Теневой флот: где плавают несуществующие корабли и как их понять

ИноСМИ

30 Просмотры 0

Статья

Редакция сайта ТАСС

Финская газета Helsingin Sanomat 7 ноября сообщила, что за один час в систему морского слежения Финляндии поступило 18 тыс. ложных сигналов о "кораблях-призраках" НАТО. При этом система "поместила" их в Балтийское море, хотя настоящее местоположение кораблей было в тысячах километров от него.

Специалисты агентства транспорта и связи Финляндии Traficom связали ошибку со сбоем одной из станций автоматической идентификационной системы (АИС) в Парайнене. Она должна принимать данные от судов, которые находятся в Архипелаговом море, но вдруг стала получать "фейковые" сигналы из всех уголков Балтики.

Вроде бы довольно обыденная техническая неисправность, которая неоднократно имела место в прошлом. Но на фоне текущей геополитической обстановки, да и повышенного интереса ко всему потустороннему, сбой породил множество домыслов, теорий и воскресил ряд легенд.  

"Летучий голландец"

Водная стихия всегда полнилась мифами, а тем более с тех самых пор, как человечество открыло эру мореплавания. И чего стоят истории про корабли-призраки, вне зависимости от того, существовали ли когда-то на самом деле их прототипы.

Был ли "Летучий голландец", не был ли — никто точно не скажет

Но парусник, обреченный, по преданию, вечно скитаться по океану, безусловно, стал главной морской легендой, неоднократно воплощенной в художественных образах. Здесь сочетается и красивая любовь, и дикая ревность, и чудовищное сумасшествие. Увидеть окутанный светящимся ореолом "Летучий голландец" считается плохим предзнаменованием. Особенно если принять во внимание еще и то поверье, что моряки с мифического корабля при встрече обязательно попытаются передать на берег послания давно умершим людям.

Свидетельства о наблюдении парусника пусть и редко, но встречаются и в наше время. Правда, связывают их уже с вполне изученным оптическим атмосферным явлением фата-морганы, то есть своего рода миража над водной гладью. А светящийся ореол над "Летучим голландцем" — это разряды электричества на острых верхушках мачт при грозе или во время шторма. И то и другое, конечно же, ничего хорошего морякам Средневековья не сулило, оттого, думаю, легенда и прижилась.   

"Любовь Орлова"

Есть истории и куда новее.  

Спущенный на воду в 1976 году теплоход "Любовь Орлова" несколько десятилетий плавал на Дальнем Востоке. В 2000-х годах его переоборудовали для путешествий к Антарктиде и передали в аренду организующей подобные туры канадской компании. В 2010 году за долги перед фрахтователем судно арестовали, а в 2012-м продали на металлолом. Во время буксировки из канадского порта к месту распила в Доминиканской республике был шторм, и трос лопнул. Буксировщику восстановить контроль за теплоходом не удалось — оно начало неконтролируемый дрейф по водам Атлантики. Несмотря на предпринятые попытки погони, дальнейшая судьба судна неизвестна.  

В СМИ история "свободолюбивого теплохода" наделала много шума. Писали даже о том, что оставшиеся на его борту крысы за неимением другой еды стали каннибалами и начали пожирать друг друга. Видеть этого, конечно, никто не видел.    

Официально про судьбу теплохода "Любовь Орлова" сообщила позднее только береговая охрана Ирландии. Однако успехом поиски в предполагаемом квадрате крушения не увенчались, и с тех пор "Любовь Орлова" стала легендой. Активисты по всему миру даже создали десятки сайтов, форумов и продавали мерч со слоганом "Где "Любовь Орлова?".

Некоторые не чуждые мистицизма радиолюбители уверяют, что порой им удается поймать фантомные сигналы с теплохода. А те, кто погружен в эзотерику еще глубже, уверены: если увидишь теплоход-призрак или хотя бы "поймаешь" его сигнал в эфире, то непременно улыбнется удача.

"Калеуче"

В отличие от "Любови Орловой", этот корабль вроде бы и не существовал никогда. Но, по чилийским легендам, он очень красив и его иногда можно увидеть во время отлива возле тихоокеанского острова Чилоэ в Тихом океане. Фантомных сигналов в мировой радиоэфир "Калеуче", к счастью, не подает, но о своем грядущем появлении, мол, сообщает диким хохотом и громкими песнями, несущимися из-под воды.

Считается, что на его борту обитают души всех когда-либо погибших моряков, которые коротают выпавшую на их долю вечность безудержным весельем и танцами. А еще на корабле якобы есть колдуны, готовые одарить удачей и богатством каждого, кто сможет его увидеть.

Легенда настолько сильна, что когда в результате природных катаклизмов с сильными разрушениями чьи-то дома или имущество остаются неповрежденными, то это считается верным знаком "сделки" с обитателями "Калеуче". Заключить ее, видимо, хотят многие — в рамках турпоездок люди стараются побывать на тихоокеанском острове в надежде увидеть вожделенный корабль.   

"Человек из Медана"

Первые данные о катастрофе голландского теплохода в Малаккском проливе в 1947 году появились в официальных источниках только спустя пять лет, и то в очень абстрактном изложении. Суть примерно такова: несколько береговых станций и плывших неподалеку теплоходов приняли странное радиосообщение, из которого следовало, что погиб весь экипаж "Человека из Медана". Через какое-то время корабль вновь вышел на связь и после череды неразборчивых радиограмм завершил передачу словами "Я умираю" ("I die").

Экипаж ближайшего к месту происшествия корабля добрался до судна и, поднявшись на борт, увидел мертвых моряков, причем без каких-либо следов борьбы или травм на телах. Пробыли на борту "Человека из Медана" спасатели недолго — после того как при них из трюма повалил странный дым, им пришлось срочно уйти и уже со стороны наблюдать, как теплоход взорвался и затонул.

По одной версии, вся история не более чем морская байка, по другой — "Человек из Медана" перевозил нитроглицерин и цианистый калий, несоблюдение правил безопасного обращения с которыми и повлекло за собой трагедию. Так или иначе, но легенда уверяет, что предсмертный сигнал, посланный в агонии последним из погибавших членов экипажа, сумел "пробить пространство и время" и теперь нет-нет, да и "ловится" где-то в нейтральных водах Тихого океана. Считается, что услышать его не к добру. Но документальных свидетельств приема фантомного сигнала нет, есть только рассказы о внезапном появлении точки на экране радара, причем столь стремительном, что установить точные координаты объекта невозможно.

"Титаник"

Теория сигнала, "пробившего пространство и время", стала активно тиражироваться в середине 1990-х годов и применительно к легендарному "Титанику". Якобы один раз в год в ночь с 14 на 15 апреля в мировом эфире обязательно звучит сигнал SOS с его радиостанции. Сторонники теории отметают любые версии относительно возможных проделок радиопиратов или в целом бурной фантазии, уверяя при этом, что сигнал принимался еще задолго до появления радио на море. Причем ловился… умами творческих людей. В доказательство приводится новелла американского писателя Моргана Робертсона "Тщетность, или Крушение "Титана", которая была написана в 1898 году. Конечно, некие элементы сходства между реальной историей и написанной за 14 лет до нее новеллой найти можно. Однако активное распространение в СМИ темы "пронизывающего время фантомного сигнала" все же удивительным образом совпало с выходом на экраны в 1997 году драмы Джеймса Кэмерона с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в главных ролях.  

Всплеск интереса к теме отмечался в 2012 году после крушения одного из крупнейших в современной истории лайнера "Коста Конкордия". Оно произошло за три месяца до столетней годовщины гибели "Титаника" и, конечно, не могло не повлечь за собой множество теорий.

"Валенсия"

Крушение этого пассажирского лайнера, который затонул возле Ванкувера в 1906 году, столь широкого отражения в массовой культуре не обрело. Хотя суть трагедии была схожа с "Титаником" — большая часть пассажиров погибла только потому, что на судне не нашлось достаточного количества спасательных шлюпок.

Тем не менее в морских кругах "Валенсия" обросла множеством легенд и мифов, в том числе о том, что она обязательно появляется на горизонте перед сильным штормом, как бы предупреждая об угрозе для жизни того, кто ее увидит. Подогрел веру в "предупреждения с "Валенсии" случай 1970 года — к берегу течением прибило одну из корабельных спасательных шлюпок, отлично сохранившуюся за десятилетия плавания в водах мирового океана. 

Это только несколько примеров того, как легенды и факты из истории мореплавания могут проникать в современную жизнь, в существующий своей особенной жизнью радиоэфир и, наконец, так называемую ноосферу. Верить или нет — выбор каждого. Но кто знает: может быть, среди тех 18 тыс. сигналов, полученных одномоментно станцией в финском в Парайнене, притаились и "послания" с "Титаника", "Любови Орловой" и даже мифического "Калеуче". Главное, чтобы к добру.

Роман Ромишевский 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии