"Мы живем в период, когда информационное пространство прошило всю нашу жизнь, а информационные рубежи России и без того никогда не были спокойны" — этими словами генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов открыл дискуссию, организованную агентством на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека".
Геополитика, помноженная на современные технологии, сделали так, что эти рубежи теперь проходят через сознание практически каждого. Например, привел данные Кондрашов, к январю 2024 года на планете было 5,35 млрд интернет-пользователей. То есть две трети от населения Земли. И эти люди в среднем проводили в сети 6 часов 40 минут. То есть более четверти всего суточного времени. При этом пользователей социальных медиа — 5 млрд.
Но это в среднем по планете. По России цифры еще более впечатляют: 86% россиян пользуются хотя бы одной социальной сетью или мессенджером и проводят в них время практически ежедневно
Соцсети и мессенджеры, безусловно, мощный инструмент — и по размаху, и по доступу к мозгам. А поскольку популярные Google, YouTube, Facebook, Twitter, Instagram, Wikipedia — это все платформы американские, то это уже оружие, которое создает абсолютные угрозы.
За примерами далеко ходить не надо. Буквально в эти дни заглушаются и взламываются не только соцсети, но и весь интернет Ирана. Было взломано телевидение, и в массы вброшены призывы выходить на революцию, свергать режим и, в общем, делать все так, как нужно глобальному Западу.
"Долговременное изобилие разной, часто противоречивой информации вызывает у молодых людей состояние дезориентации, ощущение потери смысла. Мы просто находимся в условиях постоянного движения больших информационных потоков, такой большой информационной жвачки. Людям кажется, что комфортнее не разбираться в этой информации, а просто потреблять и потреблять. И потому защита информационного пространства от внешних и внутренних угроз — это тема крайне значимая для обеспечения национальной безопасности, социальной стабильности и развития экономики", — сделал вывод Андрей Кондрашов.
Что можно сделать
Генеральный директор ТАСС озвучил один из способов такой защиты: "Мы в агентстве ТАСС считаем, что именно сейчас роль и ответственность государственных информационных агентств и СМИ важны как никогда. И пришли к выводу, что дальше нельзя существовать без аналитического центра, потому что интерпретировать стерильные новости, публиковать грамотные аналитические материалы — это то, что сегодня нужно".
Но это — все же тоже не больше чем один из непосредственных инструментов ответа на информационное давление. Другим может и должно стать изменение структуры доходов — не дело, когда даже не у газеты, а у информационных агентств до 70% собственного финансирования идут от размещения рекламы. Более того, такая колоссальная зависимость от чужих денег считается мерилом эффективности! Для сравнения: огромное американское информационное агентство Associated Press калькулирует лишь 7% доходов от рекламы. А основным доходом у них является их IT-программа — распространение программных продуктов, что дает до 70% получаемых финансов.
Другой рецепт борьбы с внешним влиянием озвучил полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев. Он, в частности, обратил внимание на очевидный крен той же рекламы в сторону эксплуатации образа счастливого потребителя-одиночки в ущерб присутствию полной семьи с тремя и более детьми. А это, по его словам, влияет на подсознательные, базовые ощущения среднего обывателя. Щеголев прямо назвал информационной диверсией целенаправленную работу по дискредитации материнства и многодетности в социальных сетях. В частности, активно внедряемый мем: "Я же мать, мне плевать".
"Конечно же, сегодня нужно совместно этим тенденциям противодействовать и продвигать позитивный образ семьи через все доступные форматы", — заметил Щеголев. Однако, оговорился полпред, "только усилий от власти будет недостаточно, если не подключатся все, в том числе, конечно же, и бизнес-сообщество". "Народосбережение, многодетность, семья должны быть общим лейтмотивом", — сформулировал цель представитель президента. Для чего "речь может идти о саморегулировании внутренней дисциплины при производстве любого медиаконтента, который ориентирован на массовую аудиторию".
Внутренняя дисциплина и не только
Разумеется, речь в контексте роли медиа в формировании национальных ценностей не ограничивается только ценностями семейными. Может прозвучать забавной безделицей, но с точки зрения объективного процесса формирования личности, ее мировоззрения и ценностей немалую роль играют… игрушки. И это не тавтология по случаю, и не случайный смысл.
Как задавались вопросом участники дискуссии, если уж бойцы на передовой специальной военной операции на шевронах своих носят изображение отечественного Чебурашки, то отчего же на родине этого персонажа дети просят купить им какую-то "лабубу"? Да еще явно слизанную с Чебурашки — только ушки сверху и мордочка злая. Тут срабатывает вечное правило: не хочешь содержать свою армию — будешь содержать чужую. Не поддерживаешь свои ценности — тебе навяжут чужие.
Здесь есть очевидный прорыв в наш тыл на информационном фронте защиты своих национальных ценностей.
"Все это как бы безобидные вещи, но это чужие тренды, которым мы невольно следуем, — заметил Кондрашов. — Но мы должны помнить одно: есть что-то такое, что нас объединяет без лабубу, без томогочи и без прочих насажденных чужих модных штучек. Это как раз и есть наши традиционные ценности. Это фундамент нашей жизни и нашего бытия".
И сделал вывод, задав тон дискуссии: "Веками наработанные традиционные духовно-нравственные ценности — это и есть залог того, что у нас есть будущее".
Оттолкнувшись от забавной, казалось бы, но, видимо, именно глубинным своим смыслом зацепившей участников дискуссии оппозицией двух игрушек, руководитель комитета по проблемам защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей научно-экспертного совета Совета безопасности России Николай Лишин сформулировал, кажется, одну из основ именно мировоззренческого подхода к роли медиа в защите национальных ценностей.
"Когда мы начинаем обсуждать вопросы духовно-нравственных ценностей, или, как мы их правильно назовем, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, иногда складывается впечатление, что мы сами себя пытаемся уговорить, насколько эти ценности нужны", — обозначил он проблему.
Речь как раз идет о внутренней установке, обозначил максиму Николай Лишин. Да, ее сложно померить, но это не значит, что ее не нужно устанавливать.
Есть, например, ситуация с тем же вопросом, сколько должно быть детей. Две позиции: пусть будет, сколько Бог даст, и другая — вначале создать условия, а потом рожать детей. Но условия могут понимать по-разному. Требования к ним могут нарастать.
"Это вопрос внутренней установки, а не вопрос условий квартир, материнского капитала, ипотек, еще чего-то, — отрезал Лишин. — Откуда появляются эти установки? Люди не рождаются с ними. Это вопрос информационного взаимодействия со средой, вопрос доведения той или иной информации до человека. В какую информационную среду вы погрузите человека, так он и будет существовать и мыслить".
Человек — это его действия, которыми он формирует себя, изложил эксперт мысль французского философа XX века Жан-Поля Сартра. То есть человек не рождается сформированным, он идет к какому-то образу самого себя, пытается его достичь. И вопрос формирования образа — это вопрос информации, которую он получает. "Которую мы ему даем", — уточнил Николай Лишин.
"Духовно-нравственные ценности — это как цемент, — сформулировал он. — Постройте дом из хорошего кирпича, но цемент не положите. Он и внешне будет такой же, как и тот, что с цементом. Но любое внешнее воздействие разрушит его. Духовно-нравственные ценности — это внутренние скрепы, которые делают общество монолитом".
Кирпичи могут быть разного качества, заметил Лишин. Главное — хороший цемент. Он делает из людей разного благосостояния, разного общественного ценза единое общество.
"Потому эти вопросы однозначно являются главными вопросами национальной безопасности, — подчеркнул он. — И если это ценности, то их надо защищать. И защищать их надо не на словах, защищать их надо на деле".
А конкретно? Здесь и сейчас?
Тему продолжила заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Дарья Лантратова. Кстати, представитель Луганской Народной Республики в российском Сенате. "Когда мы говорим о ценностях, очень важно понимать, что это, прежде всего, не про какие-то внешние рамки, — заявила она. — Быть, а не казаться — вот это про настоящее. И то, ради чего ты живешь и ради чего наши ребята рискуют сегодня жизнью на фронте, — это обязательно должно быть пропущено через сердце, это должно быть прожито, это должен быть только твой личный опыт. По-другому невозможно".
Но, тем не менее, обозначила сенатор от ЛНР свою позицию, "я абсолютно уверена, что мы как государство совершенно точно не можем оставаться в стороне от этого процесса".
И далее Дарья Лантратова предложила весьма серьезную, требующую тщательной законодательной проработки, что неизбежно, общественно принимаемую, но одновременно весьма рациональную новацию: "Надо, чтобы одним из основных критериев принятия того или иного государственного решения, будь то исполнительная или законодательная власть, обязательно должно быть его соответствие задаче сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей".
Обязанности медиа в этом смысле очевидны…
Александр Цыганов, обозреватель Аналитического центра ТАСС
Комментарии