ПАРИЖ, 20 ноября. /ТАСС/. Наследники российского художника
Александа Бенуа (1870-1960) инициировали судебное разбирательство
против французского Общества музыкальных авторов, композиторов и
издателей (Sacem), организации, занимающейся вопросами об авторских
правах. Как сообщили во вторник радиостанция
Они утверждают, что следует рассматривать их предка Александра Бенуа как соавтора Равеля, так как именно он подал идею композитору, с которым активно сотрудничал во Франции, написать подобное произведение для одного из балетных номеров российской танцовщицы Иды Рубинштейн. Декорация и костюмы к балету также были созданы Бенуа.
"Болеро" было написано и впервые исполнено в 1928 году, а в 2016 году, согласно срокам, установленным французским законодательством, произведение перешло в сферу общественных прав на произведения искусства. Это позволяет теперь исполнять его, транслировать и публиковать его партитуру без выплаты отчислений по авторским правам.
В случае признания соавторства Бенуа произведение будет вновь возвращено в сферу личных авторских прав и покинет ее только в 2038 году, что сулит правонаследникам крупные выплаты.
Творческое сотрудничество
Родственники российского художника, в частности его праправнук Франсуа Черкессофф, заявили агентству АФП, что "Болеро" - "это произведение, созданное на основе подлинного творческого сотрудничества Бенуа и Равеля". Согласно их мнению, "существуют достаточно много доказательств, совместно указывающих на причастность Александра Бенуа к созданию балета"
Эта организация в предыдущие году уже дважды отказалась признавать соавторство художника, отвечая на требования родственников Равеля и Бенуа. В частности, приведя в доказательство афишу тех лет, на которой Бенуа был указан только как художник-оформитель спектакля. Эксперты Sacem уже подчеркнули в двух своих прежних решениях, что "не существует ни одного прямого доказательства, подтверждающего подобное сотрудничество" двух мэтров, или "существования какого-либо контракта между ними".
Черкессофф, однако, ранее утверждал, что существуют
"исторические документы", доказывающее противоположное. В
частности, он привел опубликованную 21 ноября 1928 года в газете
В связи с возникшим конфликтом радиостанция France Info подчеркнула, что, в соответствии с имеющимися юридическими данными, случаи обратного возврата в сферу личных авторских прав выведенного ранее из нее произведения "являются во Франции крайне редкими". По мнению радиостанции, как наследники Бенуа, инициировавшие третий в истории данных разбирательств иск, так и поддерживающие их в этой инициативе наследники Равеля имеют крайне мало шансов одержать победу в суде.
Комментарии