Домохозяйки на зарплате: новый закон или спорный эксперимент

Общество

30 Просмотры 0

МРОТ на булавки или приманка для маргиналов: в Госдуме предложили оплачивать труд домохозяек

Парламент повернулся лицом к женщинам и предложил оплачивать труд домохозяек. Правда, к кому же парламент при этом повернулся задом — это другой вопрос... Так или иначе, в законодательной избушке интересные новости: на рассмотрение внесен законопроект, согласно которому предлагают ввести выплату ежемесячного прожиточного минимума «россиянам, которые занимаются домашним хозяйством».

МРОТ на булавки или приманка для маргиналов: в Госдуме предложили оплачивать труд домохозяек
Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press

То есть, не только женам, но и мужьям, в теории, получается. Но, не так все просто. Потенциальные претенденты на эту выплату, во-первых, должны «постоянно проживать» в России вместе с семьей и заниматься исключительно делами по дому. И не быть понаехавшими, понятно, а то были прецеденты... Поэтому решено: МРОТ будут давать домохозяйкам или домохозяевам после пяти и более лет проживания на территории России

И только гражданам, само собой.

Также расшифровано у депутатов, что за дела такие, стоящие: приготовление пищи, стирка и уборка, уход за инвалидами и престарелыми родителями. Вот так-то! Кажется, это не понравится тем, кто предпочитает думать, что домохозяйка – это, мол, «две кнопки нажимать» или «ногти пилить да в сериалы смотреть». Ничего из невыносимой легкости бытия у думцев в тексте нет.

Отсутствует, правда, и часть таких рутинных мероприятий, как уход за младенцами, выполнения домашних заданий со школьниками, организация детского и семейного отдыха (с планированием культурных мероприятий). Обсуждение и планирование рубрики «всякое», эмоциональная поддержка родственников. Нет садово-огородных дел, хотя по статистике, дачи имеются у 63% соотечественников. Нет уговоров починить крыльцо, завершить ремонт, отвезти питомца в ветклинику или прибить полку… Не упоминается. Пустое, видимо, «домашняя хоботня», которая гроша ломаного даже не стоит.

Да и прочий «домашний вклад» надо будет доказывать. «Выплата назначается на полгода, затем ее можно продлить», – формулируют депутаты. Это как комиссия МСЭ, которая еще недавно требовала подтверждать ежегодно, выросла или нет у человека утраченная конечность. Тут с еще большей частотой хотят знать, перестал или нет некто быть социальным инвалидом.

Из содержательной части проекта закона еще можно узнать, что матпомощь предлагается оказывать людям небогатым — тем, чей «размер среднедушевого дохода семьи не больше двойного прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе». И еще одно исключение: за бортом инициативы будут россияне, выплачивающие «налог на профессиональный доход» — проще говоря, самозанятые. Все просто: подрабатываешь хоть как-то? До свидания!

О том, «что такое хорошо и что такое плохо», хорошо судить детстве, при поддержке Маяковского. Или в отвлеченной реальности. У взрослых обычно «все сложно», вот и дилемма о «зарплатах» домохозяйкам всплывает не впервые. И натыкается на традиционные вилы. С одной стороны, понятно, что забота о доме, о семье и детях, – это труд, «и любой труд должен быть оплачен». С другой, со времен Зощенко альтернативная позиция известна: «Вот я на иждивении мужа нахожусь, сама бедная-несчастная…» И все так чинно-благородно.

К испытанной веками и даже социальным экспериментом СССР парадигме семейно-брачных отношениях «по-старому» сегодня прицепились новые понятия. «Накопить «подушку» на декрет», например. Или «быт не пополам, деньги пополам».

Откуда взяться «пополаму» в декретном отпуске у женщины, если она вошла в него, не будучи трудоустроенной, идеологами такого «нового порядка» не сообщается. Понятно, что такой маме-домохозяйке и МРОТ будет подспорьем – не нужно будет выпрашивать деньги на помады да колготки. Судя по многочисленным исповедям в соцсетях, такие истории не редки. Не зря народная молва даже поговорку новую сочинила: «Жена познается в бедности, а муж в декрете».

С другой стороны, социологи, психологи, экономисты и даже некоторые демографы выступают против «платных» жен и декретов. Потому что, как в ситуации с любыми детско-семейными соцпособиями, наиболее охочими до них оказываются граждане, которым «где бы ни работать, лишь бы не работать».

По информации уполномоченного по правам ребенка в РФ, «в России более 200 тысяч детей живут в семьях, которые находятся в социально-опасном положении». Согласно другим, более ранним подсчетам, от ведущего экономического вуза страны, «почти 20% российских домохозяйств близки к маргинализации и изоляции от общества из-за бедности и других факторов».

Поэтому, сходу сложно понять, платить зарплату «домхозу» или не платить, к добру или к худу. Нормальному человеку эти 15-20 тысяч в месяц «ни о чем». Иному кому-то «хоть какая-то помощь», а маргиналу – богатство.

— Если работавшая ранее женщина уходит в декрет или по каким-то иным причинам становится домохозяйкой, для нее это большой стресс, – говорит семейный психолог Марианна Разумовская. – Не так важно, с маленьким ребенком или для ухода за престарелым родственником, с личностными, медицинскими проблемами женщина «села дома». Зависимое от супруга положение усугубляет напряженность. Появляются угрызение совести, что она живет на чужой счет, страхи, неуверенность.

Кто-то с головой уходит в быт, в детей, в семью, чтобы «компенсировать», выполнить свою работу как можно лучше. Кто-то пытается учиться и подрабатывать, иногда в ущерб сну и здоровью, но только чтобы не «сидеть дома зря». Таким домохозяйкам небольшая выплата помогла бы сгладить напряжение.

В классическом варианте декрета (или у жены, которая решила осесть дома) меняются социальные роли. Мужчина примеряет на роль единственного добытчика благ для семьи и не всегда его это красит. Многие искренне заблуждаются, насколько тяжело бывает вести быт и присматривать за детьми, или даже одним ребенком, если тот беспокойный. У меня был случай, когда папа-офисный служащий каждое утро уходил на работу со словами: «Ну, отдыхайте». И делал так до тех пор, пока жена не попала в больницу на две недели и ему самому пришлось ухаживать за ребенком.

Оставшись единственным добытчиком, мужчины порой неосознанно пытаются транслировать традиционные паттерны. Не вникая в то, что у жены нет традиционной деревенской поддержки, большой и многоуровневой. Бабушки в помощь и то стали редки. «Стал вдруг требовать ужин из трех блюд, и чтобы сервировала салат, суп и горячее с льняными салфетками и подтарельницами как в ресторане». Или: «хочет, чтобы, как он приходит, я выносила подогретые на батарее тапочки», – реальные рассказы женщин, которые «попали» в декрет.

Впрочем, и без детей, или когда отпрыски выросли, социальная ценность «не работающей» жены нивелируется. На нее часто смотрят как на обслугу, домашний труд не вызывает уважения. «Меняю одну старую жену за 40 на двух молодых по 20», – есть и такая циничная новая пословица. И убедительная статистика, согласно которой, именно после того, как «жена села дома», мужчина решаются на измену.

— Еще большую поддержку, включая материальную, в нашем менталитете должны получать мужчины, которые пошли в декрет или стали домохозяевами, – добавляет Разумовская. – В России такие семьи малочисленны по сравнению с гендерно-традиционными. Но и в других странах, где домашнее отцовство или супружество более развиты, мужчины сталкиваются с культурными барьерами, непониманием, даже с социальной изоляцией. Их так же тревожат внутренние конфликты, боязнь потерять профессию, утратить статус и финансовую состоятельность.

Часто такие мужчины создают сетевые сообщества и клубы, организуют акции, направленные на то, чтобы общество стало терпимее к их образу жизни. Возможно, это пособие тоже станет отдушиной для «домохозяев» в нашей стране. Свои деньги «на рыболовные крючки», так сказать. А может, и на платные курсы или другое увлечение, не помешают.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии