В 2025 году казалось бы самый
неприметный предмет гардероба — фартук — переживает своего рода
культурный ренессанс. Кухонный атрибут мелькает на подиумах и
страницах популярных блогеров, становится частью арт-инсталляций, а
CNN и вовсе
Почему фартук стал модным?
Традиционно фартук
ассоциировался с домашним бытом, но сегодня он вышел далеко за
стены кухни. «Фартук переживает настоящее возрождение в массовой
культуре и становится частью мировой моды», —
Профессор моды из Лондонского
колледжа Джудит Кларк сопоставляет фартук с талисманом — мостом
между личной историей и общим контекстом. «Он как талисман.
Надеваешь — и сразу чувствуешь тепло, вспоминаешь близких», —
Селена Гомес
Кадр: телешоу Selena + Chef / HBO Max
Фартук вернулся как часть запроса общества на медленную моду и честность. Люди все чаще выбирают вещи, которые не просто выглядят красиво, а несут в себе скрытые смыслы
Одной из первых запрос публики
на честность почувствовала американка Мередит Хейден. Кулинарная
блогерша
Как фартук стал символом протеста?
Исторически фартук был маркером рабочих профессий: обычно его носили повара, пекари, домработницы и швеи. А в культуре он закрепился как символ невидимой женской работы — той, что не оплачивается и воспринимается домочадцами «по умолчанию».
Американские правые и религиозные движения до сих пор используют его в визуальном коде «идеальной хозяйки» или «традиционной жены»
Теперь же фартук, напротив, стал символом протеста против патриархального строя. Его используют художники, активисты и дизайнеры, чтобы переосмыслить роли, которые навязывались женщинам десятилетиями.
Японская художница Ешико Шимад,
например,
Последователи феминизма объясняют, что фартук неспроста стал символом борьбы — это стратегия, знакомая по истории с мини-юбкой 1960-х: взять то, что использовалось против тебя, и превратить это в оружие.
И пока консерваторы пропагандируют с помощью фартука традиционные ценности (в том числе благодаря популярным блогерам, таким как Нара Смит и Ballerina Farm), «левые», напротив, противостоят с его помощью патриархальному строю.
Причем в этот процесс вовлечены
и мужчины. На прошедшей в Париже мужской неделе моды дизайнеры
активно
Кто популяризовал фартук?
После соцсетей фартук
Дизайнеры Миучча Прада и Раф Симонс объяснили идею так: это одежда для тех, кто хочет защищаться от агрессии мира, но делает это с нежностью
А модный дом Fendi в прошлом
году выпустили линию утилитарных кожаных фартуков для мужчин — с
элементами плотницкого ремесла. По
Австрийский бренд Koo пошел
другим путем. Дизайнеры марки выпускают двухсторонние фартуки,
вдохновленные традициями региона Бургенланд, — самой молодой из
земель
Модель на показе Christian Dior
Фото: Victor Boyko / Getty Images
Вслед за показами в
дизайнерских фартуках начали появляться и главные мировые звезды,
среди которых оказались Гвинет Пелтроу,
«Фартук — это не маска. Он
показывает, кем ты являешься», — так неожиданную тенденцию
Комментарии