Растет риск возможных катастрофических последствиях сбоев в работе навигационных систем
В последние месяцы пилоты гражданских и военных самолетов, пролетающих над Восточной Европой и Средиземноморьем, все чаще сталкиваются с загадочными сбоями в работе GPS. Эти помехи вызывают серьезную озабоченность у авиационного сообщества. По данным экспертов, ежедневно до 1500 рейсов могут подвергаться воздействию таких сбоев, что ставит под угрозу безопасность полетов.

По словам пилота, который управляет пассажирскими лайнерами, помехи GPS стали настолько частыми, что пилоты вынуждены адаптироваться к новым условиям.
«Когда самолет набирает высоту, дисплей может сообщить, что сигнал GPS потерян. Но если происходит подмена данных, система может выдавать ложные предупреждения, например, о приближении к земле», — рассказывает он.
Подмена GPS — это технология, при которой навигационные системы получают ложные сигналы, заставляя их считать, что самолет находится в другом месте. По словам военного аналитика Шона Фитцпатрика, такая технология гораздо опаснее простого глушения сигнала.
«Самолет получает ложную информацию, что может привести к сбоям в работе автопилота и других критических систем», — объясняет он.
В марте 2024 года бывший министр обороны Великобритании Грант Шеппс лично столкнулся с помехами GPS
Израиль, по данным аналитиков, применяет подмену GPS для защиты от ракет и беспилотников.
«Это способ обмануть GPS-приемник, заставив его думать, что он находится в другом месте», — объясняет аналитик по безопасности Ноа Сильвия.
Великобритания, например, инвестировала более 30 миллионов фунтов стерлингов в проекты по защите от помех GPS, включая разработку новых технологий и строительство специального ангара для тестирования систем.
Несмотря на растущие риски, эксперты подчеркивают, что современные самолеты оснащены множеством резервных систем, которые позволяют справляться со сбоями GPS. Однако, как предупреждает Шон Фитцпатрик, «если ситуация ухудшится, последствия могут быть катастрофическими».
Комментарии