Вместе, дружно, весело: чем занять ребенка дома на новогодних каникулах

Общество

33 Просмотры 0

Статья
Новогодние праздники все ждут с большим нетерпением — как дети, так и взрослые, ведь наконец-то появляется время побыть вместе с семьей, оставив будничные дела. Россиян ждут 12 дней отдыха, и многие задаются вопросом, чем занять ребенка дома в перерывах между гостями и прочим досугом. Мы подобрали несколько советов психологов о том, как лучше справиться с этой задачей

Редакция сайта ТАСС

Учитываем возраст и режим дня

Как рассказала детский нейропсихолог Кира Макарова, если заранее расписать все мероприятия с учетом режима дня ребенка, праздники пройдут просто замечательно. При этом занятия должны быть по возрасту и попадать в ведущую деятельность. Родителям полезно знать, что:

  • Малыши до года нуждаются в покое и тишине: ежедневные шумные гости для них неприемлемы. Режим дня и тишина — ­это основные условия для гармоничного развития в таком возрасте, плюс эмоциональное общение: ребенку нужно видеть глаза, чувствовать тактильный контакт и слышать человеческую речь.
  • Дети от года до трех лет должны соблюдать режим, и праздники не повод о нем забыть. Питание, сон, прогулки и занятия планируются в соответствии с обычным расписанием
    В этом возрасте дети осваивают манипуляции с предметами — деятельность, которая необходима для развития. Хорошо собирать пирамидки, кубики, формочки, крупный конструктор, доски Сегена — то, что делается руками.
  • Дети от трех до пяти лет должны по-прежнему придерживаться режима, а в играх появляется сюжет: машинки, куклы, мягкие игрушки, добрые мультфильмы (не больше 20 минут в день).
  • От пяти до семи лет детям полезны любые ролевые игры — от продавцов до врачей. Можно закупиться наборами с костюмами и устраивать приемы в кабинетах, покупки в магазинах, сражения рыцарей и т.д.
  • От 7 до 10 лет — период начальной школы, где формируется представление о мире через учебу. Развивается память, физическая выносливость, умение строить отношения со сверстниками. В этом возрасте хорошо проходят командные игры, как спортивные, так и интеллектуальные: футбол, волейбол, салки, вышибалы, викторины, квесты.
  • От 10 до 18 лет (подростки) в первую очередь нуждаются в общении со сверстниками, реализуется потребность быть в своей "стае", так они взрослеют и развиваются. Но сегодня общение заменили соцсети. В этом возрасте подросток ищет себя и ответ на вопрос "Кто я?". Есть золотое правило: с подростком нужно наладить отношения еще до наступления переходного возраста.

Вовлеченность родителей

Главное для ребенка — "включенность" взрослого: никакая игрушка не заменит живого человека. По убеждению Киры Макаровой, время зимних праздников нужно максимально использовать для взаимодействия со своими детьми. "С ребенком нужно разговаривать, ведь речь — высшая психическая функция и формируется при взаимодействии. Если ребенок родился и с ним не разговаривать, он разговаривать не научится, — поясняет психолог. — И да, его надо научить играть, рисовать, лепить, то есть показать, как это делать". И если родители посвятят эти праздники "включенности" в своего ребенка, это будет потрясающий вклад в отношения, и никакой подростковый возраст потом будет не страшен.

"Вот подбежал ребенок что-то спросить. Вы повернитесь к нему, посмотрите в глаза и включитесь в то, что он сейчас спрашивает, и ответьте. И я вас уверяю, в ближайший час он не подойдет, потому что он получил от вас эту включенность", — добавляет Кира Макарова. При этом не стоит забывать, что у ребенка должно оставаться время на самостоятельные занятия.

Играем, танцуем, веселимся

Стоит учитывать, что чем младше ребенок, тем полезнее для него ранние занятия, ведь к вечеру он утомляется. Поэтому первая половина дня хорошо подходит для умственной деятельности и творчества, а вторая — для всего, что связано с активностью: это может быть плавание в бассейне, прогулка на детской площадке, спорт, танцы.

Ну а если вы решили отложить прогулку и остаться дома, то можно подобрать занимательную игру для всей семьи. Для детей дошкольного возраста прекрасно подойдут:

  • игра "Горячо или холодно". Нужно выбрать небольшой предмет, например мягкую игрушку, и спрятать. Ребенок при помощи словесных подсказок должен ее найти: если говорят "холодно", значит, он идет в неверном направлении, если "горячо", "горячее" — значит, поиск движется в нужную сторону. Когда подходит совсем близко, можно добавить "совсем горячо" или "очень горячо";
  • можно заранее купить заготовку и сделать кормушку для птиц, потом разукрасить ее и повесить недалеко от дома, а во время прогулок приносить корм;
  • игра "Съедобное — несъедобное": ведущий называет любой продукт или предмет и при этом бросает мячик ребенку — если несъедобное, то его нужно отбить, а если съедобное, то поймать;
  • можно включить сборник детских песен о зиме и выучить одну из них. Если мелодия танцевальная, то еще раз сводить хоровод вокруг елочки, даже если Дед Мороз уже приходил.

Ребятам школьного возраста наверняка понравятся:

  • тематические вечеринки в стиле разных стран. Сделать, например, день Италии. Приготовьте вместе что-то из традиционных итальянских блюд, детям особенно нравятся пицца, паста или лазанья. Можно записать видео, чтобы ребенок почувствовал себя в роли кулинарного блогера. В качестве слайд-шоу на экран телевизора или компьютера вывести фотографии этой страны, поставить итальянскую музыку. В завершение вечера — устроить совместный просмотр художественного фильма. А в другой день выбрать, например, одну из стран Юго-Восточной Азии и приготовить суши, фо-бо, том-ям, фунчозу — вариантов множество, и дети с удовольствием включатся в эту историю;
  • турнир борцов сумо — игра особенно хорошо проходит среди мальчиков. Под футболку большого размера на живот и на спину кладутся подушки, а сверху эта конструкция закрепляется ремешком. Далее надо определить границы ринга в виде круга. Побеждает тот, кто вытолкнет соперника за его пределы или коснется пола любой частью тела. Играть можно как до 10 очков, так и больше;
  • боулинг: берем 10 пластиковых бутылок одинакового размера и мяч, лучше мягкий (он менее шумный). Выбрать место для дорожки можно как в коридоре, так и в комнате, если позволяют габариты. И, как в настоящем боулинге, побеждает тот, кто собьет большее количество кеглей. Лучше заранее придумать призовой фонд, чтобы поддержать заинтересованность ребенка.

Каникулы с пользой

По мнению клинического психолога Андрея Пилипенко, совместные занятия, прогулки, подготовка к празднику запоминаются ребенку и создают ощущение близости и безопасности, что он важен и интересен родителям. "Эти события запоминаются лучше, когда они сопровождаются яркими положительными эмоциями. Взрослые в игре учат правилам, речи, как справляться с переживаниями и конфликтами. Игрушки сами по себе этого не дадут. А когда родители в контакте с ребенком, то малышу легче соблюдать режим, слышать просьбы и договариваться", — поясняет Пилипенко.

По его мнению, в целом на каникулах нужно сохранять привычный режим, но они не должны превращаться в сплошную учебу или, наоборот, в какое-то полное отсутствие обязанностей и бесконечные игры. Это хороший повод сформировать усидчивость и приучить ребенка с определенного возраста к посильным домашним делам, не превращая это в некий трудовой лагерь. Можно все перевести в некую игру, но главное, чтобы это сопровождалось позитивом и ни в коем случае не служило наказанием. "Иначе в дальнейшем это приведет только к негативу, особенно в подростковом возрасте: не будет мотивации помогать, как следствие — нежелание брать на себя ответственность и вообще что-либо делать", — отмечает Пилипенко.

Приобщать ребенка к домашним делам в соответствии с возрастом можно и нужно. Если вы видите, что он любит что-то делать, то поддерживайте его начинания. Разбросаны игрушки — предложите вместе разложить их по коробкам в легкой непринужденной форме: если ребенок считает негативные эмоции и ему станет страшно, то в дальнейшем он будет сопротивляться этому занятию. Можно попросить отнести легкие вещи в стиральную машину, полить цветы или просто убрать комнату.

Или вместе подготовиться к встрече гостей: убрать дом, украсить комнаты, вместе накрыть на стол, и опять же не как наказание, а с пониманием, что это праздник и мы к нему идем, чтобы у ребенка не было ощущения, что это тяжелая и неинтересная работа.

А еще, пользуясь свободным временем, приучайте ребенка к общению с книгой. "Как только ребенок научился садиться, давайте ему в руки книгу. Она должна войти в его обиход. Это то, без чего мы не представляем культуру. Потом для развития речи нужно читать вслух. Так не бывает, чтобы ребенок родился и начал разговаривать на языке Пушкина", — рекомендует Кира Макарова.

Книги есть для всех возрастов, но они должны быть добрыми, как и картинки, поэтому перед покупкой их обязательно нужно проверять. Для малышей старше года подойдет сборник сказок или стихов с красочными и желательно крупными иллюстрациями. Постепенно расширяйте список литературы в соответствии с возрастом — это развивает слуховую память и образное мышление. Не надо читать сразу много — одну-две главы, а после попросите ребенка коротко пересказать, поинтересуйтесь, кто из персонажей понравился больше всего, обсудите сюжет и поступки героев.

Если ребенок непоседа

Подвижных, неусидчивых детей порой бывает не так-то просто чем-то занять дома, когда любые игры надоедают через 15 минут. "Если ребенок гиперактивный, у него дефицит внимания, то нужно вводить по одной-две минуты такие занятия, которые тормозят активность, — отмечает Андрей Пилипенко. — Через рисование, мозаику, лепку. И потом постепенно нужно увеличивать время занятий, не ругая, не давая отрицательный стимул, который будет пугать и мешать ребенку".

Хорошо проходят творческие занятия в игровой форме с понятной целью: нарисовать картинку по цифрам, собрать пазлы, сделать новогоднюю открытку, гирлянду, снежинки. И важно, по мнению Пилипенко, чтобы ребенок видел конечный результат и мог им гордиться, а родители должны подкреплять похвалой: "Ты молодец". Если ребенок не противится, можно погладить — даем тактильный сигнал.

Для очень активных детей важно чередование: 10–15 минут занятие, затем небольшая физическая разрядка: попрыгать, побегать, потанцевать, пробежать эстафету, сделать зарядку, потом снова спокойное занятие. "Вообще с гиперактивными детьми важен предсказуемый распорядок дня и доброжелательная обстановка в семье, чтобы формировалось поведение в этой знакомой среде", — поясняет психолог.

Новогодние праздники — это прекрасный повод пообщаться со своими детьми, поиграть с ними, уделить время и внимание, которых так не хватает в будни. А потом воспоминания об этих днях, проведенных в доброжелательной, теплой атмосфере вместе с родителями, будут согревать их на протяжении всей жизни.

Светлана Шмелева 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии