Программу разработки национальной атомной подводной лодки (АПЛ), которая получила название NÜKDEN (Nükleer Tahrikli Denizaltı), публике представил командующий подводными силами Военно-морских сил (ВМС) Турции контр-адмирал Тимур Йылмаз.
"[Обеспечение] безопасности нашего государства, нашей стратегии сдерживания, степени распространения нашей юрисдикции и сфер, представляющих интерес, а также поддержка, в которой нуждаются [корабельные] группировки во главе с нашим национальным авианосцем (в настоящее время в разработке — прим. ТАСС), делают необходимым появление [на вооружении ВМС Турции] атомной субмарины", — заявил Йылмаз, выступая на 12-м военно-морском семинаре, который состоялся в Стамбуле 26–27 мая. Его слова привел турецкий отраслевой портал TurDef.
По его словам, для обеспечения работ по созданию перспективной АПЛ требуется еще принять документы, регламентирующие участие в этой программе научно-исследовательских институтов и предприятий оборонной промышленности, которые образуют собой особую экосистему. В числе ключевых областей, в которых эту экосистему планируется задействовать непосредственным образом, Йылмаз назвал технологии строительства субмарин как таковых, ядерной силовой установки для них, систем выработки и передачи энергии различным подсистемам подводного корабля.
Кроме того, планируется "национализировать" одну из систем боевого управления АПЛ, которая уже существует на рынке, включая средства спутниковой связи, а также разработать обитаемые и необитаемые подводные аппараты, которые субмарина будет способна нести. Как подчеркнул контр-адмирал, исследования и разработки во всех этих областях уже ведутся турецкими научно-исследовательскими организациями. На вопрос о том, реактор какого типа будет в основе силовой установки для NÜKDEN, Йылмаз отметил, что технико-экономическое обоснование, а также работа, направленная на определение всех его необходимых параметров, уже ведется.
В TurDef сослались на более раннюю публикацию в Naval Forces Journal, в которой упоминалось о растущем интересе Турции к жидкосолевым реакторам (ЖСР), которые могли бы послужить силовой установкой для перспективной АПЛ. Среди преимуществ ЖСР называют их компактность и пригодность к применению в военно-морской сфере.
О том, что Анкара намерена создать собственную АПЛ, в интервью изданию Warship International Fleet Review (WIFR) в начале мая заявил командующий турецкими ВМС адмирал Эрджюмент Татлыоглу
Из презентации Йылмаза, один из слайдов которой опубликовал TurDef, следовало, что программа NÜKDEN, вероятно, будет продолжением инициативы MİLDEN, направленной на разработку турецкой национальной неатомной подводной лодки. Приступить к ее непосредственной реализации планируется вслед за последней, то есть приблизительно в середине 2030-х годов.
Носитель "Тайфунов"
На мероприятии в Стамбуле стали известны некоторые подробности и насчет программы MİLDEN (Millî Denizaltı). В частности, турецкая компания Roketsan в своей презентации рассказала участникам симпозиума о вооружении, которое могут получить будущие дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) национальной разработки.
В первую очередь она касалась установки вертикального пуска (УВП) MİDLAS (Millî Dikey Atım Lançer Sistemi), которую Roketsan разработала в порядке импортозамещения американских УВП Mk 41. Продажу последних Анкаре США отменили в рамках санкций, наложенных на республику после закупки систем С-400 у РФ.
Впервые на возможность оснащения подлодок типа MİLDEN такими установками намекнули на турецкой оборонной выставке SAHA Expo 2024. После этого систему MİDLAS Roketsan презентовала на французском морском салоне Euronaval 2024.
Согласно презентации, УВП MİDLAS подходит для применения ракетного вооружения различных типов и назначения. Сюда входят крылатые ракеты (КР) Gezgin и Atmaca UM, способные поражать сухопутные цели, Atmaca в противокорабельном исполнении, а также баллистические ракеты малой дальности (БРМД) Tayfun.
Как пояснили в TurDef, Atmaca UM представляет собой модифицированную и одновременно утяжеленную версию противокорабельной Atmaca и предназначена специально для нанесения ударов по наземным объектам. Она способна лететь дальше и огибать рельеф местности благодаря различным системам наведения.
Изначально Atmaca UM создавалась для береговых ракетных комплексов на колесном шасси, использующих модульную пусковую установку разработки Roketsan. Gezgin, в свою очередь, обладает повышенными по сравнению с Atmaca UM характеристиками и сможет составить конкуренцию американским Tomahawk и российским "Калибрам". Хотя, по замечанию TurDef, обе турецкие КР обладают значительной долей одинаковых компонентов.
Характеристики Gezgin издание не привело, поскольку его разработка, по всей видимости, еще не закончена. Что касается Atmaca UM, то, согласно TurDef, ранее в рамках тестовых стрельб боеприпас смог поразить цель на расстоянии около 400 км. Кроме того, эта ракета уже практически принята на вооружение, поэтому может сыграть роль временной замены Gezgin, пока не завершится создание последнего.
Особое внимание портал уделил БРМД Tayfun подводного базирования. Как предположило издание, ее, скорее всего, не придется для этого серьезно модифицировать, поскольку по длине она полностью помещается в ячейку УВП MİDLAS. Единственным изменением может стать оснащение такой БРМД складными стабилизаторами.
Преимуществом Tayfun по сравнению с КР является то, что время, которое уходит на достижение ею своей цели, существенно меньше, что в свою очередь дает противнику меньше возможностей противодействовать им. По утверждению TurDef, если КР может находиться в полете до одного часа, то в случае с БРМД речь идет о считаных минутах при сопоставимых расстояниях до цели.
Более того, баллистическая ракета проще в производстве, чем КР, предназначенная для ударов по сухопутным объектам, из-за более простой конструкции в целом и устройства двигателя в частности.
Последние тесты Tayfun подтвердили его высокую скорость полета и минимальное круговое вероятное отклонение от заданной цели. Генеральный директор Roketsan Мурат Икинджи в интервью турецкой редакции телеканала CNN обещал, что Tayfun версии Block I будет обладать дальностью полета в 1 тыс. км, а Block II — 1,5 тыс. км.
Что касается подлодок MİLDEN, то, как отметил портал Army Recognition, их длина будет превышать 80 м, а надводное водоизмещение составлять 2,7 тыс. т. Ожидается, что такие субмарины оснастят воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ) с шестью топливными элементами, станциями по риформингу метанола и литий-ионными аккумуляторами.
Помимо УВП MİDLAS, которыми обещают оборудовать ДЭПЛ типа MİLDEN, предполагается, что они также будут оснащены 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, через которые возможен пуск в том числе противокорабельных и крылатых ракет. При этом, как указали в Army Recognition, наличие УВП в перспективе позволит таким лодкам применять и зенитные ракеты Hisar-D RF и Siper Block-1.
Всего в 2030-х годах Турция планирует передать своим ВМС шесть новейших подлодок. Строительство первой из них началось в январе этого года и должно закончиться в 2031-м.
Третий пошел
Между тем уже третья ДЭПЛ класса Reis с ВНЭУ, получившая имя TCG Murat Reis (S-332), 29 мая была спущена на воду на верфи в Гельджюке и теперь находится на этапе испытаний. По сообщению национального Управления оборонной промышленности, опубликованному им в соцсети Х, эта субмарина должна войти в состав ВМС Турции в 2026 году.
Лодки класса Reis, строящиеся по программе Yeni Tip Denizaltı Projesi, представляют собой своего рода переходный вариант от подводных кораблей немецкого проекта Type 214 к субмаринам полностью национальной разработки MİLDEN.
Программа была запущена в июле 2009 года подписанием контракта с Howaldtswerke-Deutsche Werft (ныне — ThyssenKrupp Marine Systems — прим. ТАСС) стоимостью около €2 млрд. По условиям сделки на верфи в Гельджюке при участии немецких и турецких промышленных специалистов должно быть построено шесть таких подводных лодок.
Головная лодка класса — TCG Piri Reis (S-330) — была принята в состав национальных ВМС 24 августа прошлого года. Вторую ДЭПЛ, TCG Hızır Reis (S-331), на воду спустили в мае 2023-го. Ожидается, что ее заказчику передадут до конца этого года.
Оставшиеся три субмарины — TCG Aydın Reis (S-333), TCG Seydi Ali Reis (S-334) и TCG Selman Reis (S-335) — находятся сейчас на разных стадиях строительства. Все они должны войти в состав турецких подводных сил к 2029 году.
Согласно Army Recognition, благодаря ВНЭУ лодки класса Reis могут оставаться под водой до 20 суток без необходимости подъема к поверхности для забора воздуха. Длина ДЭПЛ такого типа — около 68 м, диаметр — 6,3 м, подводное водоизмещение — приблизительно 2 тыс. т.
Максимальная глубина погружения Reis может достигать 400 м, а скорость движения под водой превышать 20 узлов (более 37 км/ч). Проект создан с учетом обеспечения малой акустической заметности ДЭПЛ.
По части вооружений каждая лодка класса Reis обладает восемью 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, предназначенными для пуска тяжелых торпед Akya производства Roketsan, противокорабельных ракет UGM-84 Harpoon, а в перспективе — КР Atmaca и Gezgin. ДЭПЛ, оснащенные системой боевого управления разработки Havelsan и SMT, способны ставить морские мины, осуществлять поиск и обнаружение подводных лодок противника благодаря пассивно-активному гидроакустическому комплексу, вести радиотехническую и радиоэлектронную разведку и т.д.
Константин Алыш
Комментарии