Редакция сайта ТАСС
МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Российские исследователи и их коллеги из Китая и Сингапура разработали мембрану, способную избирательным образом извлекать литий из переработанных аккумуляторов с 98-процентным уровнем эффективности без вреда для окружающей среды. Об этом сообщила пресс-служба Университета ИТМО (Санкт-Петербург).
"Технология позволяет выделить из соленого раствора 90% ионов лития и 98% - из рассола, приготовленного из литий-ионных батареек. Она превосходит многие мембранные методы выделения лития и по эффективности сопоставима с выделением лития из твердых минералов, однако наш процесс заметно энергоэффективнее", - пояснил доцент научно-образовательного центра инфохимии ИТМО Иван Москаленко, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Разработанные и изученные мембраны изготовлены из так называемых максенов. Так ученые называют двумерные материалы, состоящие из атомов переходных металлов и углерода, а также часто включающие в себя азот, фтор или кислород. Пленки из максенов обладают необычными свойствами, которые делают их похожими на металлы.
Зарубежные и российские ученые обнаружили, что комбинация из максенов на базе титана и углерода, а также гидроксипропил-целлюлозы, один из эфиров этого природного материала, способна очень избирательным образом взаимодействовать с разными ионами металлов
Как объясняют исследователи, нагрев или охлаждение целлюлозы в мембране позволяет гибким образом контролировать свойства материала, в том числе характеристики наноканалов в его толще, которые избирательным образом поглощают ионы лития и при этом не пропускают через себя ионы магния. По словам ученых, процесс управляется электрическим нагревом и не требует больших затрат энергии, благодаря чему он отличается высоким уровнем энергоэффективности.
Создание этой технологии, как отмечают исследователи, позволит извлекать литий не из природных сред, где его добыча ведет к ухудшению экологической обстановки, а из отработанных аккумуляторов и батарей. Это повысит экологичность использования "зеленой" энергетики, электротранспорта и электроники. Для решения этой задачи зарубежные участники исследования уже внедряют технологию на предприятии в Сингапуре, подытожили химики.
Комментарии