С подачи Вильнюса с конца октября было практически полностью заблокировано движение транспорта на границе между Белоруссией и Литвой. И хотя функционирование КПП на границе с сопредельными странами Европейского союза — Польшей, Литвой и Латвией — в целом в последние годы оставляет желать лучшего, тем не менее эту ситуацию можно со всей ответственностью окрестить кризисом.
Мелочный подход
Под различными предлогами Варшава, Вильнюс и Рига всячески препятствуют нормальному движению легкового и грузового транспорта, что провоцирует многокилометровые очереди на границе и повышает градус возмущения как перевозчиков, так и простых граждан. Регулярно таможенные и пограничные ведомства Белоруссии сообщают о тысячах машин, сутками ожидающих выезда с территории республики в ЕС.
Буквально два месяца назад власти Польши на фоне проведения белорусско-российских учений "Запад-2025" на две недели закрывали все работавшие до той поры погранпереходы с Белоруссией. В октябре от Варшавы решил не отставать и Вильнюс. Так, в течение минувшего месяца литовские власти под предлогом борьбы с контрабандой сигарет несколько раз приостанавливали работу двух действующих автомобильных пунктов пропуска. Однако этими мерами Литва не ограничилась, и уже 29 октября кабмин республики принял решение на месяц полностью прекратить работу погранпереходов с Белоруссией.
Читайте также
Лавров назвал возмутительным решение Литвы перекрыть границу с Белоруссией

Премьер-министр Литвы Инга Ругинене что вынуждают Вильнюс к полному закрытию границы постоянные инциденты с проникновением на территорию страны метеозондов с сигаретной контрабандой и нежелание белорусских властей пресекать эти действия. При этом правительство Литвы предусмотрело исключение для возвращающихся на территорию сообщества граждан стран ЕС, НАТО и третьих государств с временным видом на жительство, а также следующих транзитом и дипломатов.
Лукашенко назвал это решение литовской стороны "мелким"
Убытки перевозчиков
10 ноября МИД Белоруссии заявил, что в связи с односторонним закрытием Литвой пунктов пропуска на белорусской территории скопилось свыше 1,1 тыс. грузовых транспортных средств литовских перевозчиков. Власти Белоруссии решили разместить машины на специальных стоянках рядом с погранпереходами, объяснив это мерами безопасности.
Лукашенко отмечал, что охрана застрявших в Белоруссии фур обходится в €120 в сутки за машину. Таким образом охрана всех фур обойдется в €132 тыс. в сутки. Кроме того, по оценке литовской ассоциации грузоперевозчиков "Линава", сутки простоя одной фуры обходятся компаниям примерно в €200, то есть €220 тыс. за все фуры. Вместе с платой за охрану получается €352 тыс. в сутки.
В ассоциации также указали, что из-за финансовых потерь эти литовские фуры не будет смысла забирать вовсе.
Если конфликт с работой КПП на границе не будет урегулирован, литовские компании рискуют потерять за месяц свыше €10 млн. В "Линаве" подсчитали и убытки сектора логистики страны из-за закрытия границы — они могут в год составить до €1 млрд.
Министр внутренних дел Белоруссии Иван Кубраков пояснял, что после того, как Вильнюс закрыл сопредельные КПП, литовские фуры "были хаотично брошены на обочине, создавали и создают реальную угрозу для безопасности дорожного движения". В связи с этим глава государства поставил органам внутренних дел задачу навести порядок в приграничье и обеспечить безопасность дорожного движения. "Сколько суток будут стоять — умножить на €120, — платите, забирайте автомобили с грузом. Если в ближайшие несколько дней этого не будет сделано, мы примем решение, как МИД заявил, в соответствии с нашими законами. Вплоть до конфискации этих автомобилей. Они не могут болтаться на дорогах — 1 100 или 1 200 огромных фур, которые стояли где-то там на дороге", — указал Лукашенко.
Мяч — на литовской стороне
Белорусский лидер также подчеркнул, что Минск готов к открытию границы с Литвой, поскольку не он ее закрывал. "В течение нескольких часов она с нашей стороны может возобновить свою работу. Пограничники в целом к этому готовы", — пояснял 10 ноября Лукашенко.
Читайте также
В Литве продолжается война с памятниками: очередной целью избрана местная "Ахматова"

Тогда же он сообщил, что в ходе состоявшегося ранее доклада председателя Госпогранкомитета было доложено о том, что Литва хотела бы разрядить сложившуюся ситуацию. "На что я ему ответил: если Литва хочет — мяч на ее стороне. Пожалуйста, открывайте границу, будем работать и сотрудничать, как это было до сих пор. Понимая, что вокруг закрытия границы сложилась непростая ситуация, они (Литва — прим. авт.) попытались с межгосударственного уровня перенести решение вопроса на уровень пограничной заставы. Они, я это называю мышкованием, обратились в Лидский пограничный отряд — не в государственный орган, не в МИД, не в правительство — с не то просьбой, не то требованием открыть границу. На участке там два погранперехода у нас работают. На одном из участков открыть границу", — объяснил ситуацию белорусский президент.
Кроме того, он дал отдельное поручение в отношении водителей большегрузов. "Люди мучились, водители мучились. Я дал указание, чтобы водителей не обижали. Они ни в чем не виноваты. Грузополучатели в Литве тоже ни в чем не виноваты. Пусть обращаются к своим властям в Литве для решения этих вопросов. Поэтому водителей мы доставим прямо в пункт пропуска на границу. Посмотрите, чтобы там не обидели водителей. Не хотят они уезжать — могут ночевать в своих автомобилях, как они это делали на дороге, или же в гостиницах. Мы обеспечить водителей должны всех — 1 100 или 1 500 человек, — всех надо обеспечить всем необходимым. Чтобы люди были накормлены, могли умыться и прочие надобности", — добавил Лукашенко.
Американский след
Говоря о ситуации на границе с Литвой, президент Белоруссии анонсировал скорую встречу с делегацией США. "Чувствую, что без них (американцев — прим. авт.) тут не обошлось", — сказал лидер республики. Однако подробностей на этот счет не привел.
Позже пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт заявила моему коллеге, что повестка готовящейся встречи главы государства с делегацией из США будет включать пять-шесть вопросов.
Тем временем 9 ноября американский президент Дональд Трамп заявил о выдвижении своего представителя, юриста Джона Коула на пост спецпосланника Соединенных Штатов в Белоруссии. "Он уже успешно договорился об освобождении 100 заложников и добивается этого в отношении еще 50. Я бы хотел заранее поблагодарить глубокоуважаемого президента Белоруссии Александра Лукашенко за рассмотрение возможности освободить этих людей", — написал хозяин Белого дома в социальной сети Truth Social.
В сентябре агентство БелТА сообщало, что Лукашенко и Коул в ходе встречи обсуждали освобождение ряда осужденных в республике. Позднее литовский президент Гитанас Науседа сообщил, что 52 освобожденных в Белоруссии заключенных пересекли границу республики с Литвой. В октябре замглавы МИД Польши Марчин Босацкий выступил с утверждением, что Коул договорился с белорусским руководством о проведении следующих раундов переговоров по вопросу очередного освобождения ряда заключенных в Белоруссии.
Читайте также
Прагматичный подход Лукашенко: возможна ли "большая сделка" Белоруссии и США

Также еще в сентябре Коул на встрече с Лукашенко рассказал, что американские власти хотят вернуть свое посольство в республику и что Вашингтон снял санкции с компании "Белавиа". Минфин США выпустил генеральную лицензию на финансовые операции с белорусским авиаперевозчиком и его дочерними структурами. В ноябре ведомство сообщило о разрешении финансовых операций, касающихся трех самолетов, которые якобы связаны с Лукашенко.
Ряд экспертов высказывают мнение, что Вашингтон оказывает влияние на Вильнюс с целью нарушения логистической схемы поставок товаров из Китая в Европу. Как известно, через территорию Белоруссии и далее в Польшу и Литву проходит наиболее короткий сухопутный маршрут грузоперевозчиков, которые доставляют продукцию с Востока на Запад и в обратном направлении. При этом не стоит забывать про Калининградскую область, куда наземным способом также можно попасть через Белоруссию, а после — в Литву.
Очевидно, что Минску и Вильнюсу будет непросто прийти к общему знаменателю. Однако думаю, что текущие и будущие финансовые убытки способны побудить литовскую сторону к скорейшему решению пограничного вопроса. Или хотя бы к поиску некоего промежуточного варианта, который позволил бы грузоперевозчикам и простым водителям выйти из того сложного положения, в котором они оказались по воле Литвы.
Одним из таких вариантов могло бы стать разрешение на пропуск уже застрявших в Белоруссии грузовых машин. При этом Минск настаивает, что функционирование литовских пограничных пунктов должно быть возобновлено в полном объеме без каких-либо исключений.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения цитирования сайта tass.ru

Комментарии