Инвентаризация мощей в Киево-Печерской Лавре вызвала возмущение: вспомнили, какие последствия были у прошлых богоборческих акций
В начале марта на сайте украинского министерства культуры появилось распоряжение о проведении инвентаризации и экспертизы мощей в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Останки святых украинские безбожники решили потревожить как раз в разгар Великого Поста. Объявив в стране «декоммунизацию», украинские власти взяли на вооружение не лучшие методы большевиков. Нынешняя украинская антирелигиозная кампания как под кальку списана с того противоцерковного морока, что творился в нашей стране в 1917-1942 году. Если бы нынешние «инвентаризаторы» были знакомы с историей, они бы знали, к чему приводят подобные эксперименты.

Напомним, в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры хранятся мощи 128 святых. Среди них находятся останки Ильи Печерского (Муромца), Нестора Летописца, иконописца Алипия Печерского, святых викингов Феодора и Иоанна, Киевского митрополита Владимира (Богоявленского). Министерство культуры Украины порывалось провести «инвентаризацию» мощей еще в 2023 году, с этой целью доступ к пещерам для посетителей с марта 23-го был закрыт
С какой целью чиновники намерены тревожить прах святых, не уточняется. Есть версия, что монахов УПЦ хотят обвинить в неподобающем обращении с мощами, а то и вовсе в том, что останки святых на самом деле – не настоящие. Верующие же опасаются, что «инвентаризация» задумана для того, чтобы как раз и распродать и передать за рубеж мощи киевских святых.
Так уже было в нашей истории. С 1918 года по 1922 год, в разгар Гражданской войны, была организована «борьба с мощами». Сначала стихийная, но в феврале 1919-го коллегия Народного комиссариата юстиции приняла постановление об организованном вскрытии, инспекции и конфискации святых мощей в церквях и лаврах. Кампания была направлена на дискредитацию и ослабление Русской православной церкви, которую считали «опорой царизма». Поэтому решено было разоблачить «культ святых мощей», которые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся».
Первой «ласточкой» стало вскрытие в октябре 1918 года раки с мощами Александра Свирского в Александро-Свирском монастыре. Большевики написали в отчете, что в раке была обнаружена «восковая кукла», в то время как медицинская комиссия подтвердила, что останки святого — нетленная плоть. Мумифицированная, что и давало ей «восковой оттенок». Однако эти факты совсем не устраивали организаторов вскрытия раки. Потому наверх ушел отчет о «восковой кукле», а сами мощи исчезли. По одной версии, большевик Август Вагнер, курировавший вскрытие, велел их уничтожить. По другой, даже на него сохранность мощей произвела впечатление, потому он просто велел их укрыть в подвале губЧеКа в Лодейном поле. В раку же после поместили чьи-то кости и три зуба, которые и должны были продемонстрировать «подлог церковников».
После этого началась уже масштабная кампания по вскрытию рак с мощами: всего по стране было «проинвентаризировано» 63 раки. В том числе, таких известных святых, как Сергея Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и Серафима Саровского, мощи которого были вывезены из Саровского монастыря. И та, и другая история похожи на мистический детектив. Примечательная история подмены головы святого Сергея Радонежского во время его «инвентаризации» в феврале 1919 года. После вскрытия раки с мощами святого и выставления их не всеобщее обозрение пошли слухи, что раку скоро вывезут из монастыря. И мощи святого могут потеряться, как уже было с мощами Александра Свирского. Этого допустить церковники не могли. Потому сотрудники музея лавры, Павел Флоренский и Юрий Олсуфьев, с тайного благословения патриарха Тихона, решили мощи подменить. Сохранив хотя бы самую важную часть - голову. Вместо головы святого в раку положили голову графа Трубецкого, похороненного в лавре. Саму же святую главу тайком перенесли в дом Олсуфьева, спрятав в дубовом комоде в столовой. Позже, когда семья решила покинуть Сергиев Посад, голову зарыли в саду. Уже после того, как волна антицерковных репрессий пошла на спад, голову откопал будущий архиепископ Павел Голубцов. Сам он так описывал это событие: «Когда выкапывали, было очень жутко. Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей…Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты». Святыню спрятали в алтаре в церкви в Виноградово. Уже после того, как отношения у церкви изменилось и в 1946 году часть Лавры открыли для верующих, главу по благословению патриарха Алексия I вернули на место. Но вот судьба самих спасителей мощей, учинивших такие странные действия хоть и с благой целью, была незавидной – Павел Флоренский был расстрелян в 1937 году, Юрий Олсуфьев - в 1938-м.
А после изъятия и перемещения мощей Серафима Саровского последствия ощутила уже вся Россия, и больше всего – Поволжье. После того, как мощи святого покинули Саров, Поволжье настигли засуха и голод. Крестьяне считали, что это напрямую связано с учиненным святотатством. В уезде составили ходатайство с просьбой вернуть мощам их облачение, которое было изъято для «нужд голодающих Поволжья». Мощи просили «привести в такое состояние, в котором они находились до осмотра их». 16 августа 1921 года это было сделано: святые мощи вновь облачили, крышка раки была заперта на внутренний замок. И засуха в Поволжье вскоре прекратилась...
А самая известная легенда об ужасающих последствиях вскрытия захоронения касается, конечно же, могилы Тамерлана. Которую ученые вознамерились изучить как раз накануне Великой Отечественной. О проклятии гробницы жители Самарканда были наслышаны издавна: легенда о страшных последствиях вскрытия гробницы ходила веками. На надгробной плите из нефрита по велению внука Тамерлана, ученого Улугбека были высечены следующие слова: "Придет время, и мы уйдем… До нас были великие и будут после нас… Если же кто возгордится и вознесется над другими или же потревожит прах предков, пусть постигнет его самая страшная кара…». Но бесстрашных советских археологов было не остановить. Летом 1941 гола в Самарканд прибыла экспедиция в составе академика Ташмухамеда Кары-Ниязова, историка-востоковеда Александра Семëнова, антрополога Михаила Герасимова и писателя Айни. Их сопровождали кинооператоры, которые должны были запечатлеть для потомков этот исторический момент, и сотрудники НКВД, осуществлявшие охрану места. Работа шла непросто: 16 июня в Гур-Эмир хлынули потоки воды из разорвавшегося трубопровода, будто кто-то предупреждал: могилу вскрывать нельзя. Но ученых это не остановило. Один из кинооператоров – Малик Каюмов, ставший впоследствии известным режиссером, за несколько дней до вскрытия гробницы встретился в чайхане с трем пожилыми людьми, которые продемонстрировали старинную книгу на арабском языке, в которой было написано, что могилу ни в коем случае нельзя вскрывать. Ибо тогда на волю вырвется Бог войны. Он сообщил об этом членам экспедиции. Но его подняли на смех. 21 июня 1941 года гробница была вскрыта. Во время вскрытия саркофага внезапно вдруг погас свет, члкееас экспедиции стало трудно дышать. Но дело было сделано…Через несколько часов фашистская Германия напала на Советский Союз.
Уже на фронте Малик Каюмов, ставший фронтовым кинооператором, встретил подо Ржевом маршала Жукова и поведал ему об этом страшном совпадении. А тот прислушался и обещал доложить Сталину. Как бы то ни было, но решение вернуть останки Тамерлана на прежнее место было принято: 19 ноября 1942 года Амир Тимур (Тамерлан) был перезахоронен по мусульманскому обряду в Гур-Эмире. А советская армия на фронте перешла в наступление: в войне произошел знаковый перелом, окончившийся Победой.
Тем, кто сейчас в Киево-Печерской лавре тщится заняться «инвентаризацией» мощей святых с политическими и корыстными целями не плохо бы было вспомнить об этих предупреждениях.
Комментарии