Уже четыре года подряд в Москве проходит #EdCrunch — крупнейшая в России и Европе конференция по новым технологиям в образовании, организованная НИТУ "МИСиС" и "Рыбаков Фонд" при поддержке Минобрнауки и одной из крупнейших в мире учебных онлайн-платформ EdX. В этом году на #EdCrunch съехались тысячи профессионалов из 30 стран — ректоры институтов, директора школ, представители бизнеса в образовательной сфере, разработчики учебных IT-технологий и многие другие. Что показали на #EdCrunch и чего из этого в ближайшем будущем ждать нашим студентам и школьникам?
Цифровая образовательная среда
— Современная экономика требует новых подходов к образованию, и
для этого
Действительно, СЦОС — это один из важнейших для российского
образования проектов, представленных на
Уже несколько лет в мире действуют учебные онлайн-платформы, представляющие из себя агрегаторы университетских курсов по самым разным направлениям и специализациям. Есть крупнейшие и глобальные — типа Courcera или EdX, есть локальные — при каждом серьёзном вузе. Подключаться к ним могут и российские студенты, но для обучающихся в России в первую очередь важны курсы, соответствующие нашим образовательным стандартам, — только в этом случае курс может приниматься и идти в зачёт так же, как и прослушанный очно в аудитории.
Первая официальная платформа отечественных онлайн-курсов,
созданная с подачи
— Мы, как законодатели, должны подготовить изменения в правовое
поле, введя туда категорию "электронных университетов", внеся
изменения в систему финансирования вузов с учётом прохождения
студентами онлайн-курсов, и многое другое, — отметил
спикер
Иными словами, в ближайшие два с половиной года в рамках СЦОС будет выработан единый подход к существующим и появляющимся платформам онлайн-курсов, которые перестанут быть сами по себе, а объединятся в систему, подобную "единому окну". Студент сможет выбирать курсы по понятным и первоочередным критериям — нужность для его образования, авторитет ведущего курс профессора, статистике популярности у других студентов. Ему не нужно будет ломать голову, зачтут ли этот курс ему в родном институте или нет, сможет ли он перевестись в другой вуз с учётом пройденных курсов и тому подобное.
— Проект "Современная цифровая образовательная среда" этой
осенью входит в активную фазу. Сейчас формируется нормативная база
для встраивания онлайн-курсов в программы всех вузов, —
говорит Владимир Тимонин, замдиректора Департамента госполитики в
сфере высшего образования
НИТУ "МИСиС" — о "цифровом будущем"
В запущенную два года назад систему онлайн-курсов НПОО вошёл ряд
самых передовых российских университетов, выбранных для обкатывания
технологий "отечественной Coursera". Одни из самых востребованных —
курсы
— В 2015 году мы присоединились к этому проекту, которому,
собственно и был дан старт на конференции
— Интерес к онлайн-курсам, размещённым на НПОО,
проявили более полутора миллионов подписчиков, начали процесс
обучения около 400 тысяч. В
— Что вы, как ректор, ждёте от "Современной цифровой образовательной среды"?
— Этот проект призван сделать "цифровое образование" удобным и эффективным как для обучающегося, так и для преподавателя. Он направлен на повышение качества образования, его доступности, возможности организации смешанного обучения, а также формирования системы непрерывного образования и индивидуальных образовательных траекторий. В современном быстро меняющемся мире специалист, востребованный на рынке труда, должен быстро адаптироваться, масштабно оценивать ситуацию, уметь принимать решения в стрессовой ситуации, одним словом, делать то, что не в состоянии сделать робот. А также обладать навыками к самостоятельному обучению и постоянному самообразованию. Поэтому наша задача — дать студентам новые возможности, расширить межвузовское взаимодействие, популяризировать русский язык среди зарубежных соотечественников.
— Развивая онлайн-образование, не придём ли мы в итоге к тому, что университет превратится в каталог ссылок на онлайн-курсы?
— Уверена, что нет. Онлайн-образование — это инструмент, который только усилит возможности получения качественного образования. Для студентов очень важно общение с преподавателем. С созданием СЦОС его роль не уменьшается, но из лектора, за которым прежде большую часть времени просто механически записывали лекции, он превращается в наставника, собеседника и эксперта, который помогает погрузиться в предмет и разобраться в его деталях и тонкостях.
"Цифра" в школе: не только электронные доски!
— Каждый день увеличивается разрыв между школой и современными
требованиями к образованию — школа устаревает, —
констатирует гость
— Мы оценивали навыки научного мышления — могут ли ученики думать "как учёные"? Чаще всего подобные навыки отсутствовали… Первый раз такое исследование в странах Европы проводилось в 2006 году. С тех пор появился айфон, гугл-карты, электромобили — многое изменилось. Но повторные исследования показывают, что прогресса в сфере образования немного. В некоторых странах он виден — это Финляндия, Канада, Китай, Сингапур. В остальных — увы, нет... Учителя не готовы к "цифровизации", они сегодня считают нормой предложить детям задание, представляющее собой поиск информации в Интернете... Трое из четырёх учителей по вопросу об инновациях считают, что их школа не готова к ним. Нужно менять мышление, менять педагогические подходы!
Соглашаясь с Андреасом Шляйхером, Павел Рабинович, главный научный сотрудник Федерального института развития образования, рассказывает, как современные российские школы начинают внедрять "навыки XXI века" и какие результаты нового подхода уже достигнуты в школах Москвы и Подмосковья:
— Мы, что называется, "учим учиться", развивая у детей метапредметные компетенции. В нашей работе со школами основной метод — метод проекта. Руководитель проекта — ребёнок, дети сами собирают команды и выбирают темы. Мы же под эти темы ищем им научных консультантов. Вот, к примеру, один из проектов учащихся школы № 29 из Подольска — биотехнологический комплекс. Это оранжерея в 200 квадратных метров, три климатические зоны, автоматизация, роботы, возобновляемые источники энергии, гидропоника, аэропоника. Ещё пример проекта — удалённое управление. Для управления телескопом школьники создали беспроводную систему контроля через Интернет — фактически разработали платформу "интернета вещей"! Да, пока "цифровизация школы" — это сплошные вызовы, от мотивации педагогов до системы оценивания. Но успехи есть, и они налицо!
Смартфон — источник новых знаний
На
А ещё в рамках
— Этот проект простой, в отличие от сложных нотных редакторов, требующих длительного освоения. Любой человек, знакомый с нотным письмом, может с легкостью записать нотный текст на своем мобильном устройстве, — говорит Андрей Баяджан.
Другой онлайн-проект, отмеченный призами на
Очевидно, что сегодня цифровая среда формирует возможности для образования, о которых недавно просто невозможно было задуматься. К примеру, помощником преподавателя может стать… чат-бот — мобильное приложение с зачатками искусственного интеллекта. Будучи установленным на смартфоны всех студентов группы, чат-бот экономит время педагога для действительно важных "живых" вопросов его учеников.
— Чат-боты молниеносно отвечают на вопросы каждого студента из
серии "кто", "что", "когда" и "где", причём делают это 24 часа в
сутки семь дней в неделю. Тем самым у преподавателей освобождается
больше времени, чтобы учить, а не отвечать на одни и те же вопросы,
— уверен участник и спикер
Комментарии