13 марта президент
Польши Анджей Дуда
Напротив,
Вашингтон начиная с 2015 года столь же последовательно
отвергал такую возможность. Сегодняшняя реакция администрации
Трампа в лице вице-президента США Джей Ди Вэнса отличается от всех
предыдущих разве что степенью эмоциональности — он подчеркнул, что
был бы "шокирован" подобным решением о перемещении ядерного оружия
на восток Европы. Примечательно и то, что обращение Дуды было
сделано в новой атмосфере польско-американских отношений.
Премьер-министр Польши Дональд Туск в начале марта охарактеризовал
их — и в целом международное положение Польши — как "зону
турбулентности",
Диссонанс безопасности
Амбициозность Польши и претензии на роль одного из лидеров Евросоюза не новость. Тезис о том, что гравитационный центр ЕС перемещается в Восточную Европу, стал за последние несколько лет не только клише, но и примером "центральноевропейской мегаломании". Подкрепляет уверенность Польши в своих возможностях ореол главного союзника Украины со стратегическим географическим положением на восточном флаге ЕС
Проблема, однако, в том, что ключевым фактором обеспечения национальной безопасности самой Польши остаются США. Их приоритет в качестве гаранта закреплен как в стратегических документах, так и на практике — на польской территории находится около 10 тыс. американских военнослужащих. Кроме того, большая часть польских расходов на оборону попадает именно в американский карман. Только за последние годы Варшава приобрела у США несколько сотен танков Abrams, 32 самолета F-35A и другие виды вооружения, а общая сумма американских кредитов Польше на военные закупки превышает $11 млрд.
Политика Трампа, однако, заставляет польское руководство терять свою уверенность в том, что США твердо намерены защищать своих союзников по НАТО. Кризис евроатлантической солидарности ставит Польшу, в значительной степени зависимую от США в области безопасности, а от ЕС — в сфере экономики, капиталов и инвестиций, в крайне сложное положение. В случае продолжения "антиевропейской" политики Трампа и реализации анонсированной торговой войны с ЕС Польше будет крайне сложно дальше претендовать на роль лидера. Ей придется лавировать между Брюсселем и Вашингтоном, при этом беспокоясь и о стабильности экономики, и об обеспечении безопасности.
От любви до ненависти
Осложняет ситуацию и
то, что в Польше правительство и президент демонстрируют различные
подходы к вопросам национальной и евроатлантической безопасности.
"Польско-польская война" на этот раз разворачивается еще и между
теми, кто в Трампа верит и кто Трампа ненавидит. Представители
правящей коалиции, в частности Туск и глава МИД Радослав
Сикорский, были и остаются резкими критиками и самого Трампа, и
политики его администрации. Недавняя перепалка Сикорского
и Илона Маска по вопросу отключения системы Starlink для
Украины в очередной раз показала приверженность главы МИД Польши и
его окружения связям с американскими демократами. Впрочем, у всех в
памяти остались и гораздо более ранние
Большинство же политиков оппозиции, как и электорат правых и националистических партий, сохраняют проамериканские настроения. Депутаты от оппозиционной национал-консервативной партии "Право и справедливость" праздновали победу Трампа прямо в зале Сейма в красных кепках с надписью MAGA. При этом ПиС, являвшаяся последние 10 лет самым ярым фанатом Трампа в ЕС, на практике — в своей политике в отношении и России, и Украины — реализовала линию демократической администрации Байдена и теперь оказалась в стратегическом тупике. В украинском вопросе правоконсервативным и националистическим кругам было довольно легко перестроиться. Эта часть Польши между Трампом и Украиной однозначно выбрала Трампа, подхватив резкую критику его администрации в отношении режима Владимира Зеленского. Тем более что она вполне созвучна все нарастающим среди польского электората антиукраинским настроениям. Оппозиция, собственно, продолжила свою линию на обвинение Киева в недостаточной благодарности Польше за оказанную ей действительно беспрецедентную помощь и назначила Зеленского главным ответственным за все нынешние проблемы и самой Украины, и украино-польских отношений.
Российский же трек политики трамповской администрации для ПиС концептуально неприемлем. Партии все сложнее дается сочетать проявление лояльности Трампу с сохранением жесткого конфронтационного курса в отношении России. Антироссийская политика является стержнем политической идентичности ПиС, и даже ограниченное смягчение риторики в отношении РФ будет означать отказ от всего политического наследия партии. Это бы потребовало не только пересмотра партийной идеологии, но и смены лидера Качиньского, который продолжает обвинять Россию в гибели своего брата Леха Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском в апреле 2010 года. Пока политики ПиС не демонстрируют такой готовности, а лишь усиленно стараются "не замечать" положительных высказываний администрации Трампа о России и российском президенте.
Одержимость противостоянием с РФ как правящих, так и оппозиционных партий не делает их союзниками США в реализации нынешнего курса Трампа на мирное урегулирование и переговоры с Россией. Реализуемый сегодня американской администрацией подход в глазах Варшавы все больше принимает очертания нового "концерта великих держав", а тогда (в XIX веке), как известно, польское государство на европейской карте отсутствовало. Эта перспектива беспокоит Варшаву не только с точки зрения окончательной утраты надежд на ведущую роль в Европе, но и возможности нового раздела "сфер влияния", при котором в российской сфере окажется и Украина, и Белоруссия. Для Польши это будет означать конец ее восточной политики.
Другой же политики Варшава на протяжении 35 лет после распада СССР и соцблока так и не смогла выработать — и отношения с США, и отношения с ЕС всегда являлись в основном лишь функцией ее отношений с Россией. В условиях кризиса евроатлантического единства и переоценки собственного политического и экономического потенциала Польше будет крайне сложно продолжать претендовать на роль нового лидера Европы.
Комментарии