Структура экзамена не изменилась. 24 задания с краткими ответами (и тут сразу подсказка от Татьяны Жихаревой: в ответах ч.I должно получаться целое число или конечная десятичная дробь. Получится, скажем, 1/3 – перепроверяй решение: в расчетах ошибка). В ч. II входят восемь задач: две с кратким ответом и шесть с развернутым. Темы – по всему пройденному курсу: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика, квантовая физика и прочие твои давние знакомцы. Два главных изменения КИМ последних лет – в задачах № 28 и 24
– Каково максимально возможное количество верных утверждений в задании №24? – поинтересовался при прямом включении из Выборга (Ленобласть) Станислав Лобанков. (Ответ: 2 или 3).
– А почему сложное задание № 24 оценивается всего в 2 балла? – развили тему в чате. Два года назад, разъяснил Антон Гиголо, это задание изменили, чтобы отсечь ответы, полученные методом исключения, вроде: это утверждение неправильное, стало быть, верно другое. Теперь, когда надо указать все правильные утверждения, полный балл «методом тыка» не получишь. А то, что это «всего» 2 балла, справедливо, заверил эксперт: это задание повышенной, но не высокой сложности. Кстати, многие вопросы, подчеркнул он, развеет знакомство с кодификатором, спецификацией, демоверсиями вариантов и навигатором самостоятельной подготовки к ЕГЭ, выложенными на сайте ФИПИ. К примеру, в спецификации легко ищется таблица обобщенного варианта, где прописаны все элементы содержания, из которых собираются экзаменационные работы, в кодификаторе зафиксированы формулы, считающиеся базовыми, а также обозначения, не требующие специальных описаний. Кстати, всеми этими материалами пользуются Иван Старосветов и Владислав Агафонов, и, надо думать, потому экзамена, по их словам, совсем не боятся. Впрочем, лайфхаки по подготовке к ЕГЭ от Татьяны Жихаревой, наверняка, пригодятся и им.
К стрессу на экзамене хорошо готовит участие в репетиционных экзаменах. (Физика, как известно, держится на опытах, так что не пренебрегай ими и при подготовке к экзамену!) А для учебной подготовки проверь по Навигатору самоподготовки, все ли темы знаешь: вылезет какая-то западающая – еще не поздно ее повторить. И обязательно проверь по кодификатору знание формул. Выучить их накануне экзамена нереально, так что начинай прямо сейчас: на экзамене у тебя не будет заветной тетрадки с формулами, помогающей дома щелкать задачки как орехи.
На то, как учить формулы, свои лайфхаки. Татьяне Жихаревой всегда помогали карточки, где с одной стороны она писала формулу, а с другой формулировку закона. К 11-му классу, наверняка, у каждого есть свой опыт заучивания.
Традиционный лидер вопросов – самые распространенные ошибки на ЕГЭ. И традиционный же ответ: ошибки от невнимательности! Глянул кто-то мельком на график и возрадовался: знаю! А в итоге решил задачу, придуманную им самим. Чтобы такого не было, читай условия от начала до конца: там нет ни одного лишнего слова, а часто имеется подсказка, как приступить к решению! Следи, к примеру, за единицами измерения, в которых надо записать физическую величину: они даны в условиях задачи. Повнимательней и с задачей на выбор двух правильных из пяти утверждений. Показались тебе верными первое и, скажем, третье утверждения, и, не прочитав остальных, ты записал эти ответы в бланк. И ошибся. Для уверенности в правильном ответе надо убедиться, что все оставшиеся утверждения неверны!
Есть и жертвы неверного заполнения бланков. Кто-то, допустим, перенес первые 20 ответов в бланк № 1 верно, а остальные 6 сдвинул на единицу. В итоге ответы не соответствуют номеру задания, и все дальнейшие номера, включая решенные верно, не засчитаны. Поэтому не ленитесь, распечатайте бланк № 1 из Сети и заполните его хотя бы раз десять, чтобы потом не путаться, советует Антон Гиголо. И убедитесь, что умеете пользоваться полями замены в бланке № 1! Написанный неверно ответ – не трагедия: существуют поля замены, с которыми можно работать. Освойте и правильное оформление развернутых ответов: досадно, когда работа сделана идеально, но не написаны единицы измерения. Это повод для снижения балла!
Прямое включение из Котласа Архангельской области. Ксения Селина из лицея № 3 интересуется: «Каковы особенности оценивания задачи № 27?»
«Это краткое физическое эссе по конкретной физической ситуации, – разъяснил Антон Гиголо. – Главный элемент, без которого не получить максимума в 3 балла, – правильный, четкий, полный ответ на вопрос задачи, который надо обосновать с помощью физических формул и законов, а также построения цепочки логических связей и рассуждений на основе физических законов или явлений. Как правило, для этого достаточно указать три закона, три явления, но иногда цепочка длиннее – в 5–6 звеньев. 2 балла – если в ответе есть небольшие недостатки (например, пропуск одного физического закона или явления). А если пропущено два явления или больше, есть ошибки или не сформулирован правильно ответ, больше 1 балла не получить. Правда, даже если не все формулы указаны, но есть правильные рассуждения, ведущие к решению задачи, за них можно получить 1 балл!» (Этот балл может сыграть решающую роль при поступлении. Так что бьемся до конца!)
– Дадут ли балл за решение трехбалльной задачи, если написан закон, но не указано его название? – воспользовалась прямым включением Котласа Ева Кривошапкина.
В качественной задаче (той же 27-й) можно написать название закона словами или формулой – годится всё. А вот в расчетных задачах иногда требуется описание вновь вводимые величины. Тогда, если использованы нестандартные, экзотические обозначения, надо объяснять, что и какими буквами в этой формуле обозначено. А вот при обозначениях из кодификатора никаких названий законов можно не писать.
Злоупотребление «экзотикой» вообще может сыграть на экзамене злую шутку, предупредила Татьяна Жихарева. Помимо затрат времени, в заданиях ч.II из-за этого может появиться лишняя запись, которую сочтут ошибкой, и вместо 3 баллов вы получите лишь 2. То же случится, если на экзамене всюду, где ни попадя, рисовать векторы: лучше не надо, если такого требования нет! Есть и другая опасность: ради экономии времени сразу написать, к примеру, формулу радиуса окружности, по которому будет двигаться заряженная частица в магнитном поле. Не делайте этого, ведь тогда непонятно, знаете ли вы формулу силы Лоренца, под действием которой частица будет двигаться по окружности, и умеете ли писать 2-й закон Ньютона. Задача проверяет именно это знание, а не специфические формулы! Короче, если можешь вывести формулу из основных уравнений, законов и формул кодификатора – сделай это! Содержание кодификатора является базовым и основным. А креатив хорош в меру.
– Засчитают ли ответ верным, если не провел округление или оставил больше цифр, чем требуется, волнуются написавшие в чат эфира «МК».
Ответы для ч.I – только целые числа или конечные десятичные дроби, так что тут ничего округлять не нужно. К задачам с развернутым ответом вообще никаких требований к округлению не предъявляется. И сразу о том, сколько знаков при написании показаний приборов и погрешностей писать в задании № 22. Точность результата определяется погрешностью: если погрешность до сотых, то и результат указывается до сотых; если до тысячных – то и результат до тысячных.
– Правда ли, что в 32-м задании будет квантовая физика, а в 26-м – волновая оптика с рефракционной решеткой?
32-я задача – квантовая физика. А в 26-й задаче может попасться не только волновая оптика, но и геометрическая оптика, и электродинамика. Тема электродинамики очень велика, так что сказать, что конкретно попадет в 26-ю задачу, сложно. Главное другое. Стобалльника от высокобалльника, подытожила Татьяна Жихарева, «отличает не незнание, а концентрация внимания. Поэтому, написав ответы, всё перепроверь! Эта косметика может быть важна!» Ну а марафон «МК» «ЕГЭ – это про100!» продолжается. Вопросы по физике, которые не попали в эфир № 7, можно прислать на наш сайт или на страницы «МК» и Рособрнадзора в соцсетях. Ждем вопросы и по другим предметам, ведь впереди новые эфиры!
Следите за прямыми эфирами в наших соцсетях
0+
Комментарии