Капучино из любимой кофейни, брендовые кроссовки, новый iPhone и ужины в модных ресторанах вошли в список обязательных трат у зумеров. Они признаются, что не представляют своей жизни без этих приятных, но дорогих мелочей, и вовсе не спешат откладывать деньги на стабильное и безопасное будущее. И речь идет не о представителях «золотой молодежи»: тенденция отдавать предпочтение сиюминутным удовольствиям в ущерб крупным материальным достижениям распространилась среди среднего класса. Как молодые люди разочаровались в долгосрочных сбережениях и почему они мечтают о зимовке у океана, а не о собственном доме — в материале «Ленты.ру».
Завтра не существует
27-летняя уроженка
«Поездка домой показала, как
много событий прошло мимо меня», —
Вместо первоначального взноса по ипотеке — билет в новую главу жизни
Зумеры с детства помнят простую истину, которую им внушали старшие: чем раньше начнешь откладывать деньги, тем увереннее будешь чувствовать себя в будущем. Однако к 25-30 годам они успели пережить и мировой финансовый кризис, и локдаун, и политические конфликты. У многих из них сформировалось стойкое ощущение, что будущее — слишком неопределенное, чтобы ради него жертвовать сиюминутными радостями. Поэтому сегодняшняя молодежь не видит смысла в традиционном бережливом подходе.

Фото: AleksandarNakic / Getty Images
американцев в возрасте от 18 до 35 лет прямо заявили, что не станут откладывать деньги, пока жизнь не вернется в нормальное русло
Более того, если старшие
поколения мечтали накопить на собственный дом к 30 годам, то зумеры
даже не рассчитывают когда-либо завладеть недвижимостью. Вместо
этого они тратят средства на то, что приносит им удовольствие здесь
и сейчас — будь то хобби, путешествия, модная одежда или
гастрономические изыски. Финансовые консультанты
Вместо квартиры — авокадо-тост
Тенденция такова, что «дети»
могут жить с родителями до 30 лет и при этом покупать себе
статусные вещи за месячную зарплату. «Вы живете в мамином подвале,
зато у вас есть сумочка Coach», —
Одна из главных причин отказа от накоплений — жесткие экономические реалии, с которыми столкнулось молодое поколение. Собственная квартира или дом (привычный символ успеха для родителей зумеров) превратились в недосягаемую мечту. Цены на недвижимость в крупных городах и ставки по ипотеке бьют рекорды, поэтому многие просто не могут позволить себе собственную жилплощадь.
составляла доля людей от 25 до 34 лет, проживающих с родителями, в 2023 году. А в начале нулевых — 11 %

Фото: freemixer / Getty Images
Рост стоимости жизни обгоняет
рост доходов. Молодые специалисты вынуждены тратить большую часть
зарплаты на базовые потребности и живут «от зарплаты до зарплаты».
Время, необходимое для достижения «большой цели», оказалось неподъемно долгим, и многие решили больше не откладывать жизнь на потом. Неудивительно, отмечает издание, что ценности изменились: для сегодняшней молодежи гораздо важнее получать новые впечатления и заниматься личностным развитием. В итоге деньги перераспределяются: вместо квартиры — абонемент в спортзал или сессии у психолога, а вместо машины — последняя модель iPhone.
Во имя хорошего настроения
Привычка радовать себя мелочами — самый простой способ справиться со стрессом. Мир последних лет преподносит молодежи одно испытание за другим, вызывая ощущение нестабильности. Психологи утверждают, что в такой ситуации покупка чего-то желанного работает как быстрый дофаминовый укол, который поднимает настроение и хотя бы ненадолго дает чувство контроля. И хотя импульсивные траты зачастую неразумны, они приносят эмоциональную разрядку.
Западные эксперты придумали для
этого явления термин — doom spending (буквально — «тратить деньги в
ожидании конца света»). По сути, это шопинг-терапия на фоне
тревожности: когда будущее кажется мрачным, люди тратят деньги,
чтобы порадовать себя здесь и сейчас. «Единственное лекарство от
хандры — купить себе новую пару обуви или ароматическую свечу за 75
долларов», — иронично
Многие зумеры открыто признаются, что предпочитают потратить деньги на впечатления или вещи, чем держать их на черный день. «Лучше я схожу на концерт любимой группы или слетаю в новое место, чем буду копить без ясной цели», — объясняют они. Эта философия получила название soft life («мягкая жизнь»), где главное — психологический комфорт, баланс и удовольствие, а не гонка за достижениями. Затем возник тренд soft saving — то есть «мягкие сбережения», — при котором копить разрешается, но без ущерба для качества жизни.
Вместо строгих финансовых ограничений — life well lived — жизнь, которой можно наслаждаться
Однако, следуя этим правилам,
многие молодые люди фактически «проедают» все заработанные деньги и
не формируют никаких глобальных запасов. В США у поколения Z уже

Фото: Klaus Vedfelt / Getty Images
Но эксперты понимают причины
этих трат. «Это в каком-то смысле приверженность принципу YOLO —
"живем один раз", —
По сути, спонтанные траты становятся для зумеров способом почувствовать себя счастливыми и полноценными в условиях, когда традиционные символы успеха для них недостижимы. Это своего рода протест против обстоятельств: если «правильный» сценарий не работает, нужно получить максимум удовольствия от альтернативного.
Сами же молодые люди преподносят такой подход как нечто позитивное. Они придумывают модные термины и тренды, превращая финансовую проблему в часть культуры treat yourself («побалуй себя»), и иронизируют над ней. Так, например, в TikTok набрал популярность тренд #DoomSpending, где пользователи делятся рассказами о своих импульсивных покупках «во имя хорошего настроения».
Выходит, что даже экономически трудные времена не останавливают от лишних трат. В 2022 году, несмотря на инфляцию и рост цен, расходы американцев на праздничные события достигли рекордных 964 миллиардов долларов — многие предпочли не отказываться от дорогих подарков себе и близким и от развлечений.
Нельзя жить хуже, чем другие
Cовременная культура
потребления особенно повлияла на зумеров, которые проводят в
соцсетях больше времени, чем представители других поколений.
Instagram (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании
Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в
Социальное одобрение тоже важно: молодежи трудно удержаться от соблазна соответствовать тому уровню жизни, который они видят в профилях сверстников. «Мы находимся под постоянным давлением. Когда все вокруг выкладывают фото из новых ресторанов и в брендовой одежде, невольно хочется им подражать — даже если для этого придется залезть в кредит», — комментирует финансовый консультант Шарлотта Гино nasdaq.com.
Страх «жить хуже, чем другие» заставляет молодежь тратиться на поддержание имиджа, а соцсети только усиливают иллюзию того, что это норма

Фото: Westend61 / Getty Images
Кроме того, маркетологи и индустрия моды подогревают стремление зумеров к роскоши. Почти у каждого люксового бренда сейчас есть относительно доступные товары — та самая категория middle class luxury («роскошь для среднего класса»), за которую молодежь может и готова выложить деньги. Это может быть фирменный чехол для смартфона, помада люксовой марки или лимитированные кроссовки: цены на такие вещи высокие, однако все еще находятся в пределах досягаемости для людей со средним заработком.
«Многие потребители
концентрируются на покупке одной модной и часто очень дорогой вещи,
которая заставит их почувствовать себя лучше и подарит мгновенное
удовлетворение», — отмечает издание
покупателей товаров класса люкс по всему миру будут составлять зумеры и миллениалы к 2030 году, по прогнозам Business of Fashion
Социологи
Ключ к безбедному будущему
«Зачем копить на пенсию,
которой может не быть, если можно проживать насыщенную жизнь
сейчас?» —
Представители поколения Z хотят тратить деньги на новый опыт. Некоторые планируют переехать в новую страну и пожить там несколько месяцев, другим важно создавать значимые воспоминания — например, посетить концерт Бейонсе. Тем не менее Буш обнаружила, что даже они испытывают тревогу относительно сбережений. Специалистка рекомендует молодым людям начать формировать привычку откладывать на будущее хотя бы понемногу.
Ключ к безбедному будущему — это выработка привычки экономить, даже если это всего пять или десять долларов в месяц. При этом по мере увеличения вашего дохода не увеличивайте резко свои расходы

Фото: Dima Berlin / Getty Images
И хотя концепция «жить здесь и
сейчас» популярна, она подходит далеко не всем. «Покупка
недвижимости и автомобиля — это отличная цель, и она всегда была в
списке моих материальных жизненных ценностей. Сейчас у меня есть
дом — конечно, это не особняк с 17 ванными комнатами, а простой дом
с удобствами, которые делают меня счастливым», — делится 30-летний
IT-специалист из
Мужчина отмечает, что в юности
он больше фокусировался на сбережениях и делал это последовательно.
«Первым результатом было то, что я смог позволить себе крутой и
новый (как мне тогда казалось) BMW. Я просто купил его на
накопленные деньги. Несколько лет спустя я приобрел служебную
машину для своей компании, потом продал ее и инвестировал в
недвижимость — купил первую квартиру в
Макс считает, что добился успеха в достаточно раннем возрасте благодаря стратегическому планированию своей карьеры, а именно освоению актуальных технических навыков и развитию коммуникативных способностей. «Конечно, всегда найдется кто-то более успешный, но я благодарен за то, чего я уже достиг, и за то, что ждет меня впереди. Мои навыки дарят мне преимущество на рынке и хороший доход — особенно во фрилансе, где я могу быть полезным не для одной, а сразу для нескольких компаний», — пояснил он.
Преданность одному делу помогла мне оказаться там, где я есть
Программист признался, что на данный момент экономит нестрого — и тоже предпочитает «жить здесь и сейчас». Несмотря на то что он тратит много средств на путешествия, у него все еще остается возможность копить на будущее. «Я придерживаюсь мнения, что лучше наслаждаться жизнью сейчас, в 30 лет (смотреть мир, ездить на хорошей машине), а не потом, когда я состарюсь и больше не смогу делать этого физически», — заключает он.
Комментарии