Цены на поездки в такси в Московском регионе могут вырасти в разы в начале марта

Общество

32 Просмотры 0

Суть нововведения

Закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ" (№580-ФЗ) вступил в силу 1 сентября 2023 года. Согласно пункту 2.2. ст. 12 "Требования, предъявляемые к водителю легкового такси", к управлению не допускается лицо, не прошедшее аттестацию на знание расположения на территории субъекта РФ объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия, медицинских организаций, спортивных и образовательных объектов, а также объектов, занимаемых органами власти, и путей подъезда к ним.

Также в ходе аттестации необходимо подтвердить знание порядка действий в чрезвычайной ситуации и правил перевозки пассажиров и багажа. Отдельно указывается, что пункт о прохождении аттестации обязателен, "если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта РФ".

Соответствующий нормативный акт, а именно приказ департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы "Об аттестации лиц, претендующих на допуск к управлению легковым такси…" был издан 11 июля 2024 года. Пункты 3.1 и 3.2 содержат информацию по срокам внедрения новации. Так, согласно п

3.1, "с 12 августа 2024 года до 1 марта 2025 года устанавливается переходный период", в течение которого можно пройти аттестацию добровольно. Согласно п. 3.2, "с 1 марта 2025 года аттестация проводится в обязательном порядке".

Бесплатно и для всех

Приложение к приказу описывает порядок проведения аттестации. Пройти ее могут как граждане России, так и иностранцы и лица без гражданства — бесплатно очно в аттестационном центре Корпоративного университета Московского транспорта или онлайн в личном кабинете в автоматизированной информационной системе. Аттестация проводится в виде теста, состоящего из 10 вопросов. Для успешного прохождения необходимо верно ответить минимум на 8 из них за 20 минут.

"Если водитель не сдаст тестирование с первого раза, он может сдать тест снова, но не ранее чем через 24 часа и при условии обязательного самостоятельного изучения справочных материалов. Начиная с третьей попытки аттестация проходит только в очном формате. При этом количество попыток не ограничено, они также бесплатные", — заявили ТАСС в пресс-службе московского дептранса. Срок действия аттестации составляет два года, далее ее надо проходить заново.

В пресс-службе "Яндекс.Такси" сообщили ТАСС, что "компания запустила специальный курс для подготовки к аттестации". Как говорится на сайте "Яндекс Про", "задания и вопросы в нем похожи на те, которые могут встретиться на аттестации: теория по знанию города, действия в чрезвычайных ситуациях и правила перевозки". В тренировочном курсе использованы обучающие методики департамента транспорта Москвы.

Памятник швейной машинке

Курс называется "Водитель легкового такси" и состоит из разделов: "Правила перевозки пассажиров и багажа", "Чрезвычайные ситуации", "Объекты Москвы" и "Объекты Московской области". Корреспондент ТАСС, имеющий 27-летний стаж вождения по Москве и Московской области, внимательно изучил все слайды. Первые два раздела вопросов не вызвали. А вот в разделах "Объекты", содержащих транспортные, культурные, спортивные, медицинские и административные локации, обнаружены некоторые странности.

Так, в подразделе "Библиотеки" есть информация об РГБ, библиотеке-читальне Пушкина и библиотеке-читальне Тургенева. Сведений о других крупных столичных библиотеках, например Библиотеке иностранной литературы или Горьковской библиотеке, нет. Также отсутствует информация обо всех аэропортах московского узла, кроме Внукова и Остафьева. При этом авторы включили в курс объекты, знание расположения которых представляется несколько избыточным, в частности, памятника "Дворник с собачкой" в Балашихе, памятника швейной машинке "Зингер" в Подольске и памятника Оле-Лукойе в Мытищах.

Повторяет ли аттестационный курс в точности обучающий, в пресс-службе дептранса не уточнили, как не уточнили и информацию о том, должны ли будут таксисты из Москвы знать все объекты Подмосковья, и наоборот. Не ответили на последний вопрос и в пресс-службе "Яндекс.Такси". Руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума "Такси", председатель общественного движения "Форум такси" Олег Амосов считает, что одинаковая по содержанию для всех водителей Московского региона аттестация лишена логики.

"Предположим, таксист живет в Коломне и работает в ее окрестностях. Насколько принципиальна его осведомленность о достопримечательностях Волоколамска? Все московские таксисты, которые не покидают ее пределов, следуя этой логике, должны знать, где находится тот или иной стадион или больница в Сергиевом Посаде. Зачем? И зачем подмосковным таксистам, которые никогда не ездят в Москву, знать пути подъезда ко всем столичным объектам?" — задается он риторическими вопросами.

"За" и "против"

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что аттестация в целом полезна с точки зрения оказания безопасных и качественных услуг пассажирам. "В тесте всего 10 вопросов, направленных на знание ПДД, правил поведения в чрезвычайных ситуациях и городских локаций. Если водитель готов оказать качественную услугу и хочет работать на этом рынке, конечно, ему нужно разбираться в таких вопросах. Трудности могут, наверное, возникнуть только у тех, кто плохо знает русский язык", — заявила она ТАСС.

По мнению эксперта, аттестация может быть полезна еще и в связи с нестабильной работой GPS-навигации в последнее время: "Если водитель изучит хотя бы Москву в пределах Садового кольца, где чаще всего бывают сбои, это улучшит качество услуг такси в городе". Олег Амосов указывает на то, что проблемы с навигацией возникают не только в пределах Садового кольца. При этом он убежден в том, что досконально изучить город и все его окрестности практически невозможно, хотя бы потому, что он постоянно растет и очень активно застраивается: "Только за прошедший год в Москве открылись восемь новых станций метро, вблизи которых расположены огромные ЖК со всей сопутствующей инфраструктурой".

По его мнению, аттестация станет одним из новых бюрократических препятствий, осложняющих жизнь рядовых таксистов. "За последние два года было создано пять различных реестров для таксистов. Основной — КИС "АРТ". Сейчас надо подавать документы еще в реестр перевозчиков, хотя существует также реестр владельцев автомобилей. Теперь еще обязательная аттестация… На мой взгляд, это избыточное регулирование", — заявил он ТАСС.

Особенности менталитета

13 февраля в пресс-службе дептранса Москвы сообщили ТАСС, что "каждый третий активный водитель такси Москвы и Подмосковья уже успешно прошел аттестацию". Всего, по данным ведомства, "ежедневно более 100 тыс. водителей Москвы и Подмосковья выходят на линию в Москве. Они перевозят более 1,7 млн пассажиров в сутки. Олег Амосов добавляет, что, по его данным, в Москве и Подмосковье в совокупности работают около 200 тыс. водителей такси.

В конце января в минтрансе Подмосковья сообщали о том, что "ежедневно аттестационные центры посещают порядка 200 человек". По состоянию на 30 января, по данным министерства, аттестацию прошли около 16% от всех водителей Московского региона. Успеют ли и спешат ли оставшиеся тысячи неаттестованных водителей восполнить пробел, чтобы не быть 1 марта отключенными от заказов, — вопрос открытый.

"У водителей такси есть такая черта в менталитете — небольшая лень. Когда принимается какой-то закон, все ждут до конца в надежде, что его отменят или не будут проверять соблюдение новых правил. Но на этот раз я не сомневаюсь в жесткости намерений департамента транспорта", — говорит Ирина Зарипова. В связи с этим она не исключает того, что 1 марта возникнет "вспышка недовольства" со стороны таксистов, за которой последует "бум желающих пройти аттестацию".

Возможные последствия

В пресс-службе департамента транспорта Москвы не ответили на вопрос о том, есть ли у регулятора опасения относительно возможного дефицита водителей такси после 1 марта. В пресс-службе "Яндекс.Такси" заявили, что доля аттестованных водителей растет каждый день, не уточнив их количество. "Нехватки водителей из-за аттестации мы не ожидаем, она не занимает много времени и большинство водителей успешно справляется с тестом", — сообщил представитель пресс-службы.

Вместе с тем Олег Амосов предлагает пассажирам готовиться к резкому подорожанию поездок с 1 марта. "Многие таксисты уверены в том, что аттестация вовсе не обязательна, поскольку непосредственно в федеральном законе дата 1 марта не фигурирует. Можно предположить, что 30-процентная доля выполнивших требование не увеличится радикально к марту. Если их отключат, нехватка водителей гарантирована. Добавьте к десяткам тысяч неаттестованных тех, кто не каждый день выходит на линию, и традиционный рост спроса на поездки в преддверии праздника 8 Марта", — говорит он.

По словам эксперта, стоимость поездки может увеличиться в три и более раз, если власти из опасений коллапса не откажутся от идеи отключать от заказов не прошедших тестирование водителей.

Пока воспользоваться правом, предоставленным законом, и ввести обязательную аттестацию водителей такси решили только власти Москвы и Московской области. Однако, как говорит Ирина Зарипова, некоторые регионы подумывают о ее введении. Пока на это не у всех имеется финансирование. К тому же для других субъектов, видимо, важно проанализировать, насколько удачно сложится опыт столичного региона.

Евлалия Самедова 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии