Царь пролива: как Иран может взвинтить цены на нефть

ИноСМИ

62 Просмотры 0

Акватория преткновения

Протяженность побережья Ирана вдоль Персидского и Оманского заливов — около 1 700 км. Ормузский пролив — наиболее узкая часть акватории, расположенная между заливами. С севера пролив омывает берега Ирана, с юга — Омана и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Наиболее узкая часть пролива имеет ширину порядка 40 км, широкая — менее 100 км.

Ормузский пролив связывает страны — экспортеры углеводородов Персидского залива с глобальными рынками. По логистической артерии, на которую приходится порядка четверти мирового трафика нефти и пятая часть сжиженного природного газа, проходит до 300 судов в сутки. Специалисты считают, что нарушение этого трафика может вызвать резкий скачок цен на нефть и нефтепродукты.

Ормузский пролив носит статус международных вод. Иран не ратифицировал Конвенцию ООН по морскому праву, дающую всем судам, включая военные, право прохода через пролив, однако до сих пор соблюдал основные ее положения и не перекрывал водную магистраль.

Ормузский пролив не раз становился ареной противостояния Ирана и других государств. Ирано-иракский конфликт 1980–1988 годов быстро принял характер позиционной войны, и в 1984 году обе страны с помощью боевой авиации и флота начали массово атаковать военные корабли и гражданские суда (в основном танкеры) в Персидском заливе. В итоге этого направления боевых действий, получившего название "танкерная война", затонуло около 20 судов и кораблей различных стран, повреждения получили 340 нефтеналивных судов

В защите международных морских коммуникаций участвовало оперативное соединение Военно-морских сил (ВМС) США. 3 июля 1988 года ракетный крейсер Vincennes из его состава сбил в небе над Персидским заливом пассажирский лайнер иранской авиакомпании управляемыми зенитными ракетами, погибли 274 пассажира, в том числе 16 членов экипажа и 65 детей. Несмотря на выплату компенсаций родственникам погибших, администрация США не взяла на себя вину за трагедию.

Во второй половине 2000-х годов напряженность в Ормузском проливе вновь усилилась. Поводом стали санкции ООН, Соединенных Штатов и Евросоюза против Ирана, подозреваемого в развитии программы создания ядерного оружия. В ответ Иран пригрозил задерживать суда стран — участниц санкционных ограничений. В последующие годы произошел ряд инцидентов не только с гражданскими судами, но и военными кораблями. Так, в августе 2016 года четыре катера ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части иранских вооруженных сил) произвели в Ормузском проливе "перехват на высокой скорости" американского эсминца Nitze, кораблю "множество раз пришлось менять курс". В январе 2017 года эсминец ВМС США Mahan открыл предупредительный огонь в сторону иранских военных катеров.

Выход США из ядерной сделки, обострение ситуации в проливе

Обстановка в проливе обострилась после того, как в мае 2018 года президент Соединенных Штатов Дональд Трамп заявил о выходе США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, пригрозив вернуть санкции против Тегерана. Затем чиновник Госдепа сообщил о желании Соединенных Штатов сократить "до нуля" доходы Ирана от экспорта нефти. В ответ представитель КСИР сделал заявление о готовности перекрыть нефтеперевозки через Ормузский пролив.

В мае 2019 года в акватории Оманского залива были атакованы четыре нефтяных танкера, в инциденте был обвинен Иран. В июне 2019 года Вооруженные силы Ирана сбили над Ормузским проливом тяжелый американский разведывательный беспилотник — по утверждению иранской стороны, после того, как БПЛА вторгся в воздушное пространство страны. Это привело к тому, что Трамп одобрил нанесение военных ударов по ряду целей в Исламской Республике, но затем отменил решение.

В последующие годы в акватории Персидского и Оманского заливов были задержаны несколько нефтеналивных судов различных государств. В мае 2022 года КСИР задержал в Персидском заливе сразу два греческих танкера в ответ на задержание Грецией иранского танкера Lana и конфискацию его нефти.

Мины, катера

Иран имеет большой арсенал средств, которым способен нарушить судоходство в Ормузском проливе и соседних акваториях.

Одним из способов перекрыть водную артерию является установка морских мин. Иран выставлял минные заграждения в ходе "танкерной войны" в 1980-х, для постановки использовались корабли и транспортные самолеты. Тогда мины повредили несколько танкеров — к примеру, 17 мая 1987 года на мине подорвался советский танкер "Маршал Чуйков", получив обширную пробоину ниже ватерлинии. Благодаря водонепроницаемым переборкам судно осталось на плаву и дошло до порта назначения. Установленные мины способны долгое время угрожать судоходству, так как для их поиска и нейтрализации необходимы тральщики, а сам процесс небезопасен.

Еще один способ установки мин — боевыми пловцами. Предположительно, именно таким образом были атакованы танкеры в мае 2019 года.

Иран обладает большим количеством катеров, включая ракетные, различного водоизмещения, доходящего до сотен тонн. В материале Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) указывается, что еще во время блокады Ормузского пролива в 1980-х годах сотни скоростных катеров ВМС КСИР, вооруженные пулеметами, реактивными гранатометами и ракетным оружием, применяли тактику "роя" — одновременной массовой атаки. Это затрудняло противодействие им. Точное число единиц маломерного флота, имеющегося у Ирана сегодня, не раскрывается, но, по различным оценкам, оно может составлять от 3 тыс. до 9 тыс.

К москитному флоту Ирана могли бы присоединиться малые экранопланы типа Bavar-2. Американский журнал The National Interest в своей публикации предполагал, что скоростные "летающие лодки" с низкой радиолокационной заметностью, вооруженные пулеметами или даже ракетами, могут стать "ночным кошмаром" для ВМС США.

Базироваться катера могут на защищенных базах на берегах Персидского залива, одна из которых была показана в январе 2025 года в видеосюжете гостелерадиокомпании SNN. Как утверждается, глубина расположения ее помещений достигает 500 м, их связывают протяженные тоннели. Подобные базы могут иметь несколько выходов к заливу и способны противостоять авиаударам.

Корабли, подлодки, ракеты

Есть у Ирана и более крупные корабли. Согласно данным военного интернет-портала Global Firepower, в ВМС страны входят 7 фрегатов, 3 корвета, 21 патрульный корабль, а также 25 подводных лодок. Исламская Республика располагает мини-субмаринами класса Ghadir.

Журнал The National Interest отмечает, что подлодки с водоизмещением немногим более 100 т предназначены для плавания в мелководном Персидском заливе и Ормузском проливе. Из-за малых размеров их сложно заметить, а шум, издаваемый водой в заливе, маскирует шумы винта Ghadir. Миниатюрные лодки вооружены двумя 533-мм торпедными аппаратами. В 2019 году портал Military Times со ссылкой на иранские СМИ заявлял, что в ходе учений Ghadir пустила улучшенную крылатую ракету Nasr-1, дальность которой может достигать 35 км.

Для обороны своих водных рубежей Исламская Республика использует ракетное вооружение. Так, по данным подразделения по противоракетной обороне американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS, признан нежелательной в РФ организацией), у Ирана с 2007 года стоит на вооружении противокорабельная крылатая ракета Ra’ad с дальностью 350 км. Баллистическая ракета малой дальности Fateh-110 выпускается в противокорабельном варианте: в CSIS считают, что модификация под названием Hormuz-2 оснащена радиолокационной головкой самонаведения, а Khalij Fars — оптико-электронной.

Помимо этого, Министерство обороны Ирана предлагает на международных выставках вооружений береговые ракетные комплексы с противокорабельными крылатыми ракетами дальностью от 35 до 300 км (что втрое превышает ширину Ормузского пролива). Пусковая установка наиболее дальнобойного из них, СМ-300, несет три ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения и массой боевой части 165 кг.

Боеприпасы способны поражать надводные цели, движущиеся со скоростью до 30 узлов (55 км/ч). В комплекс входит радар с дальностью обнаружения целей 320 км.

Правдивые обещания Ирана

Хотя у Ирана достаточно военных возможностей блокировать трафик через Ормузский пролив, эксперты скептически относятся к такому гипотетическому решению правительства страны.

"Иран не будет резать курицу, которая несет золотые яйца, и поэтому не станет блокировать Ормузский пролив, если ему самому не помешают экспортировать нефть", — считает иракский эксперт в экономике и нефтяной отрасли Набиль аль-Марсуми. По его мнению, Исламская Республика пойдет на такой шаг лишь в случае уничтожения ее мощностей по производству и добыче нефти.

"Если Иран заблокирует пролив, это окажет большое влияние не только на международную ситуацию и цены на нефть, но и на экономику самого Ирана. Поэтому я не уверен, что Иран зайдет так далеко", — вторит ему в беседе с корреспондентом ТАСС старший научный сотрудник Центра международной безопасности и стратегии при Университете Цинхуа (Пекин) Чжоу Бо. Специалист напомнил, что во времена противостояния США и СССР ни одна из сторон не блокировала важные мировые судоходные артерии.

Несмотря на прекращение огня, заявления Ирана, Израиля и США о достижении целей в конфликте, снижение биржевых цен на углеводороды, ситуация на Ближнем Востоке остается напряженной.

"Ответная операция нашей страны "Известие победы" была соразмерна действиям Соединенных Штатов. Мы наблюдаем за их поведением, — заявил член комитета иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике Ахмад Аджам. — Если они посмеют снова напасть на нашу землю, масштаб проведения операций будет расширен — есть более важные и крупные цели".

Виктор Бодров 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии