В социальных сетях...
...распространяется памятка о безопасном поведении в транспорте. Документ якобы составлен и утвержден Федеральным управлением транспортной безопасности и эвакуации (ФУТБЭ) и Главным управлением информационной безопасности и противодействия киберугрозам. Авторы памятки предупреждают о проведении неких "плановых испытаний" и рассказывают о новом порядке действий пассажиров после сигналов тревоги.
А что на самом деле?
В России общие правила обеспечения безопасности пассажирских перевозок, утвержденные Минтрансом. Именно это министерство актуализирует и уточняет порядок организации поездок. Действия пассажиров при и чрезвычайных ситуациях на транспорте изложены в памятках населению МЧС. Такие документы предназначены для информирования людей и профилактики чрезвычайных ситуаций. Памятки не являются нормативными актами, однако выполнение перечисленных в них рекомендаций может сохранить жизнь и здоровье в случае ЧС.
Появившиеся в соцсетях документы — подделка
Никаких "управлений транспортной безопасности и эвакуации" в России нет и никогда не было, хотя на первый взгляд все выглядит убедительно: официальный тон, печати, ссылки на загадочные структуры с громкими названиями. Однако ни одно из упомянутых в таких текстах ведомств не существует, констатирует эксперт.
"Стоит помнить, что любая информация, распространяемая через чаты и региональные группы без официальных ссылок, должна восприниматься с осторожностью. Прежде чем переслать сообщение друзьям, полезно потратить минуту на проверку — найти первоисточник, сверить даты, уточнить, публиковали ли это государственные СМИ", — рекомендует Русяев. "Распространение ложных инструкций не просто недоразумение: в чрезвычайной ситуации такие тексты мешают работе спасателей и создают панические настроения. В эпоху мгновенных сообщений ответственность за достоверность информации несет каждый. Мы не можем остановить поток фейков, но можем выработать привычку проверять, прежде чем верить", — заключает эксперт.
Краткие итоги
Правила безопасности на транспорте в регионах России не менялись, а памятки о порядке действий пассажиров в случае сигналов тревоги — подделка. Любые изменения в документах и рекомендациях населению в первую очередь размещаются на официальных государственных ресурсах.
Материал подготовлен редакцией проекта "Проверка информации" при участии АНО "Диалог Регионы".
ТАСС и АНО "Диалог Регионы" являются учредителями Международной ассоциации по фактчекингу (GFCN).
Комментарии