В
советские времена подобные проекты были, но провалились. Окажется
ли успешной новая попытка?
Как будет выглядеть "Енисей"
В целом на сегодняшний день расклад такой: две ступени, первая
из них состоит из шести блоков, расположенных вокруг центрального.
Всё это должно будет поднимать на низкую околоземную орбиту как
минимум сотню тонн полезного груза и 27 тонн доставлять к Луне.
Изначально предполагалось, что нижние блоки будут теми же
самыми, которые разрабатывают для ракеты "Иртыш" ("Союз-5") —
среднетяжёлого носителя, который сможет выводить на низкую орбиту
17 тонн. То есть первая ступень "Енисея" должна была быть
конструкцией из шести первых ступеней "Иртыша". А вторую ступень
планировали взять от "Союза-6" — ещё одной ракеты среднего класса,
её создают на базе "Союза-5". Для обоих этих носителей
предусмотрены двигатели на керосине и жидком кислороде.
Знаете, что это? Это части конструкции
универсальных ракетных модулей нашей новой ракеты сверхтяжёлого
класса "Енисей") pic.twitter.com/dyJRzEvVDP
Однако в декабре 2020 года глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин
выступил с инициативой перевести будущий "Енисей" на метан. Это
неизбежно означало полный пересмотр всей концепции
В марте 2021 года стало известно о новом облике сверхтяжа. По
данным источника в ракетно-космической отрасли, для нижних блоков
решено использовать метановые двигатели РД-182 с тягой 250 тонн,
разработанные в НПО "Энергомаш" для многоразовой ракеты "Амур-СПГ".
Для второй ступени выбрали РД-0169, тоже на метане, только не столь
мощный — 100 тонн тяги.
— У нас была и остаётся идея создания более мощного
метанового двигателя для нижних ступеней сверхтяжа. Ведь при тяге
РД-0169 около 100 тонн придётся поставить на ракету три десятка
таких двигателей. Специалисты РКЦ "Прогресс" (входит в состав
госкорпорации "Роскосмос") согласны с нами, что неразумно ставить
гроздь маленьких двигателей, поэтому предложен двигатель тягой 250
или даже 600 тонн. Есть понимание, как его сделать, и в своё время
такие работы проводились в "Энергомаше", —
рассказал РИА
"Новости" генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь
Арбузов.
Главный плюс метана как ракетного топлива прежде всего в его
экологичности, но в целом список его преимуществ невелик, считает
действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
Александр Железняков.
Я не могу сказать, чтобы мы получили какое-то кардинальное
преимущество. Есть в заправке этого топлива некоторые преимущества
(по его доставке на космодром), но это всё скорее логистического
характера. А по энергетике особого преимущества не будет
Александр Железняков
Академик космонавтики,
действительный член Академии космонавтики имени К.Э.
Циолковского
Ситуация такова, что и первоначальные, и нынешние планы означают
создание первого российского — то есть первого после распада СССР —
сверхтяжёлого носителя на базе тех ракет, которых тоже ещё нет. Его
первый запуск был намечен на 2028 год, но с учётом пересмотра
проекта в "Роскосмосе" перенесли сроки на "после 2032 года".
Впрочем, заверили, что график Российской лунной программы от этого
не сдвигается — просто для ближайших миссий будут использовать
другую ракету — "Ангару".
О Российской лунной программе
Для начала предстоит после перерыва длиной в четверть века снова
запустить к Луне автоматическую станцию "Луна-25", миссия назначена
на 1 октября 2021 года, в космос зонд отправят на среднетяжёлой
ракете "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат". Далее — ещё
несколько аппаратов и беспилотный запуск корабля "Орёл" (бывшая
"Федерация") на "Ангаре-А5".
Следующий огромный шаг — строительство окололунной станции.
Именно на этом этапе, как ожидается, и понадобится "Енисей". По
одному из вариантов, станцию будут создавать на основе трёх новых
модулей МКС. Недавно российская сторона отказалась от участия в
совместном с NASA проекте Gateway — в "Роскосмосе" заявили, что
нашей стране в нём уделена слишком малая роль. Вскоре о совместном
строительстве космической станции на окололунной орбите Россия
договорилась с Китаем.
Следующие пункты — пилотируемые облёты Луны, высадка космонавтов
на поверхность на 14 дней и развёртывание первых элементов будущей
посещаемой базы. В российском лунном городке (по планам) будут в
том числе убежища от радиации, техника для добычи водяного льда и
производства на его основе ракетного топлива
(кислородно-водородного), а ещё предусмотрены две обсерватории.
Если мы поставим чёткую цель перед этим носителем, то есть
отправку грузов на Луну, развёртывание базы, о чём много говорится,
тогда у "Енисея", скажем так, прекрасные перспективы. Если не будет
этих задач, это под большим вопросом. Но думаю, что бог троицу
любит и третья наша попытка создать сверхтяж и заставить его
регулярно летать может оказаться успешной
Александр Железняков
Академик космонавтики,
действительный член Академии космонавтики имени К.Э.
Циолковского
Это была несбывшаяся мечта Сергея Королёва. Ещё в 1960-е годы,
когда страна рукоплескала Юрию Гагарину, Алексею Леонову, Валентине
Терешковой, мысль генерального конструктора уже летела намного
дальше: под его руководством в обстановке строгой секретности
создавали советскую ракету для межпланетных миссий. Название Н-1,
по разным данным, расшифровывается как "Наука-1" (или
"Носитель-1").
Эта ракета создавалась с целью доставить советских космонавтов
на Луну, и с её помощью планировалось обогнать в этом вопросе
американцев
Александр Железняков
Академик космонавтики,
действительный член Академии космонавтики имени К.Э.
Циолковского
Интересно, что тогда именно по поводу двигателей для этой ракеты
в ОКБ-1 возник серьёзный и горячий спор. Королёв решительно
поддерживал схему "керосин-кислород", но главный конструктор НПО
"Энергомаш", прославленный двигателестроитель академик Валентин
Глушко (именем которого теперь и называется научно-производственное
объединение) был категорически против этой идеи и настаивал на
использовании другого топлива: знаменитого гептила
(C2H8N2) и азотного
тетраоксида в качестве окислителя.
Тогда, в начале 60-х годов, нужно было решить, что для нас
важнее: достижение приоритета или создание экологически чистой
ракеты. По пути экологичности пошёл Сергей Павлович Королёв, и,
наверное, когда-нибудь смогли бы Н-1 научить летать, но это
оказался долгий путь. Если бы во главу угла ставилась задача
опередить во что бы то ни стало американцев, тогда, наверное, был
бы смысл согласиться с доводами академика Глушко. И, возможно, нам
бы удалось научить Н-1 летать ещё до того, как американцы оказались
на Луне
Александр Железняков
Академик космонавтики,
действительный член Академии космонавтики имени К.Э.
Циолковского
В итоге Глушко проиграл: госкомиссия одобрила вариант Королёва.
После этого "Энергомаш" отстранился от Н-1, изготовление двигателей
поручили конструкторскому бюро Николая Кузнецова (ныне Самарский
научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова).
Ракета получилась пятиступенчатая, и у неё должно было быть в
общей сложности ровно ПЯТЬДЕСЯТ двигателей. Из них 36 — на первой
ступени. Первые три ступени нужны были для выхода на околоземную
орбиту, оставшиеся две — для полёта к Луне или даже к Марсу (именно
к этому стремился Сергей Павлович).
Было четыре испытания первой ступени — в 1969–1972 годах. Все
неудачные, с мощнейшими взрывами. Ну и что? Ракетостроителям не
привыкать, тем более когда речь идёт о таком эпохальном проекте.
Достаточно сейчас посмотреть, как одна за другой взлетают на воздух
прототипы Starship американской компании SpaceX. И создатели Н-1
продолжали работу: на август 1974 года были назначены следующие
испытания, притом планировалось попытаться не просто поднять в
воздух ракету, а совершить полёт до Луны и обратно. Более того, был
план отправить в 1979 году советскую экспедицию на Луну, а в 80-е
годы построить на спутнике Земли базу "Звезда".
Но дело в том, что в 1969 году Луны уже достигли американцы, они
наладили туда регулярные пилотируемые полёты, так что гонку сочли
проигранной, и это, судя по всему, было деморализующим фактором.
Сергея Королёва в 1966-м не стало. Восемь лет после этого на посту
генерального был один из его ближайших соратников — академик
Василий Мишин. Как раз при нём работа над Н-1 ещё продолжалась. Но
в мае 1974 года его сменил Валентин Глушко, у которого, как мы уже
упоминали, был конфликт с Королёвым по поводу межпланетной ракеты.
И факт в том, что он распорядился прекратить все работы над Н-1, а
в руководстве СССР никто ничего не имел против. Как вспоминал
выдающийся советский конструктор Дмитрий Козлов, Глушко считал Н-1
устаревшим проектом, а Дмитрий Ильич был с этим в корне не согласен
и из-за этого решил больше не сотрудничать с НПО "Энергия". Его
предприятие отделилось и образовало самостоятельное ЦСКБ
"Прогресс".
Но очень скоро в правительстве поняли, что стране срочно нужен
собственный сверхтяж: многоразовые американские "спейс шаттлы"
обеспечивали Соединённым Штатам серьёзное военное преимущество.
Решили создать советский аналог: знаменитый проект получил название
"Энергия" — "Буран". Созданная для него в НПО "Энергия" одноимённая
ракета пока ещё остаётся самой мощной в истории отечественной
космонавтики. Её грузоподъёмность 100 тонн (для низкой околоземной
орбиты). Для сравнения: у "Протонов" — 23,7 тонны, у "Ангары-А5" —
24,5 тонны.
У "Энергии" было две ступени: основной центральный блок (вторая
ступень) и четыре боковых (первая ступень). На каждом из боковых
было по одному двигателю РД-170 (кислород-керосин, разработка
"Энергомаша"), а на центральном — четыре РД-0120, в которых вместо
керосина был жидкий водород.
В итоге ракету запустили лишь дважды: в мае 1987 года с макетом
боевого лазерного комплекса "Скиф" (его тогда не удалось вывести на
орбиту) и, собственно, с космолётом "Буран" 15 ноября 1988 года.
Тот полёт вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как первый в истории
полностью автоматический полёт в космос. Кстати, тогда "Буран"
перед самым заходом на посадку внезапно "передумал" садиться и, к
ужасу всех наблюдавших это, ушёл в неизвестном направлении:
оказалось, его датчикам, так сказать, "не понравился" сильный ветер
над полосой, и корабль просто решил сделать ещё один круг. Уже с
конца 70-х годов для этого корабля формировали отряды
космонавтов-испытателей, в общей сложности было три набора. Но
пилотируемый полёт так и не состоялся, а в 1993 году программу
"Энергия" — "Буран" и вовсе закрыли.
Когда развалился Советский Союз, других целей, кроме военных, у
"Бурана" не нашлось. А мы тогда проводили политику разрядки, то
есть шла ликвидация многих систем вооружения, поэтому для "Бурана"
грузов гражданского назначения не было, а от военных мы отказались.
То есть поддерживать эту очень дорогостоящую программу смысла не
было
Александр Железняков
Академик космонавтики,
действительный член Академии космонавтики имени К.Э.
Циолковского
Когда в ноябре 2019 года проект "Енисея" отправили на доработку,
учёные вспоминали "Энергию" и тоже выразили мнение, что для неё в
своё время недостаточно проработали цели и задачи и нужно
постараться избежать той же ошибки с новой сверхтяжёлой
ракетой.
Комментарии