Airbus отменяет водородный самолёт: почему самолёты будущего не взлетят еще 20 лет

ТехПро

76 Просмотры 0 Откликов

Несколько лет назад казалось, что революция в авиации уже на подлёте: Airbus хотела пересадить нас на экологичные самолёты. Проект ZeroE, стартовавший 5 лет назад, должен был стать первым в мире серийным лайнером на водороде. Компания вложила в него $1,7 млрд, пообещала нулевые выбросы и запуск уже к 2035 году. Но теперь всё меняется: Airbus заморозила проект водородного самолёта, бюджет урезан, сроки отложены на 10 лет, инженеров переводят в другие отделы. Почему проект, который должен был спасти планету, в итоге ушёл в штопор?

Airbus отменяет водородный самолёт: почему самолёты будущего не взлетят еще 20 лет. Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года<div class=
Источник изображения: 4pda.to. Фото." width="1536" height="894" class="size-full wp-image-443323" title="Airbus отменяет водородный самолёт: почему самолёты будущего не взлетят еще 20 лет. Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года. Источник изображения: 4pda.to."/>

Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года. Источник изображения: 4pda.to

В чём сложность водородной авиации

На первый взгляд, идея проста: заменить керосин на водород, чтобы избавиться от вредных выбросов. Водород — чистое топливо. При сгорании он даёт только водяной пар. Но использовать водород в самолётах оказалось сложнее, чем ожидали:

  • температура хранения — минус 253 °C. Нужны особые баки и изоляция
  • объём в 4 раза больше, чем у керосина при той же дальности полёта
  • инфраструктура в аэропортах отсутствует полностью: водород нужно где-то производить, как-то доставлять и хранить. Это потребует гигантских вложений в инфраструктуру.
  • цена билетов выросла бы, а пассажиры платить за «зелёность» не готовы. Даже энтузиасты, поддерживающие Грету Тунберг, вряд ли согласятся на билет в два раза дороже только потому, что самолёт не дымит.

По оценкам NASA, авиация даёт всего 2,5% выбросов CO₂, но оставляемые ею следы в небе могут усиливать парниковый эффект за счёт конденсационных облаков — их влияние учёные считают недооценённым.

Самое главное: Airbus долго шла по пути сжигания водорода в турбинах. Но при этом выделяются оксиды азота — а значит, полностью «чистым» такой самолёт не становится. Попытка перейти на топливные ячейки тоже не помогла: дальность полёта резко падает — аж до 1800 км, и в итоге выходит только небольшой региональный экологичный самолёт всего на 100 мест (а доля таких в мировых авиаперевозках крайне низка, поэтому проблема экологии не решилась бы).

Почему водородный самолёт не стал реальностью: мнение экспертов

Почему водородный самолёт не стал реальностью: мнение экспертов. Первый водородный пассажирский самолёт Ту-155. Источник изображения: rostec.ru. Фото.

Первый водородный пассажирский самолёт Ту-155. Источник изображения: rostec.ru

Интересно, что первый водородный пассажирский самолёт поднялся в воздух ещё в 1988 году — советский Ту-155. Он выполнил около 100 полётов, в том числе 5 — только на водороде. Но и тогда стало понятно: технология дорогая, сложная и требует много условий.

Сейчас топливные гиганты BP и Neste отказываются от строительства заводов по производству водорода. Даже Porsche отменила переход на электромобили, снова вкладываясь в бензиновые двигатели. А ведь ещё в 2022 году Boeing официально заявила, что водород — это тупик.

Идея водородной авиации оказалась во многом завязанной не на технологии, а на политику. ZeroE был частью модной «зелёной повестки»: пока она была в тренде, водород поддерживали грантами и хайпом. И когда политический климат поменялся — интерес к проекту резко остыл. После смены власти в США ставка на экологию больше не в моде, а миллиарды на водородные самолёты выглядят всё менее оправданными.

Читай также: Морская вода может стать бесконечным источником водорода

Что ждёт водородную авиацию в будущем

Airbus обещает не забрасывать исследования и не закрыла проект полностью, но снизила его приоритет. Пока водород требует больше денег, чем даёт пользы, авиация будет коптить небо и дальше. Эксперты считают, что в ближайшие десятилетия водородные лайнеры не заменят привычные. Поэтому ещё лет 20 мы продолжим летать на авиационном керосине, а небо так и останется голубым со следами пролетевших самолётов.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram и Дзен, делитесь своим мнением в нашем чате. И читайте следующую интересную статью: Airbus создаст космический завод по производству спутников. Но зачем?

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии