Трудно быть президентом: чего ждать от нового главы Южной Кореи

ИноСМИ

38 Просмотры 0

Ли Чжэ Мён последние два месяца опережал своих главных оппонентов с существенным отрывом в опросах общественного мнения, поэтому его победа на выборах президента Республики Корея была ожидаема. Исследования подтверждали, что общественность Южной Кореи хотела смены правящего лагеря после истории с введением военного положения 3–4 декабря.

К тому же обстоятельства сложились для Ли Чжэ Мёна очень удачно. Еще в ноябре суд первой инстанции приговорил его к условному сроку, тем самым поставив под вопрос его право баллотироваться на выборах в 2027 году. Но оказавшееся фатальным решение Юн Сок Ёля открыло бывшему председателю Демократической партии "Тобуро" дорогу к главному посту в Республике Корея.

В силу отсутствия переходного периода времени "насладиться триумфом" практически нет: нужно формировать кабинет и приступать к работе в новом статусе. Сейчас, можно сказать, сложное время для того, чтобы быть президентом Республики Корея. Перед страной стоят серьезные проблемы: самая низкая в мире рождаемость, американские пошлины и рост протекционизма, новый баланс сил на Корейском полуострове и экономические вызовы, включая почти "астрономические" цены на жилье в столице.

Хотя оппоненты называют его популистом, за последние полгода Ли Чжэ Мён подтвердил, что он искусный политик, теперь же ему предстоит проявить себя в качестве государственного деятеля.

США и Китай

Одним из первых вопросов, которым придется заняться Ли Чжэ Мёну, станут американские пошлины. 90-дневная пауза, взятая на переговоры, истечет 8 июля

Де-факто перед Ли Чжэ Мёном стоит задача перезаключить соглашение о свободной торговле с США на новых условиях.

Президент США Дональд Трамп называл Южную Корею "денежным станком" и, вероятно, попытается увязать пошлины с размещением американского военного контингента на Корейском полуострове.

23 мая газета The Wall Street Journal сообщила о возможном сокращении американских войск на юге Корейского полуострова на 4,5 тыс. человек, до 24 тыс. военнослужащих. Этих солдат могут перебросить в другие районы Азиатско-Тихоокеанского региона для противодействия Китаю.

В целом Ли Чжэ Мёну придется работать в условиях "торговых войн" даже внутри западного лагеря и лавировать между Китаем и США в политической плоскости. КНР остается крупнейшим торговым партнером для Республики Корея, чье развитие было основано на экспорте. Но все реже дискуссии об отношениях с США и Китаем в Республике Корея обходятся без упоминания Тайваня.

Корейский полуостров

Ли Чжэ Мён, как и его предшественники из стана левых, предлагает возобновить диалог с КНДР и снизить военную напряженность в регионе. Он также считает, что, как и прежде, сможет обсуждать денуклеаризацию Корейского полуострова. Но сейчас ситуация заметно изменилась.

За последние 5–10 лет КНДР достигла существенного прогресса в укреплении вооруженных сил и ядерной программе: запуск межконтинентальной баллистической ракеты, разведывательного спутника, испытания новых видов вооружений и получение реального боевого опыта.

В 2022 году КНДР приняла новую ядерную доктрину, в 2023 году добавила положения о ядерных силах в конституцию. Помимо этого, лидер КНДР Ким Чен Ын отказался от идеи объединения с Республикой Корея, за которой в конституции был закреплен статус главного противника. Председатель государственных дел заявил, что следует порвать с представлениями о единой нации с жителями Юга.

С другой стороны, внутри страны Ли Чжэ Мёну придется бороться с требованиями разработать собственное ядерное оружие, которые становятся все более громкими и постоянными. Ядерная компонента вооруженных сил стала темой дебатов кандидатов в президенты.

Большинство населения Южной Кореи выступает за разработку собственной атомной бомбы, но Ли Чжэ Мён считает, что конвенциональные вооруженные силы Республики Корея уравновешивают ядерное оружие КНДР.

Россия и Арктика

В ходе предвыборной кампании Ли Чжэ Мён неоднократно заявлял, что с Россией и Китаем следует поддерживать хорошие отношения, "избегая ненужной враждебности, как это было при администрации Юн Сок Ёля". В портовых городах типа Пусана и Инчхона политик говорил о перспективах использования Северного морского пути.

Развитие отношений с четырьмя соседними странами (КНР, РФ, США и Япония) на основе национальных интересов вошло в список 10 главных предвыборных обещаний Ли Чжэ Мёна. Также можно вспомнить, что в апреле 2025 года Демократическая партия "Тобуро" изучала возможность возобновления прямого авиасообщения с Россией после завершения конфликта на Украине.

В конце мая мне удалось задать вопросы советнику Ли Чжэ Мёна по внешней политике и вопросам безопасности, депутату Ви Сон Раку. Тот пояснил, что такие заявления проистекают из того, что Ли Чжэ Мён считает необходимостью "поддерживать хорошие отношения со всеми соседями".

Из слов депутата следовало, что участие Южной Кореи в антироссийских санкциях они считают вопросом не столько двусторонних отношений, сколько "международного санкционного режима". Команда Ли Чжэ Мёна также связывает вопрос санкций с прогрессом переговоров по Украине.

Такой же подход, можно сказать, прослеживается и по сотрудничеству в Арктике. В 2023 году южнокорейские компании прекратили сотрудничество с российской верфью, остановив производство оборудования для газовозов, связанных с проектом по добыче ресурсов в Арктическом регионе РФ. По словам Ви Сон Рака, это вопрос "международных" санкций.

Украина и оружие

При новом полноправном президенте наверняка снова возникнет вопрос поставок оружия на Украину. В конце февраля 2022 года Ли Чжэ Мён сказал, что политическая неопытность Владимира Зеленского спровоцировала конфликт. Находясь в оппозиции, в 2023 году Ли Чжэ Мён выступил категорически против поставок оружия Киеву, назвав последствия такого шага невообразимыми.

В декабре 2024 года подверг правительство критике за выделение кредитов киевскому режиму. Эти ссуды он назвал невозвратными и сказал, что эти деньги следовало потратить внутри страны на инфраструктуру.

Администрация президента США Дональда Трампа в отличие от Джо Байдена вряд ли будет требовать от Сеула поставить оружие Киеву. К тому же южнокорейские левые менее охотно идут в фарватере американской политики.

С другой стороны, Ли Чжэ Мён обещал поддерживать южнокорейский военно-промышленный комплекс и способствовать его экспорту. Поэтому можно допустить, что Южная Корея продолжит помогать вооружаться странам Восточной Европы, например, Польше и Румынии.

Среди других заявлений нового президента, касающихся международной арены, можно выделить обещание закрепить за Республикой Корея статус ведущей культурной державы. Это касается поддержки индустрии развлечений — кинематографа, музыкальной сферы.

Внутренняя политика

В ходе предвыборной кампании Ли Чжэ Мён предложил ряд финансовых мер поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы развеять традиционные для Южной Кореи страхи о замедлении экономического роста. По мнению части критиков, его экономическая политика сводится к лозунгу "снизим налоги, дадим льготы" без особой конкретики и указания на то, откуда брать деньги.

Из интересных инициатив: политик предложил сократить рабочую неделю до четырех с половиной дней. Это может улучшить ситуацию с "балансом между работой и личной жизнью" для южнокорейцев, но вряд ли будет реализовано на национальном уровне.

Наиболее серьезная структурная проблема для будущего южнокорейской экономики связана с демографией: старение населения и самая низкая в мире рождаемость. В конце 2024 года каждый пятый житель Республики Корея был старше 65 лет. Рождаемость в прошлом году хоть и выросла, но на одну южнокорейскую женщину приходилось менее одного ребенка (0,75 рождения за жизнь).

Сокращение населения в своих планах вынуждено учитывать даже военное командование, переориентируясь на более широкое использование беспилотных систем и роботов. Согласно одной из экстраполяций, население Республики Корея уменьшится вдвое к 2085 году (до 27,5 млн человек).

В качестве способа борьбы с сокращением рабочей силы Ли Чжэ Мён предлагает увеличение пенсионного возраста. Сейчас он обычно составляет 60 лет, средняя продолжительность жизни в Республике Корея составила в 2023 году более 83 лет.

Новый президент также выступал за продление ежемесячных выплат детских пособий с 8 до 18 лет. Ли Чжэ Мён обсуждал кредитные послабления для родителей в зависимости от числа детей и говорил о необходимости увеличить программу сдачи государственного жилья в аренду молодоженам.

Недвижимость и сверхцентрализация

"Рука об руку" с проблемой низкой рождаемости идут высокие цены на жилье. По данным государственной жилищной корпорации, средняя стоимость квадратного метра на конец апреля 2025 года по всей стране составила 5,75 млн вон (331 тыс. рублей), в Сеуле — 13,7 млн вон (782 тыс. рублей).

В столичном регионе уже проживает больше половины населения страны. По данным организации KB Realty, средняя стоимость сделки на рынке жилья в Сеуле в апреле 2025 года превысила миллиард вон (57 млн рублей).

Ли Чжэ Мён в ходе агитации обещал превратить город Седжон в "де-факто столицу" страны, перенеся туда администрацию президента и парламент. Политик также обсуждал "безусловный базовый доход" для жителей села.

Проблема "перегруженности" Сеула обозначилась не позже начала века. В 2003 году президент Но Му Хён уже пытался перенести столицу в Седжон, но Конституционный суд посчитал, что это нарушит неписанные конституционные нормы.

Логику судей легко понять: "юридический" перенос столицы в Седжон, куда уже переехали некоторые ведомства, создаст путаницу и поднимет вопрос о переименовании Сеула. Название этого города на корейском языке означает "столица".

Противники называют Ли Чжэ Мёна популистом. Некоторые из его предвыборных обещаний если не взаимоисключающие, то хотя бы разнонаправленные. В какой-то степени это можно понять на этапе предвыборной кампании. Но в качестве главы государства, как представляется со стороны, ему придется принимать непопулярные решения, иначе проблемы будут только усугубляться. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии