Вы наверняка слышали, что человек достигает пика своих умственных (когнитивных) способностей в возрасте 30 лет, после чего они неуклонно снижаются. Речь идет преимущественно о грамотности и навыках счета – последние закономерно изменяются с возрастом. Но правда ли, что возраст, в котором мы начинаем хуже соображать – это 30 лет? Проанализировав данные двух крупнейших исследований PIAAC-L, авторы новой научной работы пересмотрели традиционные представления, рисующие безальтернативный «упадок» интеллектуальных способностей с течением времени.

Ученые узнали, как надолго сохранить умственные способности. Изображение: news.mit.edu
Возраст и интеллект
Долгое время считалось, что взрослые люди начинают терять многие виды когнитивных навыков уже в начале или середине карьеры
Такой подход, однако, неизбежно смешивает два фактора: реальный «упадок» навыков (изменения у одного и того же человека с годами) и так называемый «коортный эффект» — различия в поколениях. К примеру, те, кто моложе, могли учиться в школах с иными стандартами образования, больше пользоваться цифровыми технологиями и т. д.

В каком возрасте люди умнее всего? Изображение: betterhelp.com
Результаты ранее опубликованных исследований выявили уменьшение средней грамотности (и особенно счетных навыков) уже к 30–35 годам, иногда даже раньше. Но если бы это отражало истинную «траекторию» нашего интеллекта, вывод звучал бы мягко говоря тревожно, особенно с учетом старения населения и снижения рождаемости.
Это интересно:
Поскольку национальное и глобальное благополучие зависит от «человеческого капитала», упадок умственных способностей большинства работников к 40–45 годам может привести к снижению производительности и экономическим проблемам. Но следует ли этого, что традиционные представления о снижении когнитивных способностей после 30 лет неверны?
Как измерить умственные способности?
Чтобы ответить на этот вопрос, авторы новой научной работы,
Первое тестирование (PIAAC) состоялось в 2012 году, а второе — у тех же респондентов — примерно через 3,5 года. Выборка была тщательно откалибрована: в нее вошли граждане Германии в возрасте от 16 до 65 лет.
Программа PIAAC-Longitudinal (PIAAC-L) даёт нам редкую возможность проследить настоящую динамику когнитивных навыков — не просто сопоставить, к примеру, показатели тридцатилетних и сорокалетних в один момент времени, а проверить тех же самых людей повторно и посмотреть, что именно у них изменилось, – написали авторы научной работы.

Новое исследование отличается уникальным подходом к проблеме. Изображение: media-cldnry.s-nbcnews.com
Таким образом, все участники прошли два полноценных теста — на грамотность (умение понимать и анализировать письменные тексты) и на счетную компетентность (решение математических задач). Отметим: подобные «горизонтальные» (поперечные) измерения в комбинации с «вертикальным» (повторным) — крайне редкий случай.
Хотите всегда быть в курсе последних
новостей из мира науки и высоких технологий? Подписывайтесь на
Чтобы избежать искажений и не допустить ошибок в измерениях (респонденты могли показать слишком низкий или слишком высокий результат в одном из тестов по чистой случайности), исследователи применили дополнительную статистическую корректировку.
Возраст — не приговор?
Полученные результаты показали, что если смотреть на индивидуальные изменения (то есть как показатели одного и того же человека изменились со временем) и учесть все статистические поправки, то средняя грамотность росла примерно до 45–46 лет, а потом лишь слегка снижалась.
То же верно и в отношение математических компетенций: примерно
до 40-41 года умение считать росло. И хотя убывал этот навык
быстрее, ниже уровня, зафиксированного в возрасте 20-25 лет, не
опускался.
Но не все так гладка: ученые увидели существенные отличия между
теми, кто «активно использовал» навыки (например, часто читал
сложные тексты, решал задачи, много считал на работе и дома), и
теми, кто это делал редко.

Результаты опровергли традиционные представления о снижении умственных способностей в возрасте 30 лет. Изображение: bpac.org.nz
Оказалось, что у тех, кто постоянно читал и считал после 40 лет или 50 лет, почти не наблюдалось снижения когнитивных способностей. Более того, их результаты со временем становились лучше. А вот те, кто редко «напрягал» мозг начинали терять навыки уже в 35–40 лет.
Больше по теме:
Еще одним интересным нюансом стало различие по полу: в грамотности существенных расхождений между мужчинами и женщинами не выявили (хотя у женщин после 45 лет замечено небольшое общее снижение).

Чтобы сохранить ясность ума, нужно как можно больше читать и считать. Изображение: www.psypost.org
В то же время у активно решающих математические задачи мужчин после 40 лет практически не наблюдалось никаких изменений, а вот у женщин этот «математический спад» был заметнее. Исследователи отметили, что полностью объяснить полученную картину разницей в частоте применения математических навыков нельзя, поскольку женщины прибегали к ним реже мужчин.
Вам будет интересно:
Выводы
Результаты нового исследования означают, что достижение определенного возраста автоматически не влечет за собой снижения умственных способностей, во всяком случае до 65 лет. Главное, чтобы взрослые и дальше были вовлечены в активную умственную работу: больше читали, работали с текстом, считали, анализировали данные и т.д.
Более того, достижение 65-летнего возраста тоже не приговор: при достаточно стимулирующей среде и регулярной практике старшее поколение сохраняет и приумножает свои когнитивные способности.

Продолжительность жизни и благополучие общества связано с умственным здоровьем населения. Изображение: nsuranceneighbor.com
Но как часто нужно читать и считать, чтобы не поглупеть с возрастом? Ответ, вероятно, прост – если профессии, требующие применения этих навыков станут более доступными для широкой общественности, то стареющее общество меньше потеряет в плане «человеческого капитала».
Не пропустите:
Что дальше?
Участие в исследовании принимали люди в возрасте от 16 до 65 лет, из-за чего с уверенностью говорить о том, сохранятся ли выявленные тенденции для тех, кому за 70 нельзя. Ученые, однако, полагают, что эффект применения таких навыков, как счет и чтение, сохраняется и в более старшем возрасте. Поскольку столь обнадеживающие результаты получены в рамках одной страны (Германии), в иных культурах ситуация может быть несколько иной.

Умственная нагрузка хороша в любом возрасте и сохраняется дольше, чем считалось ранее. Изображение: hindustantimes.com
Несмотря на имеющиеся ограничения, полученные результаты свидетельствуют о том, что когнитивные изменения у взрослых куда более пластичны чем считалось ранее и зависят от среды и поведения каждого конкретного человека.
А вы знали, что произойдет с мозгом,
если перестать читать?
Так что если вы опасались, что после 30 лет растеряете умственные способности, не переживайте: чтение и умение решать задачи – залог сохранения здравого ума вплоть до преклонного возраста. Это особенно важно для обществ с быстро стареющим населением: постоянно стимулирующая интеллектуальная среда защищает от «глупости».

Комментарии