В парламенте и РПЦ в штыки встретили школьный учебник под редакцией «родолога» и эзотерика Мосуновой
Учебник семьеведения, о котором говорили не один месяц, наконец презентован. И он сразу же вызвал большой «ля шкандаль» из-за редактора — не только психолога, но и «родолога» Ксении Мосуновой. Обнародовать текст фундаментального труда для школьников авторы и издатели не торопились. И теперь понятно почему. Очень уж он получился неоднозначным.

Первая часть «Семьеведения» легко заткнет за пояс лучших резидентов стендапа и почившего юмориста Задорнова. И Зощенко с подзабытым Аверченко иногда — так лихо у них там все сформулировано. Переполох вокруг нового учебника внеурочного, слава богам, семьеведения поднял священник РПЦ Павел Островский
Реакция оказалась мощной. Не только в Госдуме, но и повыше (в Совете Федерации) заявили, что не будут «учить своих детей по этому учебнику». И даже «свои» в лице депутата Милонова сказали, мол, жуть!
Привлеченный такой хорошей рекламой, «МК» зачел первую часть учебника, что для 12–14-летних подростков писана. Еще недавно текст неоткуда было взять, а ныне депутат Нина Останина (одна из главных инициаторов семьеведения) разместила «первый том» у себя в соцсетях как аргумент в споре.
Список составителей-экспертов звучит внушительно: «108 специалистов, из них 4 доктора наук, 7 кандидатов наук». Да еще «редакторы, издатели и эксперты с разным профессиональным опытом». Им отдельный привет, особенно от филологов.
Во первых строках сказано: «Слово «отец» происходит от слова «отечество». Ну что же: принципам семьеведения это, конечно, соответствует... в отличие от принципов и правил языкознания. Там-то все наоборот.
И дальше такая же оруэлловщина идет: «Семейные ценности — одна из основ вероучения всех традиционных религиозных направлений, существующих в России». А традиционные конфессии считают, что это они основа семьи, а не наоборот.
Читаем дальше: «Большая семья — это твой жизненный ресурс». Духовный или нравственный и даже вспомощной, возможно. Но уж ресурсы — именно то, чем небогаты многодетные, с воды на хлеб перебивающиеся.
Учебник косит под современность, в нем много анимированных картинок, упоминаются гаджеты. А вот содержание как будто застряло в прошлом десятилетий этак на... на много. «Папа инженер, он гордится тем, что работает и созидает». «Мама — воспитываю 4 детей, люблю выращивать домашние растения». Дедушка — летчик в прошлом, он на заглавной картинке. О бабушке история умалчивает…
В историческом экскурсе дается упоминание о патриархальной семье. Не самый ядовитый отрывок из «Домостроя» приводится — ничего о «побивати» жен с чадами и домочадцами там нет. Зато теперь, пишут авторы, у нас в ходу партнерская семья. Ну-ну…
Много и откровенно смешного — не зря ж вспомнился Аверченко. «Многие объединения людей, от рок-групп до спортивных команд, стремятся быть похожими на семью», — продвигают авторы пиар фамилии как социального института.
Продолжаем: «Семейное общение — это не только повседневная переписка в социальных сетях…» Супергерой на дому: вымой посуду, помоги бабушке с компьютером. Или практикум: «Опиши, каким бы был мир, если бы в нем не было семьи?» Очень полезно в 13 лет, мальчики такое в смартфоне на каждой перемене смотрят.
Насчет авторитетов в семье есть в учебнике такие строки: «Папа — защитник и опора в семье». Он «не только воспитывает детей, но и передает им семейные традиции». Это не все: папа «решает семейные задачи, справляется с трудностями». Он точно авторитет и «эмоциональная поддержка». Не успели многочисленные мамы, одинокие и не очень, отойти от удивления и попенять Некрасову, который своими избами и конями их явно сбил с панталыку, как узнали (я даже приведу эту цитату целиком): «Материнство — это как умение плести волшебные ковры из заботы и любви».
Останина с Мосуновой и 108 «кандидатами наук» полагают, что «мама обнимает тебя перед сном и рассказывает сказку. Мама — тот человек, который помогает тебе чувствовать себя любимым и защищенным». Поддерживает, подбадривает…
От души хочется проникнуть в блистающий мир, описанный в учебнике. И к мамам — легкокрылым феям домашнего очага, присоединиться. Смущает лишь предложенный ниже пример подбадривания мамой своего ребенка: «Я знаю, ты справишься с этой работой, ты все знаешь — готов к контрольной, весь вечер повторял материал»… Кажется, что это проговаривает ИИ, причем не слишком-то дружелюбно настроенный к человеку.
Как еще понять, что теоретические выкладки ни к черту, — посмотреть на примеры. Единственный пример счастливой семьи, что выцепили составители учебника из русской классической литературы, — Ростовы из «Войны и мира». Их можно понять: а кого еще в назидание брать? Карениных или Облонских? Арбениных? Кирсановых? В русской литературе, увы, дефицит счастливых семей... Зато вот Пушкина составители приводят как пример многодетного папы. Это менее очевидно, но тоже образчик не очень. И не потому, что огромные карточные долги, «грехи молодости», которые царь оплачивал. После первенца при родах своей «мадонны» Александр Сергеевич не присутствовал, не любил он «этого всего». Криков, стонов, возни с новорожденным… Отцом своим «Машке, Гришке, Сашке и Наташке» был нежным, но довольно-таки поверхностным.
Впрочем, что Пушкин — обычным подросткам учебник советует вплотную заняться составлением родословной. Вот встретились одноклассники: «Привет, зачем ты рисуешь генеалогическое древо?» Семейные традиции описываются как ужины по воскресеньям и настольные игры всей семьей. Дополнительные идеи: записи рассказов бабушек и дедушек. Тематические вечера, посвященные семейной истории. В общем, как теплых дней или как соловей лета ждем учебник для 8–9-го класса. Времена нынче нелегкие, в чем-то даже суровые. Нам без семьеведения скучно…
Заголовок в газете: Семейное несчастье
Комментарии