Говорить о политике по-прежнему можно, но рекламировать
партии и их программы уже нет. С 22 ноября Twitter ввел запрет на коммерческие объявления в
поддержку любых сил, борющихся за власть. Социальная сеть
отказывается от гарантированного дохода, чтобы избежать обвинений
со стороны проигравших. После выборов президента США в 2016 году
демократы связали свою неудачу с кампанией по дезинформации, якобы
проводившейся в соцсетях, в том числе и в Twitter. На первый
взгляд, решение корпорации перестать делать деньги на политике
сказывается только на пиарщиках, однако оно вписывается в общую
тенденцию на введение сетевого общения в строго установленные
рамки.
Бан — и пропал
На эту тему
Запрет на использование политической рекламы в Twitter дает
повод взглянуть на внутреннюю механику крупной соцсети,
ежедневно выбирающей посты, предназначенные к удалению. Ради этого
весь массив твитов пропускают через программы-анализаторы контента.
Потенциально неблагонадежные сообщения отправляют модераторам, и те
выносят решения в соответствии с пользовательским соглашением.
Объяснений, как правило, не дается: свобода толкования правил
остается за работниками ресурса.
Та же механика вступает в дело, когда речь заходит о рекламе.
Твиты, за продвижение которых пользователи готовы платить деньги,
будут поступать на рассмотрение цензоров. Не вступая в
переписку с клиентом, тем предстоит решать, является реклама
политической или, скорее, общественной, а значит, разрешенной
на ресурсе.
Твит уходит влет
Простое удаление неприемлемого контента — не единственный метод
ограничения пользователей, которым располагают соцсети
Стремясь оградить широкую публику от экстремизма, IT-гиганты,
такие как Facebook и Twitter, озаботились потенциально
вредоносным проникновением извне. Оба ресурса запрещают ссылки на
посторонние страницы, если подозревают те в связях с радикалами.
Таким образом, под бан могут попасть не только пользователи,
зарегистрированные в соцсети, но и интернет-сайты, изначально не
связанные с ней.
Другая разновидность интернет-санкций — тайное, или
теневое, блокирование отдельных юзеров или твитов. До 2018 года
Twitter, как подозревают, прибегал к этому методу, переводя
информацию в коварный — открытый автору, но недоступный
остальному миру — режим. Так, в 2014–2015 годах сокрытию
подверглись более 200 тысяч твитов, написанных в Турции. Тогда же,
по утверждению экспертов, сервис микроблогов скрывал от посторонних
сообщения об утечке документов, бросающих тень на Пентагон. Однако
в наши дни с этой практикой стараются не иметь дела. Twitter
отрицает, что прибегает к подобным методам.
На эту тему
В 2019 году к удалению аккаунт могут приговорить по другой
причине: если появятся сомнения в честности его создателя. У
модераторов нет доверия к владельцам многочисленных страниц,
намеренным вести их одновременно. В августе 2019 года Twitter
удалил 200 тысяч аккаунтов, которые заподозрил в работе на власти
Китая. Хозяева этих страниц критиковали протесты в Гонконге, и в
Twitter сочли, что тем самым искусственно создавалось впечатление
массового несогласия с ними в китайской части
блогосферы. Подобные коллективные удаления за последние месяцы
превратились в обычную практику. Летом 2019 года Twitter
убрал со своих
серверов 4800 иранских аккаунтов, заподозренных в попытке повлиять
на американские выборы. В сентябре та же мера коснулась
четырех тысяч страниц, заведенных из
Объединенных Арабских Эмиратов. Причина тоже
политическая: пристрастное и чересчур навязчивое обсуждение их
авторами войны в Йемене. Тогда же из Twitter удалили сотни страниц,
зарегистрированных саудовцами, заподозренными в работе на свое
правительство, и этому уже никто не удивился.
Блог судят за подлог
На эту тему
Осенью 2019 года крупнейшая соцсеть мира Facebook объявила о
сенсационном решении: скором создании наблюдательной комиссии, которая
станет решать, как быть с провокативными сообщениями и аккаунтами,
заслужившими двусмысленную репутацию. Предполагается, что
коллегию составят 11 экспертов с правом дальнейшего увеличения их
числа до 40. К высокому
жюри смогут апеллировать юзеры, считающие, что c ними обошлись
несправедливо. Однако с учетом того, что недовольными себя полагают
многие, на рассмотрение стоит рассчитывать тем, чьи случаи
представляют общественный интерес. Остальные останутся
тет-а-тет с 15 тысячами контент-модераторов, контроль за работой
которых Facebook доверил сторонним фирмам-партнерам. Негативный
образ цензоров, успевший сложиться в социальных сетях, тревожит
этих сетевых работников не на шутку и заставляет их искать общения
с журналистами. Многие отзываются о своем труде как о тяжелом
испытании и даже сетуют на необходимость психологической разгрузки
после трудового дня, посвященного удалению чужих сообщений.
В 2018 году сотрудница
компании, которой Facebook отдал модерацию на аутсорс, Селена
Скола, подала в суд на своего конечного работодателя — социальную
сеть. Постоянный просмотр неприемлемых изображений угнетающе
подействовал на психику Сколы: женщина обнаружила у себя признаки
"посттравматического стресса". Вину она возлагает на
неприемлемые условия работы. Однако суд с ее аргументами не
согласился, и платить компенсацию Facebook не заставили.
Информационное агентство Bloomberg провело встречи с удаленными
контент-модераторами Facebook и выяснило, что случай Сколы — далеко
не единственный. Многие другие цензоры также жаловались на гнетущее
психологическое состояние, вызванное просмотрами сцен насилия,
порнографии и другого "шокового контента", а также необходимостью
работать, не покидая здание офиса. Выход "санитары
Facebook" находят в расслабляющих сайтах, вызывающих чувство
умиления, — например, таких, на которых размещены фотографии
животных.
Трамп любит хайп
На эту тему
После того как в 2016 году президентом США избрали Дональда
Трампа, у больших соцсетей, ведущих модерацию, появился влиятельный
и красноречивый оппонент. Президент США убежден, что IT-гиганты
стали ему врагами: якобы они намеренно вредят его репутации и
мешают продвижению его аккаунтов. "Нет никаких сомнений, что у меня
должны быть миллионы подписчиков. Но я знаю, что нас блокируют.
Люди приходят ко мне и говорят: у нас не получается подписаться на
вас. [Соцсети] лишают такой возможности", — заявил разгневанный
президент США. В лагере консерваторов-республиканцев обиду на
соцсети разделяют многие. Сенатор от штата Техас Том Круз также
убежден, что те далеки от
беспристрастности, а их наихудшим недостатком называет отсутствие
прозрачности при принятии решений. В мае 2019 года из Facebook со
скандалом удалили
страницы праворадикального публициста Алекса Джонса и
афроамериканского экстремиста Луиса Фаррахана. В ответ на компанию
посыпались обвинения в ангажированности.
Возмущение в истеблишменте заставляет руководство Facebook
принимать превентивные меры: встречаться с разгневанными и пытаться
донести до них свою позицию. Эту работу взял на себя сам глава
корпорации Марк Цукерберг. Его позиция сводится к тому, что соцсети
призваны защищать психическое здоровье общества, а из этого
следует, что модерация неизбежна.
Тем более что давление на международные социальные сети
оказывают не только рассерженные правые, но и сторонники
политической корректности. Их оплотом с середины 2010-х стала
Европа. В 2017 году в Германии и в 2019-м во Франции приняли
законы, предусматривающие астрономические штрафы для
социальных сетей, допускающих распространение неприемлемого, с
точки зрения местных законов, контента. Поборником "наведения
порядка" в Сети обозначил себя президент Франции Эммануэль Макрон.
В 2019 году, выступая на еврейском форуме, он подверг критике
Twitter за "слишком медленное" удаление сообщений. Тогда же
вместе с премьер-министром Новой Зеландии Джасиндой Ардерн Макрон
выпустил "Крайстчерчский
призыв", посвященный борьбе с пропагандой ненависти
через соцсети. На этот раз под прицелом французского лидера
оказалась другая социальная сеть. "15 марта 2019 года пользователи
Интернета вживую, через Facebook, в течение 17 минут могли
наблюдать террористический акт в двух мечетях Новой Зеландии.
[...] Свобода слова — фундаментальная ценность, и ее следует
уважать. Но из нее не следует свобода терроризировать. Никто не
имеет права создавать или распространять террористический или
полный насилия экстремистский контент онлайн", — провозгласил
Макрон. Чтобы продолжить работу в Европейском союзе, социальным
сетям нужно будет принять его точку зрения в расчет.
Комментарии