Сегодня к мастурбации во всём мире относятся плюс-минус спокойно: кто как хочет, тот так досуг и проводит. То ли дело в прошлом. Вплоть до середины XX века в светском обществе рукоблудие не только порицалось — с ним активно боролись. Блюстители нравственности пускали в ход всё: от молитв до калечащих механизмов.
Онанистов презирали с начала времён?
Первые люди к самоудовлетворению относились позитивно. Во всяком случае, этому занятию было место в племенах, его, судя по всему, не стеснялись. Даже в наскальной живописи историки нет-нет да находят изображения онанирующих людей.
В ряде древних культур самоудовлетворение даже превозносилось. Шумерский бог воды Энки, согласно мифологии, заполнил русла рек Тигр и Евфрат, занимаясь именно тем, о чём вы подумали
А что было у греков и римлян?
Древние греки также спокойно относились к "одиночным играм". Хватает изображений и текстов, которые это подтверждают. Например, одиозный философ Диоген прославился не только жизнью в бочке, но и тем, что был, пожалуй, первым эксгибиционистом. Он нередко "душил змея" у людей на виду.
Женщины в этом плане были несколько ущемлены: считалось, что они не получают истинного удовольствия без непосредственно пенетрации и эякуляции. Что, впрочем, не мешало им получать "ложное" удовольствие с помощью допотопных фаллоимитаторов, которые археологи, конечно же, находят.
Римляне знали, что мужское семя имеет прямое отношение к
зарождению новой человеческой жизни, и на этой почве напрасное
излияние осуждалось. Поэт Марк Валерий Марциал
В Средневековье, наверное, было строго: отрубали пенисы и прижигали клиторы?
Безусловно, проблем в жизни одиноких людей с приходом в общество Торквемады прибавилось. Однако они не были настолько большими, как у ведьм или астрономов. В раннем Средневековье рукоблудие, как и практически любое другое проявление похоти, считалось грехом. Но на эшафот за него не отправляли.
Онанизм подрывал семейные устои: считалось, если муж ублажает себя, то он неверный. Считалось также, что от "соло-выступления" до мужеложства — один шаг. А мужеложство — грех посерьёзнее: за него можно было и на плаху. Как минимум в Англии и Германии.
Говорят, до конца XIII века военные походы разбавлялись регулярными визитами куртизанок в лагеря. Практиковалось это для того, чтобы солдатня не скучала наедине с собой и не занималась тем самым мужеложством.
С приходом Ренессанса стало лучше?
В эпоху Возрождения к рукоблудию относились снисходительно. Но к религии присоединилась зарождающаяся медицина. Начали появляться теории о том, что лишнее излияние жидкостей ослабляет организм человека и приводит к разного рода недугам.
Оной точки зрения придерживались не все медики.
Журналист-историк Джонатан Марголис в
Неужели Тесла, Максвелл, Фрейд и другие мудрейшие люди той эпохи тоже не смирились с потребностью?
В конце XVIII века как раз таки и началась мастурбационная инквизиция. Причём продолжалась она вплоть до середины XX века. Влияние Церкви снизилось, но на смену пришла наука. Сдобрив новые знания бесконечными нормами этикета, светское общество пришло к табуированию любого проявления сексуальности. Даже ножки роялей в домах одевались в чулки. Потому что "ножки". Любая озвученная мысль о похоти вызывала возмущение.
В 1743 г. английский медик Роберт Джеймс публикует свой опус магнум — "Медицинский словарь". В нём он помимо прочих болезней характеризует онанизм как одно из самых страшных и неизлечимых расстройств, влекущих за собой "много отвратительных последствий".
Десятилетие спустя появляется трактат "Онанизм" швейцарского
учёного Огюста Тиссо. В своём труде он
Считается, что популярность труда Тиссо послужила
распространению "онанофобии", которая часто встречалась во всех
слоях общества. Как пример, трактат швейцарца
С началом же Викторианской эпохи боязнь "сольного секса" в Европе достигла апогея. Молодые люди начали использовать пояса верности и прочие ужасные приспособления, призванные отбить всякое желание ублажить себя. Вот только несколько из них.
Гребень —
Бандаж Стивенсона —
Устройство Боуэна —
Неужели и в XX веке люди не знали, что делать "это" — нормально?
Борьба с онанизмом продолжилась. Вот, пожалуйста:
Мальчикам запрещалось сидеть в школах, положив ногу на ногу, чтобы половые органы не тёрлись и не сдавливались. Девочкам не разрешали ездить на лошадях и велосипедах. Тех, кто ослушался и касался причинных мест, называли слабоумными и отправляли на лечение. Шокотерапия в последнем случае считалась ещё гуманным решением: бывало, гениталии прижигали или вовсе удаляли.
Для профилактики медики часто прописывали специальную постную
диету. Ничего "горячительного" вроде мяса, шоколада и пряностей.
Культовым на рубеже веков стал
Докатилось эхо "онанофобии" и до США. Мальчикам и девочкам до
пяти лет рекомендовалось делать обрезание. В случае с первыми
традиция живёт в стране и по сей день. По данным на 2017 г., в США
Разумеется, сегодня делается это не под предлогом борьбы с искушением, а из гигиенических соображений. Однако многие считают, что остаточный эффект от "онанофобии" и является причиной большой популярности обсуждаемой операции.
Раскрепостилось европейское и американское общество только ко
второй половине XX века, с началом сексуальной революции. Впрочем,
мастурбация
А как было на Руси?
Плюс-минус так же. С приходом Церкви онанизм считался грехом,
который искуплялся молитвами усердными да постами долгими. Старшие
пугали младших разными страшилками. Советский психолог и сексолог
Игорь Кон
Впрочем, страшилки и ответ перед Богом взрослых мужиков, судя по
всему, пугали не сильно. Тот же учёный в книге "Клубничка на
берёзке. Сексуальная культура России" приводит выдержку из прессы
XIX в., в которой
В начале XX в. к обсуждаемой шалости относились снисходительно. Подростков, известно, запугивали ужасными последствиями, описанными ещё в трактате Тиссо. В педагогических образовательных пособиях 20–30-х годов онанизм определялся как "противоестественный половой акт". К началу 40-х врачи и учителя сошлись на том, что это нормальный процесс.
После войны же гайки снова подкрутили. "Стрельбе вхолостую" вернули статус противоестественности, а "лечить" недуг предлагалось трудотерапией.
Комментарии