"Русские всё могут": история строительства Монумента героическим защитникам Ленинграда

Общество

47 Просмотры 0

Художники-фронтовики

Памятник на площади Победы должен был стать смысловым центром "Зеленого пояса Славы", который создавался вокруг Ленинграда с 1950-х годов и рассказывал о самых ярких и драматичных событиях обороны и блокады города. Создание монумента стало поистине общим делом для всех горожан — люди помогали деньгами и трудом, проводили субботники, чтобы ускорить его открытие. ТАСС поднял архивы и нашел очевидцев тех событий, чтобы рассказать, как создавалась самая масштабная и самая тяжелая в мире летопись ленинградской блокады.

"Работа над созданием памятника продолжалась несколько лет, — рассказывает экскурсовод Дарья Чудотворова. — К концу октября 1973 года проект был утвержден, строительство монумента должно было продолжиться около трех лет, но, поскольку приближалось 30-летие Победы, было решено ускорить сроки и сдать в эксплуатацию через 13 месяцев после начала работ".

Строительство началось весной 1974 года. Проект создали три участника обороны Ленинграда — скульптор Михаил Аникушин и архитекторы Сергей Сперанский и Валентин Каменский.

Памятник состоит из наземной и подземной частей: первая была открыта 9 мая 1975 года, а в феврале 1978-го для посетителей открылась документально-художественная экспозиция подземного Памятного зала. Гранитный обелиск со скульптурной группой "Победители", обращенной к Пулковским высотам, с тех пор встречает каждого приезжающего в город с южной стороны. На гранитных пилонах "Площади Победителей" установлены 26 бронзовых скульптур — образы защитников Ленинграда.

В оформлении монумента символична каждая деталь: деревянная опалубка напоминает об оборонительных сооружениях, брусчатка из диабаза — о довоенном мощении ленинградских улиц, ломаные линии стен — о хаосе и разрушениях войны

Наземный открытый зал заключен в символическое кольцо, разорванное именно в том направлении, в котором город-фронт нанес в 1944 году удар по врагу. В подземном зале площадью 1 200 кв. м можно увидеть боевые знамена защитников Ленинграда и рядом с ними — главное достояние жителей осажденного города, 125-граммовый кусочек черного хлеба, тот самый, "с огнем и кровью пополам". Установленные в этом зале 872 светильника выполнены из стреляных гильз от 76-мм снарядов. Здесь можно проследить всю военную историю Ленинграда — от боев на Лужском рубеже в июле 1941 года до победного парада на Дворцовой площади в июле 45-го.

Два экспоната подземного зала уникальны и не имеют себе равных ни по выразительности, ни по техническому решению. Это бронзовая летопись блокадных дней — 900 страниц, каждая весом более 20 кг, и чеканная карта боевых действий. Блокадная летопись всегда открыта на "сегодня" — и посетитель узнает, что происходило в осажденном городе именно в тот день, когда он пришел на монумент.

"Это самая тяжелая летопись событий в мире, — поясняет специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Монумента героическим защитникам Ленинграда Андрей Козлов. — Вес летописи и оформляющие ее цвета — черный и золотой — символизируют ту тяжесть, которая подспудно лежит под всяким фактом, описанным в ней".

Карта, отчеканенная на бронзовых листах, рассказывает о важнейших этапах битвы за Ленинград, продолжавшейся 1 126 дней — с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944-го. Ее создал участник войны, двукратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион Европы по академической гребле Юрий Тюкалов.

Ветеран ТАСС Олег Сердобольский, отслеживавший как журналист все этапы строительства монумента, подчеркивает, что перед его создателями стояла невероятно сложная задача — "и физически, и эмоционально, и исторически".

"История с монументом мне спустя 50 лет кажется какой-то фантастикой: такой потрясающий объем работы был проделан под руководством Аникушина, — рассказывает ветеран. — Это казалось воплощением того, что, как говорят, "русские всё могут": если задача поставлена, она будет выполнена во что бы то ни стало". Сердобольский вспоминает, как вместе с другим тассовцем — Виктором Ганшиным — не раз общался со скульптором и узнавал из первых рук подробности работы над монументом.

"Это был такой случай, где нельзя было нигде ошибиться. К Аникушину обращались ветераны — они просили добавить представителей профессий, которые тоже внесли свой вклад в Победу. Несколько раз в уже готовые композиции приходилось добавлять еще какую-то фигуру", — рассказывает ветеран ТАСС.

Уникальной, по словам Сердобольского, была и связь скульптора с местом, выбранным для монумента: Аникушин в годы войны был санинструктором 4-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 22-го укрепрайона. "Этот укрепрайон одним из своих флангов как раз примыкал к тому месту, где построен монумент. И он рассказал, что, работая над монументом, он не раз обращался к военным фотографиям", — вспоминает Сердобольский.

Аникушин стремился передать лица реальных людей, живших в городе и защищавших его. Он изображал знакомых ленинградцев и изучал фотографии, сделанные в осажденном городе, в том числе авторами фотохроники ТАСС.

Сердобольский вспоминает интервью с Аникушиным 1984 года: "Он говорил, что ему важно было убедиться, что созданный образ порой сливался с какой-то фотографией, которую он встретил. Так получилось однажды, когда он нашел фотографию партизана: он его вылепил, и оказалось, что это представление совпало с фотографией. Наверное, это была фотография нашего корреспондента ТАСС Владимира Капустина, который в партизанских отрядах был своим человеком и оставил огромный архив об истории партизанского движения. И еще есть такой удивительный кадр, где фотокор ТАСС Всеволод Тарасевич снял литейщиц в 1942 году — и эти литейщицы прямо перекликаются с двумя женщинами в скульптурной композиции, как если бы это была вариация этой фотографии".

Олег Сердобольский вспоминает, что при огромных объеме работы и ответственности скульптор сохранял спокойствие и невозмутимость. "Я ни разу не видел его вздыбленным, с округленными глазами. Он был как Кутузов на Бородино — ни один мускул не дрогнул, когда он выходил и через подзорную трубу наблюдал спокойно за тем, что творится на Бородинском поле… И у Аникушина было так же — как у мастера, как у мэтра, — такое же высокого класса спокойствие, что все сбудется, все получится. В этом есть, конечно, необыкновенное чудо, как удалось это сделать, потому что очень сжатые были сроки. Он был солдатом своей профессии".

В 1977 году по заказу "Лениздата" наши коллеги — Виктор Ганшин и фронтовик Павел Булушев — написали книгу "Подвигу твоему, Ленинград", рассказав об этом монументе.​​​​​​

Общее дело

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов уверен, что именно благодаря всеобщему вкладу монумент занимает особое место среди памятников, посвященных войне и блокаде.

"В его создании, без преувеличения, участвовал весь город. Простые ленинградцы, десятки тысяч блокадников и их потомков стремились внести свой вклад в увековечение великого подвига Невской твердыни. Был открыт специальный счет, на который перечислялись добровольные пожертвования. Горожане выходили на субботники и работали, чтобы ускорить открытие комплекса", — подчеркнул глава города в беседе с ТАСС.

"В создании монумента приняли участие сотни тысяч добровольцев, 630 предприятий, учебных заведений и воинских частей, — говорит Дарья Чудотворова. — Строительство шло в том числе на средства добровольных пожертвований, на тот самый специальный расчетный счет было перечислено более 2 млн рублей. Например, поэт-фронтовик Михаил Дудин перевел весь свой гонорар за книгу "Песни Вороньей горы". Но собранных средств не хватало для постройки всего мемориального комплекса — только первая очередь обошлась государству в сумму более 10 млн рублей, вторая очередь — Памятный зал — потребовал еще более 1,5 млн рублей. Все, кто принимал участие в строительстве монумента, получили благодарности, которые теперь хранятся в рукописно-документальном фонде Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Руководитель организации "Жители блокадного Ленинграда" Елена Тихомирова вспоминает, что в субботниках на будущем монументе принимали участие все, кто мог. "Все выходили, приглашали людей на субботники, они и шли. Ведь после войны люди восстанавливали город сами, не требуя никакой оплаты, — это был душевный порыв, который некоторые ленинградцы унаследовали и пронесли до сегодняшнего дня, но не все, к сожалению. А тогда были живы люди, которые привыкли к тому, что они должны украшать свой город, что они отвечают за него, — рассказывает блокадница. — Появление монумента было для нас большим событием и признанием того, что из блокадного кольца город действительно вышел победителем".

Олег Сердобольский, лично участвовавший в таком субботнике вместе со всем коллективом ЛенТАСС, также вспоминает, что людей объединял невероятный энтузиазм: "Стояла такая вахта субботников, что все коллективы рвались туда, на площадь Победы, чтобы внести свой вклад — посильный, символический, конечно, но все-таки вклад в создание монумента. Было ясно, что это единственное в своем роде патриотическое дело, которое касается всех горожан, и каждый готов был отработать, что-то сделать, чтобы просто быть причастным к этому событию".

Очередь ЛенТАСС подошла 9 апреля 1975 года. "В три часа дня мы — все, кто имел возможность отлучиться от работы (осталась только дежурная бригада), — поехали на Московский проспект. Нам выдали при входе лопаты, носилки, сказали, что делать, и мы на площади Победы два часа готовили грунт для газонов. Это было, конечно, событие очень душевозвышающее. Удивительный трофей достался на этом субботнике Виктору Ганшину — он нашел неотстрелянный винтовочный патрон, такой зеленоватый, с патиной, и потом хранил его всю жизнь на своем письменном столе. А в память о том, что мы там работали, нам выдали благодарственное свидетельство, украшенное изображением медали "За оборону Ленинграда", — говорит Олег Сердобольский.

История продолжается

Горожане полюбили монумент, они приходят сюда в памятные "ленинградские" даты 18 и 27 января, в день прорыва и снятия блокады, и 8 сентября — в дату ее начала, а также в День Победы и во все военные праздники. В Музее истории Санкт-Петербурга отмечают, что в наши дни монумент — не только музей, но и центр патриотического воспитания. Здесь проходят торжественные мероприятия, Вахта памяти, кинопоказы, выступления хоров. Здесь всегда есть люди — они возлагают цветы, приводят детей, вместе с ними изучают экспонаты. Каждый год монумент посещают более миллиона человек.

"Монумент на площади Победы вобрал в себя частички душ ленинградцев, — считает Александр Беглов. — Его создание продолжило традиции единения людей в огненном кольце блокады и трудового подъема после войны, когда победители фашизма восстанавливали спасенный город. Такое же проявление ленинградского характера мы видим и в наши дни. Петербуржцы всегда объединяются ради блага Северной столицы".

Монумент поражает не только своим величием, но и особенной атмосферой, подчеркивает губернатор. "Хорошо помню свои первые впечатления от встречи с Монументом героическим защитникам Ленинграда. Он поразил не только своим величием, но и особенной атмосферой. На его территории чувствуешь не просто уважение и благодарность к тем, кому посвящен этот памятник, а еще и сопричастность к их великим делам. Это ощущение усиливается от того, что у статуй монумента лица реальных ленинградцев, взятые с блокадных фотографий. Каждый из этих героев жил в нашем городе, сражался за него, работал ради Победы".

В наши дни город продолжает традицию исторической памяти, и скоро на Пулковских высотах появится новый мемориал, посвященный Ленинградской битве. Он возводится там, где в годы Великой Отечественной проходил передний край обороны Ленинграда.

"Мы надеемся, что новый комплекс будет таким же ярким, проникновенным и величественным, как и Монумент героическим защитникам Ленинграда. И станет еще одним достойным напоминанием о подвиге всех защитников Ленинграда и творцов нашей, ленинградской Победы", — говорит Александр Беглов.

Юлия Андреева, Александра Подервянская при участии Екатерины Андреевой и Сергея Рыбакова 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии