Андрей Чибис: развитие Арктики в XXI веке сродни освоению космоса в XX веке

Общество

19 Просмотры 0

Освоение и развитие Арктики сегодня является одной из стратегических задач для России. Мурманская область находится в авангарде этого процесса. Ее губернатор и глава комиссии Госсовета по направлению "Арктика и Северный морской путь" Андрей Чибис в интервью ТАСС рассказал о том, чем живет регион после Международного арктического форума.

 Андрей Владимирович, каковы ваши ожидания от этого ПМЭФ? Какие практические задачи вы ставите на этот форум?

— У нас ожидается подписание порядка 10 соглашений на сумму более 80 млрд рублей. Это в том числе те договоренности, которые были структурированы в рамках Международного арктического форума, который прошел в Мурманске. На полях ПМЭФ мы будем фиксировать это юридически. Это абсолютно конкретная и практическая задача для развития Мурманской области.

— Вы упомянули Международный арктический форум (МАФ), который ваш регион впервые принял в марте этого года. Глава государства в рамках МАФ поддержал множество инициатив, которые вы предлагали в том числе как глава комиссии Госсовета по развитию Арктики и Севморпути

Какие первые итоги форума можно подвести? Какие поручения президента РФ уже начали реализовываться на территории Мурманской области и всей Арктики?

— Выступая на прошлом ПМЭФ, президент России Владимир Путин анонсировал создание комиссии Госсовета по направлению "Арктика и Северный морской путь". Уже год, как она активно работает, и все предложения и инициативы мы обсуждаем с правительством РФ и администрацией президента.

Если говорить о том, что важно и чувствительно для людей, то это те поручения, которые президент дал по итогам доклада по мастер-планам развития арктических городов. К перечню поручений приложен четкий список объектов, которые должны быть профинансированы в рамках новых национальных проектов, где мы также зафиксировали специальные разделы по Арктике.

Вторая тема — это, конечно, продление президентом до 2030 года программы реновации военных гарнизонов и ЗАТО, которая затрагивает порядка 20% жителей Мурманской области. Сейчас мы с Министерством обороны РФ в итоговой стадии верстки плана до 2030 года по модернизации тех гарнизонов, где живут военные и члены их семей: наши подводники, экипажи боевых кораблей и, конечно, те семьи, чьи мужья сегодня защищают Родину на полях специальной военной операции. Не менее 10 млрд рублей ежегодно будет направляться из федерального бюджета на эти цели.

— Хватит ли федеральных денег или будут привлечены еще средства из других источников?

— Продление программы для нас крайне важно, хотя мы уже сейчас активно проводим реновацию ЗАТО своими силами. Те изменения, которые происходят в ее рамках, заметны и чувствительны для наших военнослужащих и их семей. Масштаб федерального финансирования беспрецедентен и запланирован до 2030 года, но я думаю, что на этом мы не остановимся и будем и дальше работать над улучшением жилищных условий наших военных.

— Давайте поговорим о Мурманском транспортном узле (МТУ), а конкретно о железнодорожных подходах к нему. Вы, как и многие другие официальные лица, неоднократно говорили о необходимости модернизации и расширении их пропускной способности. Есть ли какая-то конкретика по этой теме, сроки, договоренности или дорожная карта?

— Конкретика абсолютно наглядная. Мы проложили новую железную дорогу, которая связала восточный берег, где находится Мурманск, и западный берег Кольского залива. Она была построена в рекордные сроки и уже работает. В 2025 году президент Путин дал старт работы нового порта Лавна — якорного проекта МТУ. Сейчас ведется активная работа по железнодорожным подходам для того, чтобы в 2026 году обеспечить провозную способность железной дороги к порту Мурманска в размере 45 млн тонн. Сейчас она составляет порядка 27 млн тонн, то есть увеличение значительное.

Потенциальный объем грузов в порту Мурманска по тем оценкам, которые мы видим, составляет более 130 млн тонн. Но это не значит, что грузы будут идти только по железной дороге. Сегодня перевалка в порту Мурманска чуть больше 50 млн тонн, с учетом нового порта и активного развития терминалов на западном и восточном берегах Кольского залива совершенно очевидно, что в ближайшие 10 лет точно объем перевалки в два раза будет увеличен, а для этого нужно поэтапное увеличение провозной способности железной дороги.

Глава государства по итогам поездки в Мурманск дал поручение не менее чем в три раза увеличить провозную способность железной дороги и мурманских портовых терминалов. Сейчас мы вместе с РЖД считаем деньги, прорабатываем технологические решения. Идет непростая работа по определению источников финансирования, потому что проект недешевый. После чего будет приниматься решение, в какие сроки и как это будет сделано.

​​​— Сейчас идет возобновление диалога России с США, в ходе которого прозвучала инициатива о совместной работе двух стран в Арктике. Вы как губернатор одного из арктических регионов поддерживаете идею о совместной работе с американцами? Стоит ли России пускать в Арктику как дружественные, так и недружественные страны?

— Арткика — это территория диалога. Так сложилось исторически.

Те ресурсы, которые у нас есть в том числе в Арктической зоне, включая редкоземельные металлы, углеводороды, другие минералы, крайне важны как для российской, так и для мировой экономики, и совместная работа по их добыче и глубокой переработке — хорошая идея, как и территория для такого сотрудничества. Интерес к ним и к нашей логистике проявляют в том числе и наши азиатские партнеры. Другое дело, что многие ресурсы носят стратегический характер, поэтому контроль за ними должен всегда оставаться за Россией. Совместное освоение Арктики как важнейшего логистического маршрута XXI века, нетронутой кладовой природных ресурсов полезно для России, для стран-партнеров и для всего мира.

— Можете привести какие-то примеры подобного сотрудничества, которые уже сейчас реализуются в Мурманской области?

— В силу того, что любая публикация о каком-либо инвестпроекте является основанием для внесения его участников в очередной санкционный список, я бы предпочел минимально упоминать подобные проекты. Это просьба наших партнеров. Мы, естественно, несмотря на непростую ситуацию, ведем подобную работу и внутри страны, и с международными партнерами. Считаю, что в этом есть серьезный смысл и польза и для нашей страны, и для регионов, которые входят в арктическую зону, и для наших партнеров.

— Такому быстроразвивающемуся региону, как Мурманская область, нужны кадры, поэтому следующий вопрос про Мурманский арктический университет (МАУ), у которого должен появиться кампус мирового уровня. Каким он будет, сколько студентов там смогут учиться и какие направления образовательных программ будут приоритетными?

— ​​​​​​Спрос на Мурманский арктический университет и вообще на образование в Мурманской области сильно вырос. МАУ реализует три ключевых направления, которые определены наблюдательным советом вуза под руководством первого вице-премьера Дениса Мантурова, — это море и его биоресурсы, развитие Северного морского пути, минеральные ресурсы, от железорудного концентрата и фосфатов до проектов по переработке сжиженного природного газа. По этим направлениям подготовлен проект концепции кампуса, очень классный современный объект, и мы приступаем к его практической реализации. Первый этап — это строительство берегового тренировочного учебного центра, без которого невозможно готовить специалистов для моря. Этот объект будет установлен до конца этого года.

Планируется, что с введением в эксплуатацию кампуса в МАУ будут очно обучаться порядка 6 тыс. студентов. По нашим расчетам, этого достаточно, с учетом того, что в арктических проектах большой процент людей, которым нужно среднее профессиональное образование, поэтому мы четко специализированы на подготовку арктических специалистов. Мы находимся в топ-5 субъектов РФ по участию в программе "Профессионалитет", модернизируем наши колледжи, ставим новое суперсовременное оборудование для практических занятий, в чем очень сильно помогают наши индустриальные партнеры, при этом они активно трудоустраивают выпускников колледжей. Это изменило спрос на среднее профессиональное образование радикально. Все больше ребят в Мурманской области принимают решение идти после девятого класса получать рабочую специальность, уже начиная постигать ее азы на практике еще в процессе обучения.

А вообще в регионе кадрами мы начинаем заниматься с начальной школы. У нас во всех школах реализуется проект уроков "На Севере жить!", где мы в разных форматах от младших школьников и старше показываем Мурманскую область и рассказываем о ее природе, экономике, предприятиях, объясняя ребятам, которые живут в не самом комфортном климате, о возможностях, которые есть сегодня и будут завтра на Крайнем Севере и в Арктике. У нас есть топ-20 профессий, которые известны во всех школах, где у нас также открыто огромное количество профильных классов. Компании или градообразующие предприятия дают дополнительные знания ребятам, проводят экскурсии на промплощадки. В этом смысле реализуя хорошую забытую советскую практику, когда дети выезжали на предприятия. Мы ее сейчас масштабно внедрили на территории Мурманской области.

— Вы упомянули слоган "На Севере жить!", в Санкт-Петербурге о нем широко известно. Он также имеет отношение к арктическому туризму. Мурманская область каждый год бьет рекорды по количеству туристов, посетивших регион. Можно ли сказать, когда турпоток достигнет 1 млн человек в год?

— Исходя из данных Big Data (технологии работы с большими массивами данных — прим. ТАСС), эта отметка достигнута. По официальной статистике — 761 тыс. человек.

По расчетам, турпоток в Мурманскую область достигнет 1 млн человек в ближайшие три года. При этом туризм в нашем регионе прирастает на 15–20% каждый год. Важно, что растет и так называемое качество туристов. У нас турист достаточно платежеспособный, молодой. Также важно, что осваиваются новые направления и территории, не только Териберка или горнолыжный курорт в Хибинах, который каждый год бьет рекорды по посещаемости. Развивается побережье Белого моря Кольского полуострова — это Кандалакшский и Терский районы. В 2024 году по сравнению с 2023 годом рост превысил 70%. Мурманское Беломорье посетили 56 тыс. туристов. Для небольших населенных пунктов это огромный поток.

Развитие туризма, в том числе и новых направлений, дает толчок к развитию инфраструктуры. Благодаря росту количества гостей, например, мы в этом году введем новый терминал аэропорта в Мурманске. Для нас это задача двойного назначения. С одной стороны, это экономика впечатлений, приезд наших гостей, с другой стороны — это серьезнейший толчок для развития инфраструктуры в регионе, которой пользуются и жители Мурманской области.

— Возвращаясь к ПМЭФ, его тема в этом году — "Общие ценности — основа роста в многополярном мире". Конечно, арктическая повестка будет прослеживаться на многих площадках и сессиях форума. Какие темы вы и Мурманская область планируете поднять и обсудить в этом году?

— Тема Арктики сейчас как тема космоса для советского народа. Сейчас Арктика для страны — это стратегически важный проект XXI века. Уже сегодня в этом регионе формируется огромный объем экономики, а с точки зрения потенциальных ресурсов и трансарктического транспортного маршрута Арктика — это экономика будущих поколений. Как ее развивать, как включать сюда партнеров, как для раскатки Севморпути использовать в том числе концессионную модель для привлечения партнеров. Все это будет обсуждаться на разных площадках ПМЭФ. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии