Для миллениалов и бумеров отпуск всегда был и остается чем-то сакральным — он планируется по принципу «один раз в год, но с полным погружением — начиная с all inclusive, заканчивая поминутно распланированными активностями». Однако на смену предшествующим поколениям приходят зумеры — они не придумали ничего принципиально нового в сфере туризма, но однозначно переосмыслили ее и сделали более доступной. Они готовы скупать туры «в долг», опустошать кредитки ради поездок и увольняться с работы, чтобы провести «микропенсию» за изучением культуры чужой страны. Какие привычки отличают поколение Z в путешествиях и почему это может быть рискованно — разбиралась «Лента.ру».
Уйти на пенсию в 20 лет ради путешествий
В последние полгода российские соцсети заполонили видео о новом лайфхаке, который изобрели зумеры — речь о «микропенсиях». Суть простая: представители поколения Z работают по шесть-девять месяцев или более, копят деньги, а затем увольняются или уходят в неоплачиваемый отпуск на полгода-год, чтобы потратить это время на путешествия. Далее план повторяется: временное возвращение к труду и последующий очередной трип по миру.
Хотя построить карьеру таким образом будет сложно, тренд на «микропенсии» захватил даже умы миллениалов, зацикленных на работе. В сети это зумерское изобретение называют гениальным.
Для работодателей и HR-специалистов давно не новость, что зумеров трудно заставить работать
Этот феномен получил название NEET (Not in Education, Employment or Training), а в России его ласково называют «ни-ни» (ни учебы, ни работы). Психологи считают такое поведение реакцией на стресс, а социологи уверены, что если проблему не решать, то нагрузка на систему социального обеспечения заметно возрастет и будет некем закрывать вакантные должности.
Зумеры более чувствительны и
ранимы, они не готовы тратить на работу всю жизнь лишь для того,
чтобы вписаться в гонку с миллениалами за место под солнцем,
хорошую квартиру и новую машину. Согласно совместному
Возможно, именно поэтому зумеры сбегают от работы в бессрочный отпуск. А если такой план кажется им слишком рискованным, они уходят во фриланс и путешествуют с ноутбуком наперевес.
Купи отпуск — заплати потом
Еще один лайфхак поколения Z —
BNPL (buy now, pay later), система «купи сейчас — заплати потом».
Популярные платформы вроде Klarna или Afterpay позволяют мгновенно
бронировать авиабилеты и отели, откладывая самую неприятную часть —
трату денег — на потом. Именно такую хитрость использовали в 2025
году 60 процентов посетителей музыкального фестиваля Coachella в
Проблема в том, что «оплата
потом» наступает тогда, когда отпуск уже закончился, а с ним — и
деньги. Финансовые консультанты в один голос
Короткий совет — не делайте
так!
Эксперты объясняют, что BNPL —
это обычные микрозаймы, а в случае несвоевременной уплаты проценты
за них будут чересчур высокими. Вместо этого они
Как турагенты стали дизайнерами
Замеры умудрились переизобрести даже турагентства — теперь их называют тревел-дизайнерами. И дело не в снобизме, а в подходе: современному поколению нужен не просто отдых, а хорошо продуманный маршрут с эксклюзивным опытом и красивыми локациями, фотографии из которых наберут как можно больше просмотров в соцсетях.
Тревел-дизайнеры не просто работают с бронированиями, а с ощущениями, которые человек будет испытывать в поездке. Они выясняют, чего на самом деле клиент хочет от поездки: спрятаться от городской суеты, впечатлить завистливых подружек или просто разобраться в себе. И уже под этот запрос собирают «эмоциональный маршрут».
На мой взгляд, один из главных
элементов идеального путешествия — это отсутствие стресса. Именно
поэтому мы берем на себя полную организацию отдыха — дизайн
маршрутов, бронирование отелей, аренду частных вилл, подбор лучших
гидов, арт-кураторов и других специалистов
Тревел-дизайнеры — это как организаторы свадеб, только в сфере туризма. Они берут на себя все заботы, даже предупреждение туриста в случае переноса рейса. Для фрилансеров такой формат организации туров очень удобен, ведь из-за работы зачастую не бывает времени на планирование логистики.

Фото: FilippoBacci / Getty Images
Однако именно тут поколение Z поджидает ловушка: они часто не замечают, как путешествие превращается в марафон. Вчера — ночной перелет, сегодня — созвон по работе на фоне водопада, завтра — монтаж Reels в такси. В итоге отдых в их жизни не имеет четких границ, а растворяется в рабочем графике.
Психологи называют это феноменом «усталости от отпуска». Когда поездка не дает перезагрузки, а напротив — становится еще одним пунктом в списке задач. Один из советов, который все чаще звучит от экспертов: хотя бы раз в год устраивать каникулы без цели. Не чтобы что-то доказать, не чтобы «вдохновиться» — просто побыть в моменте.
Духовные ретриты по-русски
Чтобы понять зумеров, стоит сравнить их с предшественниками. Например, бумеры, как представители послевоенного поколения, часто предпочитают организованные путешествия с четким планом и комфортом. Они любят отдыхать с пакетными турами, шведским столом, экскурсиями по графику и без давления и тревоги. Для них главное — стабильность, спокойствие и проверенные временем решения.
А вот миллениалы пускаются в туры в поисках впечатлений, а не материальных вещей. Системе «все включено» они предпочтут дешевый хостел, а сэкономленные деньги потратят на еще один новый город в рамках своего трипа. С помощью путешествий миллениалы пытаются «продлить жизнь»: согласно их теории, в поездках дни насыщены множеством событий, из-за чего кажутся долгими и наполненными.

Фото: Imgorthand / Getty Images
А зумеры в путешествиях
охотятся за опытом, при этом закрывая глаза на стоимость перелета и
проживания, выбор направления и другие нюансы. Например, в 2024
году они массово пустились проводить отпуск в деревенских избах —
без all inclusive, но с полным погружением в русский культурный
код. Они останавливаются в старинных русских избах,
Еще одна крайность, в которую зумеры с радостью бросились, — монастыринг. Роскошным курортам они предпочли роль трудников при монастырях в течение нескольких недель. Они помогают с хозяйством, участвуют в духовной жизни и полностью лишают себя интернета. Это можно рассматривать как форму духовного поиска, адаптированную под реалии русской культуры. Для поколения Z путешествие — не просто способ отдохнуть или сменить обстановку, а возможность взглянуть на себя с новой стороны, побыть вне привычного контекста и переосмыслить важные вопросы.
Забавные привычки зумеров в путешествиях
- Приезжают в аэропорт за полчаса до посадки, чтобы не тратить время на ожидание.
- Не посещают нефотогеничные достопримечательности.
- Могут забыть паспорт, но не косметичку с уходом для лица.
- Берут с собой в поездки пленочные фотокамеры.
- Делают визу впритык к поездке, но заранее готовят плейлист для конкретного города.
- Тратят минимум средств на жилье и максимум — на эмоции.
- Выбирают направления для путешествий по советам блогеров.
Комментарии