Соцсети для "Талибана" (запрещено в РФ)— не просто
инструмент "ребрендинга", но и оружие, благодаря которому они
выиграли войну за умы и сердца многих афганцев. Представители
движения уделяют огромное внимание своему присутствию в
онлайн. Это ставит крупные интернет-площадки перед непростым
выбором. Разбираемся, как талибы используют современные технологии,
что об этом думают в Facebook и Twitter, а также решатся ли
радикалы запретить в Афганистане интернет.
На эту тему
С уходом последнего американского солдата из
Афганистана радикальное движение "Талибан" полностью
захватило власть почти во
всей стране. Теперь боевикам, воевавшим несколько десятилетий,
предстоит налаживать политическую и экономическую жизнь
государства.
Немаловажным вопросом для них остаются отношения с международным
сообществом. Иностранные правительства пока не готовы признавать
"Талибан" рукопожатным партнером. Чтобы выстроить имидж
умеренных правителей и отстраниться от образа радикалов, талибы
активно используют социальные сети
Вопреки нежеланию видеть на афганской земле западные войска и
западные ценности, исламисты не имеют ничего против западных
технологий.
Digital-наступление
Многие представители движения активно пользуются интернетом и
ведут свои аккаунты в соцсетях. К примеру, на официальных спикеров
"Талибана" Забихуллу
Муджахида и Сухейля
Шахина в Twitter подписано по несколько сотен
тысяч человек. И тот и другой регулярно обновляют ленты и публикуют
информацию о происходящем в Афганистане.
Однако это лишь вершина айсберга. На самом деле в Twitter можно
найти тысячи аккаунтов, в том числе анонимных, которые принадлежат
талибам. С их помощью они распространяют разные нарративы — к
примеру, о том, что "иностранная оккупация" и есть главная
причина хаоса, в котором оказался Афганистан. Или о том, что приход
талибов сделал страну безопаснее. Часто эти сообщения появляются на
разных языках —английском, арабском,
пушту, дари или урду.
На эту тему
Эксперты считают, что во многом соцсети и помогли талибам так
быстро победить в последней войне. Благодаря онлайн-активности
боевики успешно продвигали свою повестку. Часто в этом вопросе они
опережали правительство и даже профессиональных журналистов. К
примеру, заключение сделки о выводе войск США они подали как
поражение американцев и начало конца правительства Ашрафа Гани.
Используя мессенджеры, они призывали противников сдаваться и
обещали местным жителям мир и порядок. Все это, несомненно,
сказалось на боевом духе афганской армии.
Как пишет в колонке для The
Guardian лектор Эксетерского университета Вида Мехран, в
онлайн-материалах "Талибан" часто использует
тему национальной идентичности и указывает на
свою глубокую связь с афганской культурой.
"Именно эта стратегия помогла им заполучить большую поддержку
среди некоторых слоев населения, включая старейшин, лидеров общин,
духовных лидеров и т.д.", — отмечает Мехран.
Соцсети помогали талибам на протяжении всего наступления.
Боевики распространяли рассылки, публиковали новостные сводки и
репортажи с мест сражений.
Когда они вошли в Кабул, то сразу же создали в WhatsApp
горячую линию для борьбы с преступностью. Через него они призывали
жителей сообщать о случаях вандализма и о чрезмерной жестокости
рядовых талибов на местах. После многочисленных жалоб
WhatsApp заблокировал этот и другие
аккаунты движения. Решение приветствовали на Западе, но в
Афганистане многие посчитали, что этот шаг только ухудшил
ситуацию.
Запрещенная организация
К счастью или к сожалению, но любовь талибов к мессенджерам и
соцсетям далеко не взаимна. К примеру, TikTok банит весь контент,
связанный с движением. Компания Facebook и принадлежащие ей
Instagram и WhatsАpp пообещали продолжить блокировать аккаунты,
которые прославляют "Талибан" или которыми управляют его
сторонники.
На эту тему
"По законам США "Талибан" является террористической
организацией, и мы запретили им использовать наши сервисы в
соответствии с политикой компании в отношении опасных организаций",
— приводит "Би-би-си" слова
представителя Facebook.
В компании добавили, что для дополнительной защиты пользователей
даже создали отдельную команду модераторов по Афганистану, которые
владеют пушту, дари и фарси.
При этом важно отметить, что на самом деле США не считают
талибов террористами. Движения нет в списке иностранных террористических
организаций, который размещен на сайте Госдепартамента. Хотя там, к
примеру, числится "Техрик-е-Талибан" — боевая исламистская
организация из Пакистана. При этом афганский
"Талибан" находится под санкциями Министерства финансов
США.
Также некоторые действия, изображения и призывы талибов могут
нарушать правила Facebook. В компании пока не определились, что
делать, если "Талибан" признают официальной властью в
Афганистане. В этом случае соцсеть намерена положиться на
"авторитет международного сообщества".
Связанные с талибами аккаунты также банят и на YouTube. Пока
непонятно, какую политику сервис намерен проводить в дальнейшем.
Тем не менее талибы продолжают вербовать влиятельных
видеоблогеров с большим числом подписчиков, которые снимают
репортажи в Кабуле и рассказывают о мире и безопасности в
столице.
' Hikmat Digital Studio/YouTube'
Что касается Twitter, то, пожалуй, это основная площадка, на
которой сконцентрировались исламисты. Сервис не принял по талибам
никакого решения и озабочен лишь соблюдением своих
правил. Как сообщил представитель компании,
соцсеть внимательно следит за тем, чтобы талибы не нарушали правила
Twitter. В частности, не использовали его для дезинформации и
прославления насилия.
Медиавызовы по-афгански
Во время своей первой пресс-конференции после взятия
Кабула Забихулла Муджахид обрушился с критикой на
Facebook за блокировку талибов. Отвечая на вопросы
представителей СМИ о том, какие порядки талибы планируют установить
в Афганистане, Муджахид предложил разузнать о свободе
слова у его "главных популяризаторов", намекая на
Facebook.
На эту тему
Возмущение талибов ограничениями на Facebook говорит о том,
насколько важной для группировки стала работа с соцсетями. Это
резкий контраст по сравнению с практикой середины 90-х, когда
захватившие власть талибы запретили телевидение и только
зарождающийся в Афганистане интернет.
По информации за 2019 год, в Афганистане
насчитывалось почти 10 млн интернет-пользователей
и около 23 млн владельцев мобильных
телефонов. Также, по данным Министерства связи и
информационных технологий страны, одним только Facebook Messenger в
Афганистане пользовались около 3 млн жителей.
Именно поэтому для талибов важно использовать соцсети не только
для "ребрендинга", но и для работы с населением.
Другой важный момент — в афганском онлайн-сегменте немало
критических материалов о боевиках. В том числе и посты, которые
подрывают авторитет исламистов или противоречат их представлениям о
"нравственном мусульманском обществе".
В Сети уже распространялись видео с протестами против талибов, а
также ролики их расправ, которые резко контрастируют с официальными
заявлениями представителей движения.
Очень широко разошлось видео протеста женщин,
который прошел в первые дни захвата талибами Кабула. Особую
популярность набирал хештег #DonotChangeNationalFlag с
требованиями не менять национальный афганский флаг на белое знамя
талибов. Такое инакомыслие может вынудить боевиков самих
решиться на ограничение работы интернета. Вопрос в том, смогут ли
они фильтровать контент без помощи зарубежных
специалистов.
#AFGHANS NEVER GIVE UP! the
#Taliban fired on protestors this
morning, beat some up and sent the women home. Despite this the men
have a 200m flag which they're marching through the streets
shouting LONG LIVE #AFGHANISTAN! pic.twitter.com/BvgV0fA5FT
Кроме того, остаются серьезные опасения по поводу того, что
талибы могут использовать соцсети для поиска работавших с западными
военными людей. Из-за этого многие афганцы в срочном порядке стали
удалять свои аккаунты и цифровые следы. Интернет-компании
постарались максимально облегчить этот процесс.
На прошлой неделе Facebook уже дал возможность афганцам
блокировать свои профайлы в один клик. Пользователи, которые
не находятся в друзьях, не могут просматривать и делиться
информацией из закрытого аккаунта. Посторонние люди теперь не
смогут просматривать и список друзей.
Twitter также работает с запросами на удаление старых архивов и
предлагает возможность временной приостановки аккаунтов на случай,
если афганские пользователи не смогут получить к ним доступ.
Соцсеть LinkedIn заявила, что "приняла определенные меры", чтобы
ограничить видимость некоторых профилей и их связей.
Очень может быть, что скоро в Афганистане просто не останется
тех, кто готов открыто критиковать талибов, в том числе в
интернете.
Комментарии