные файлы, которые не дают объема. Ничего с этим не поделать. У нас был партнер, который решил сэкономить и запустил чтение прогноза погоды с помощью искусственного интеллекта. Мы эту историю зарубили на корню, потому что одна из фишек радио в том, что человек, когда включает приемник, понимает, что с ним общается тоже живой человек. Это сделано живыми людьми для живых людей. Это радио.

 Поговорим о юбилейном 20-м международном фестивале "Легенды Ретро FM". Чем в этом году порадуете зрителей?

— Мы подходим в этом году особенно серьезно, потому что 20 лет. Мы за эти годы вернули на сцену огромное количество артистов и коллективов, которые не выступали или распадались по каким-то причинам. Я помню, что начали мы с группы "Чингисхан", которую вдохновили собраться вновь, и они потом не только собрались, но даже распались на две группы "Чингисхан". И Юрий Шатунов в свое время вернулся на сцену именно благодаря нашему фестивалю, и много-много таких примеров. Разумеется, будет какая-то иностранная звезда, может быть, даже не одна.

Мы сейчас ведем переговоры, это очень тонкий момент — иностранных артистов не так легко привезти, начиная от убеждения, что им нужно приехать, и заканчивая логистикой. Прямых перелетов нет, и это удорожает проект, но между тем "Легенды Ретро FM" последние два года были чуть ли не единственным фестивалем, который привозил каждый год по четыре-пять иностранных артистов. Причем они приезжали с огромным удовольствием, им очень нравится Россия, они обожают нашу публику, им очень приятно, когда хором подпевает многотысячная толпа зрителей, они с радостью возвращаются к нам.

— Вы сказали, что некоторых артистов непросто привезти на фестиваль. Как вы их убеждаете участвовать в мероприятии?

— Конечно же, мы сейчас обременены. Все прекрасно понимают геополитическую ситуацию, и мы, прежде чем вступить в переговоры с теми или иными артистами, вынуждены проверять, а не было ли какого-то косяка с их стороны с точки зрения отношения к нашей стране.  А дальше мы входим в переговоры с менеджментом, и тут, конечно, прежде всего это вопрос желания артиста принять участие в этом фестивале, второй вопрос — цены, потому что, конечно же, артисты стоят по-разному и у них разный состав, а чем больше группа, тем сложнее и дороже ее сюда привезти. Понятное дело, что для нас это в первую очередь промопроект. Мы это делаем для нашей аудитории и глобально на нем не зарабатываем, но и не хотелось бы, чтобы он уходил в убыток. И здесь мы начинаем уже взвешивать все за и против, общаться с менеджментом, но проблем серьезных пока ни с кем не было.

 В чем, по вашему мнению, секрет успеха и популярности фестиваля "Легенды Ретро FM" на протяжении двух десятилетий? 

— Мы всегда стараемся привнести в каждый фестиваль что-то новое. Это не просто очередной сборный концерт нафталиновых артистов. И люди, которые приходят на концерт, это прекрасно понимают. Мы видим публику, это достаточно молодые люди, в среднем возраст аудитории — 35−45 лет. Конечно же, секрет — это любимые песни, стопроцентный, беспроигрышный плейлист для хорошего настроения. Там музыка, на которой мы все выросли, музыка, которую мы любим и, как ни странно, которая остается актуальной и даже становится в последние годы все более и более актуальной, потому что даже современная попса, исчерпав точки вдохновения, все чаще и чаще обращается к мелодиям как раз 70-х, 80-х, 90-х и нулевых годов, которые уже тоже входят в спектр интересов "Ретро FM".

 В июне 2025-го "Европейская медиагруппа" отмечает 15 лет лидерства в радиоиндустрии. Собирается ли ЕМГ начинать вещание в новых регионах? Или уже начала?

— Холдинг давно это делает, "Европейская медиагруппа" — лидер по запуску проектов в новых регионах.

 Как сегодня решается вопрос с маркировкой исполнителей-иноагентов на радио? Как это осуществляется технически?

— В нашем эфире композиции иноагентов не звучат. А глобально моя позиция заключается в том, что старые песни ни в чем не виноваты, то есть совершенно неправильно рубить топором сук 30-летней давности. Грубо говоря, если ты в 1985 году лишился невинности под песню Аллы Борисовны "Паромщик", эта песня ни в чем не виновата. Не говоря о том, что у этой песни, кроме исполнителя, есть авторы, которые тоже ни в чем совершенно не виноваты. Мы за эту песню заплатили билетами на концерты, прослушиваниями в интернете. Это наша песня.

Но, с другой стороны, наша аудитория, и мы это видим, не хочет слушать целый ряд людей. При этом нам не звонят сверху и не говорят: "Вы знаете, вот этого Пупкина снимайте, он плохой". Это просто аудитория Пупкина теперь слушать его не хочет, потому что считает, что он повел себя некрасиво, плюнул в душу и руку кормящую, а мы стараемся делать только то, что нашим слушателям нравится, мы для них работаем, мы наш продукт делаем не для себя, а для каждого конкретного слушателя. Если люди не хотят это слушать, значит, мы не будем это играть.

 Часто звучат фразы о том, что телевидение рано или поздно умрет. А что насчет радио?

— Форма будет меняться. Интернет — это транспорт, еще одно средство доставки аудио- и видеосигнала. То, как растет наше прослушивание с помощью интернета, умных колонок и всего остального, лишь доказывает это. Если все будет правильно сделано с точки зрения возможности доступа и равных прав, производства контента и его реализации, у радио могут быть совершенно замечательные перспективы, да и у телевидения. Уровень доверия, проверенность информации — очень важны.  

— Вы дважды упомянули умные колонки. Как думаете, это друг радио? Я слышала, что они уже лидируют среди устройств для прослушивания радио.

— Они растут, так или иначе. Я вообще не знаю, насколько умным колонкам долго жить, потому что это очередная форма доставки звука. И возможно, это трансформируется во что-то другое. Вполне возможно, что умная колонка тоже что-то промежуточное, но на данный момент потребление радиоконтента через умные колонки растет. Для нас это здорово. Нам все равно, как люди слушают радио, как им удобнее — пусть так и слушают. Радио общедоступно и бесплатно — в этом его кайф.

 У вас за плечами невероятный опыт — от рекордов в Книге Гиннесса до написания гимна футбольного клуба "Спартак". Какая из творческих или профессиональных побед наиболее значима для вас и почему?

— Она еще впереди. Самый кайф, когда ты что-то делаешь здесь и сейчас, и у тебя что-то получается. Процесс движения — в этом суть. Об этом отчасти моя пьеса "Мотылек": человек должен жить для какой-то цели или сама жизнь является целью?

 Радиоиндустрия постоянно меняется под давлением технологий и цифровизации. Каким вы видите радио в России через 5–10 лет и какие вызовы стоят перед медиахолдингами сегодня?

— Я считаю, что сейчас очень важно совместно с государством отстроить глобальные правила игры, причесать их, чтобы закон был равен для всех, ответственность была одинаковая, чтобы у потребителя был обеспечен и гарантирован доступ к радио и телевещанию, и все будет в порядке в этом плане, потому что радио живо, бренды живы. Все понимают, что в интернете ресурсы тоже достаточно ограниченны. Огромное количество ботоферм, показов, охватов, за которыми не стоит на самом деле ничего, и рекламодатели идут за реальной аудиторией, в том числе на радио, что для нас является очень хорошей точкой, которая дает нам право смотреть в будущее с оптимизмом.

 Можете ли вы оценить перспективы возвращения иностранных компаний и артистов на наш рынок? Возможно ли это в ближайшее время?

— Если бы у них не было другого выбора, то, наверное, на нашем рынке не осталось бы такого большого количества иностранных компаний. Нельзя сказать, что у кого-то было безвыходное положение. Скорее это был осознанный выбор. Я бы в этом плане к таким компаниям, которые ушли, подошел бы очень избирательно с точки зрения возможности их возвращения — вкатил бы специальный налог лет на 30−50, пусть искупают свою вину материально. А если говорить об иностранных артистах, тут вопрос чисто человеческий. Их, по большому счету, никто особо не запрещал.

Многие не приезжают не потому, что они против Путина или России, а потому, что они боятся. Я приезжаю в Дубай, встречаюсь со знакомыми и спрашиваю, почему они в Москву не приезжают. Они думают, что тут дроны с небес падают на голову. Огромное количество артистов не то чтоб не хотели к нам приезжать, они просто боятся, потому что там это описывается совершенно невероятным, сумасшедшим образом. И поэтому думаю, что для возвращения иностранных артистов вообще нет никакой проблемы.

— Их отсутствие как-то отражается на радиоиндустрии?

— Да мне кажется, что никак не отражается. Но для "Европы плюс", конечно, было бы хорошо, если бы побольше иностранных звезд приезжало, потому что "Европа плюс" часто коммуницировала со своими слушателями, предоставляя им билеты на концерты. Но сейчас она разыгрывает билеты с авиабилетами и гостиницами на концерты мировых звезд за рубежом. И это даже круче получается — "Европа Плюс LIVE TOUR" стал хитовым проектом радиостанции и примером для подражания в индустрии. В принципе, любой кризис рождает не только проблемы, но и открывает новые возможности, поэтому я не вижу глобальной проблемы.

Может быть, концертные залы пострадали, потому что были бы больше сданы в аренду. Концертный менеджмент зарабатывал бы побольше. Но, с другой стороны, я вижу, как в хвост и в гриву гастролируют наши. Не вижу в этом особой проблемы. У нас хороший, достаточно большой рынок. Проблема в том, что когда английский или американский музыкант делает песню, он ее делает с потенциальной аудиторией в 2−3 млрд человек. У нас аудитория поменьше — 250−300 млн, если брать не только население России, но и страны СНГ. Понятное дело, что от этого и вложения шоу-бизнеса в песни, клипы меньше, потому что выхлоп потенциально меньше, но все равно это большой рынок. 

 Можно ли назвать миссией ваши международные проекты — объединение зарубежных и российских артистов, несмотря на политическую ситуацию?

— Мы не думаем о том, чтобы объединять иностранных и российских артистов, мы думаем только о наших слушателях. Мы работаем только для них.

То, что они не могут приезжать в Россию, — это больше для них проблема, чем для России, потому что они зарабатывали здесь сумасшедшие деньги. Они и сейчас продолжают зарабатывать на российских богатых людях, но просто выступают чаще в Дубае или в Баку — клиент тот же самый, но в меньших объемах, несомненно. Поэтому рынок большой, и любой человек, который зарабатывает деньги на аудитории, сам заинтересован сюда вернуться. Понятное дело — мы не Индия и не Китай, но тоже объемный рынок. И самое главное — рынок обеспеченных людей, которые могут себе позволить вечером салат поесть, пока там Томас Андерс поет.

— Какие треки сейчас наиболее популярны?

— У каждой радиостанции своя потенциальная аудитория, свой собственный формат и плейлист. Но можно сказать, что из-за того, что у нас происходит нишевание, все реже появляется что-то новое и свежее. И это тоже отчасти проблема, связанная, как мне кажется, немного с государственной политикой в отношении традиционных медиа. Очень мало стало появляться песен и хитов, которые пела бы вся страна от мала до велика. Из последних — "Матушка-земля", "Ягода-малинка" и "Юность".

Но этих песен должно быть больше, потому что музыка, как и радио, должна людей объединять. И люди, которые говорят на одном языке, читают одни книги, слушают одни песни, смотрят одни фильмы, больше похожи на семью, общество, больше похожи на страну. Все меньше становится признаков, которые нас объединяют. И это плохо, это проблема, над которой нужно и можно работать. Я думаю, что это большой вызов и что просто сейчас не до того — других проблем много. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии