Третьяковка запустила проект "Суть вещей" для детей и подростков с ментальными нарушениями

Искусство

180 Просмотры 0

МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Третьяковская галерея запустила новаторский музейный проект "Суть вещей", адресованный детям и подросткам с ментальными нарушениями, в рамках которого они смогут узнать об искусстве ХХ века, используя различные подходы вплоть до пластического, через движение и танец. Об этом в понедельник на пресс-конференции рассказали организаторы проекта.

Проект запущен в рамках образовательной программы "Музей, открытый для всех", которая проводится с 2007 года. Все эти годы в музее уже идут выставки, экскурсии, образовательные мероприятия для детей, подростков и взрослых, имеющих физические или ментальные нарушения.

"Этот опыт позволил прийти нам к совершенно новому проекту, он называется "Суть вещей", и он адресован с одной стороны старшеклассникам... с ментальными нарушениями. Параллельно будет вестись работа со старшеклассниками из общеобразовательных школ", - сказала замдиректора Третьяковки Марины Эльзессер.

По ее словам, в результате этой работы не по итогам этого года, но появится новая методика, позволяющая интерпретировать сложное искусство ХХ века

Образовательная программа объединила несколько подходов к интерпретации художественных работ, в основе которых лежит принцип, основанный на комплексном восприятии произведения искусства - визуальном, тактильном, слуховом и пластическом (движение). Ребят ждут работы в экспозиции с музейными работниками, подготовки пластических перформансов, а также художественные практики.

Занятия с детьми и подростками будут проходить по понедельникам - когда музей закрыт для широкой публики. Директор музея Зельфира Трегулова пояснила, что на данном этапе это оптимальное решение еще и потому, что большие толпы людей могут пугать и отвлекать от занятий, а задачи взять и прямо сразу перемешать детей и подростков с ментальными нарушениями с посетителями музея пока не стоит.

"Мы же знаем, что наше общество достаточно сложно идет по пути осознания того, что есть иные, другие люди, дети. Мы не привыкли, если быть до конца честными, находиться с ними рядом, в одном пространстве. Мне кажется, это гораздо более правильно, если мы хотим применять сложные, тонкие методики, если мы хотим сами учиться в процессе создания таких методик, делать это в тот день, когда в музее никого нет, чтобы эта работа шла максимально эффективно и качественно" - сказала Трегулова, отвечая на вопрос ТАСС.

Доступный и открытый музей

"Последние годы мы руководствовались очень важным для себя принципом - мы ставили во главу угла наших посетителей: посетителей разного возраста, разного образовательного уровня, в том числе и посетителей в ограниченными возможностями здоровья", - добавила Трегулова.

Музей последовательно с 2007 года становится более открытым и доступным для людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. "Ни для кого не секрет что в СССР музейные здания строились без учета того, что они должны доступны для маломобильных граждан. Поэтому очень важной работой для нас является преодоление этих барьеров и препятствий, установка специальных подъемников и лифтов", - пояснила директор.

Трегулова также отметила, что в здании Третьяковской галереи на Крымском валу есть сложности с обеспечением физической доступности. "К сожалению, в этом здании есть существенные проблемы, но мы надеемся, что когда мы приступим к его реконструкции, он будет доступен абсолютно для всех и к нам будут приезжать большие группы инвалидов", - пояснила она.

В Новой Третьяковке также реализуется проект "Язык скульптуры по Брайлю" - программа для слепых. "И мы пока единственный музей в Москве, который разрешает своим посетителям трогать, прикасаться к настоящей скульптуре, а не только к слепкам", - добавила директор музея.

Все работники музея, по ее словам, в целом позитивно воспринимают эти проекты, и ни у кого не возникает вопросов, зачем это нужно и почему. "Это не разнарядка. Это просто нужно делать. <�…> Все, кто у нас здесь работает, они это делают по глубочайшему убеждению", - пояснила она.

Гуманистическое понимание

По словам Трегуловой, при этом ребенку или подростку с ментальными нарушениями совершенно не обязательно знать, кто такой Верещагин или что такое натюрморт. Речь здесь совершенно о другом.

"Ему нужно на это смотреть, получать впечатление. Я вообще глубоко убеждена в том, что искусство есть нечто абсолютно целительное - это первое. Второе - искусство развивает любую личность. Детям обязательно надо заниматься художественным творчеством", - отметила Трегулова в беседе с корреспондентом ТАСС.

Она напомнила, что искусство помогает любому человеку видеть, что красиво, что некрасиво, научиться замечать это. Трегулова также отметила, что у самих людей с ментальными нарушениями, когда они начинают творить, получаются совершенно уникальные вещи, которые позволяют взглянуть на искусство с другой стороны. "Они создают совершенно удивительные художественные произведения. Удивительные по цветовой гармонии, по смелости композиции, абстрактные, неабстрактные, экспрессивные", - добавила она.

Процесс обучения детей с ментальными особенностями взаимообогащающий: и для них самих, и для музейных работников. "В процессе работы с этими людьми, детьми, ты начинаешь понимать нечто, чего не видел в искусстве ранее. И в чем-то неожиданная детская реакция, даже обычного ребенка, тебе подсказывает что-то, чего ты сам не видел. А реакция таких людей может быть еще более интересной, еще более парадоксальной. Это процесс взаимный", - сказала она.

Программа "Суть вещей" стартует в Третьяковке 23 апреля, а потом будет продолжена осенью. В целом, по ожидания организаторов, это будет многолетний проект.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии