Полет силой мысли: туризм на моноколесе и с моноколесом

Общество

50 Просмотры 0

"12 июня мы отправимся в сторону Санкт-Петербурга, будем в основном придерживаться планируемой к постройке трассы "Вело1", — рассказала ТАСС участница пробега Людмила Сергеева. — Основная цель — покататься, а также показать, что средства индивидуальной мобильности — вполне себе транспорт, и даже междугородный, вполне пригодный для путешествий". Сергеева уточнила, что туристы поедут командой из шести человек и рассчитывают добраться до Северной столицы за четыре дня. Точки, где участники будут заряжать свои устройства, уже распланированы, гостиницы забронированы.

Участница пояснила, что туристы — представители межрегиональной общественной организации (МОО) развития культуры и безопасности некоммерческого малого электротранспорта "КолеСИМ", учредителем которой является Сергеева. "Организация создана меньше года назад, имеет два филиала — в Москве и Питере", — пояснила Людмила. Пока в "КолеСИМ" небольшое число участников, экспертов, однако организаторы надеются, что их станет больше. "В дальнейшем мы рассчитываем на то, что наша организация будет иметь определенный вес при формировании новых законов, написаний правил, изменении понятий о транспортных средствах", — рассказала участница пробега.

Название МОО "КолеСИМ" отсылает к аббревиатуре СИМ — "средство индивидуальной мобильности"

Термин появился в 2023 году вместе с поправками к Правилам дорожного движения, в которых подобные устройства выделили в новую категорию. К СИМ относятся электросамокаты, моноколеса, электроскейтборды, гироскутеры и другой аналогичный транспорт.

Владелец СИМ может ехать на своем аппарате по правому краю проезжей части при соблюдении нескольких условий — например, под запретом для него скорость выше 25 км/ч, выезд на автомагистрали. На средствах индивидуальной мобильности массой до 35 кг разрешено передвигаться по тротуарам, пешеходным зонам, велодорожкам.

Моноколесо: от "последней мили" к спорту и туризму

Миниатюрный персональный электротранспорт начал бурно развиваться с удешевлением технологий производства литий-ионных аккумуляторов, обладающих большой плотностью энергии. В 2001 году появился Segway — революционная самобалансирующаяся двухколесная платформа. Принцип поддержания ей равновесия сродни таковому у человека. Наш расположенный во внутреннем ухе "гироскоп" — вестибулярный аппарат — сообщает головному мозгу о нарушении равновесия, а тот заставляет человека делать шаг вперед или назад, чтобы выровнять положение тела. Гироскопические датчики положения корпуса Segway отдают команду электродвигателям, в какую сторону необходимо переместить устройство, чтобы компенсировать наклон стоящего на нем пользователя. Управление движением осуществляется с помощью длинной ручки. Заряда литий-ионных аккумуляторных батарей хватает на 40 км, а Segway разгоняет владельца до 20 км/ч. Практика показывает, что любой может быстро и интуитивно освоить езду на устройстве, которое не позволяет пользователю упасть.

В 2010 году американская компания Inventist представила и запатентовала Solowheel — электрический уницикл, "половинку" Segway. По бокам корпуса с единственным колесом расположены платформы-"педали", на которые встает пользователь. Solowheel не позволяет человеку упасть в продольной оси, а вот равновесие влево-вправо пользователь должен научиться поддерживать самостоятельно. Миниатюрное и легкое устройство позиционировалось как транспорт "последней мили" — позволяющий перемещаться между домом и офисом, совершать недлинные городские поездки. Максимальная скорость Solowheel составляет 18 км/ч, запас хода — несколько десятков километров. Микропроцессорное управление не позволяет устройству развивать слишком большую скорость, на которой электродвигатель уже не справляется со стабилизацией, предупреждает владельца о разряде батареи. Пользователи таких устройств отмечают, что после обучения и тренировок, когда управление унициклом входит в привычку, поездка начинает напоминать полет силой мысли. Наездник, руки которого свободны, не задумывается, как он управляет устройством, совершая управляющие движения телом рефлекторно.

Идею подхватили другие производители. К примеру, в 2015 году компания Segway слилась с китайским производителем Ninebot и начала выпускать самобалансирующийся электротранспорт под объединенным брендом. После 10 лет эволюционного развития электроуницикл, за которым в России закрепилось название "моноколесо" (а за его пользователем — "монорайдер"), превратился в транспортное средство, топовые образцы которого развивают скорость свыше 100 км/ч и способны проехать на одном заряде несколько сотен километров. Производители оснащают современные моноколеса подвеской, повышающей комфорт и безопасность передвижения, а за счет значительного диаметра колеса устройство хорошо поглощает неровности. Энтузиасты в защитной мотоэкипировке устраивают скоростные заезды на автомобильных гоночных треках, соревнуются на внедорожных трассах, установив кроссовые покрышки.

От Москвы до Байкала на одном колесе

В монорайдерском сообществе Людмила известна своими дальними путешествиями. Начиналось все с поиска средства передвижения, чтобы добираться на работу за несколько кварталов от дома. В конце 2019 года она познакомилась с группой владельцев моноколес. "Когда я увидела, как ребята ездят, это было словно фильмы о будущем, которое наступило прямо здесь и в котором можно поучаствовать, — рассказала она. — С тех пор без колеса ни шагу".

"Как только появился опыт владения колесом, сразу появилось желание поехать на колесе куда-нибудь дальше, за пределы Москвы и Московской области, потому что все мгновенно стало как-то близко", — сообщила Людмила. Уже летом 2020 года она в составе группы таких же энтузиастов совершила поездку в Санкт-Петербург, добравшись до города за пять дней. "И вот спустя пять лет мы повторим этот путь, но по гораздо более интересному и сложному маршруту. Ну и колеса наши стали мощнее, удобнее, появились хорошие, качественные подвески, более емкие батареи", — добавила путешественница. В 2021 году Людмила с попутчиком отправились на моноколесах на юг России. "Это было во время короновируса: мы соблюдали [дистанцию] полтора метра друг от друга, были в шлемах и масках", — смеется Сергеева. Путешественники пересекли по мосту Керченский пролив и добрались до Евпатории.

В Крыму они загорелись идеей осуществить еще более дальний пробег. Сначала начали разрабатывать маршрут до Владивостока, читать отзывы мотоциклистов, но поняли, что дальше Бурятии начинаются места, где на расстоянии в 200 км не будет ни одного места, где можно зарядить моноколеса. В результате в качестве конечной точки будущей поездки выбрали Байкал. В новое путешествие Людмила с двумя единомышленниками отправилась в июле 2022 года. Преодоление маршрута длиной 7 тыс. км, протянувшегося через десятки городов, заняло 37 дней.

"Подготовка — это основное, — считает Людмила. — Выбросить все лишнее из рюкзака, головы и сердца и двигаться вперед!"

С моноколесом в самолете, на моноколесе по дальним странам

Любитель путешествий Алексей Скурыдин из Екатеринбурга берет с собой в поездки небольшое моноколесо. Своими впечатлениями он делится в Telegram-канале "Весь мир на моноколесе". Знакомство путешественника с самобалансирующимися СИМ произошло случайно: в 2018 году в крупном сетевом магазине была распродажа, и он по сниженной цене приобрел гироскутер. Мощности и скорости устройства не хватало для комфортного перемещения по городу. "Тем не менее я почувствовал это невероятное ощущение полета, тот особый кайф перемещения на самобалансирующемся транспорте, когда у тебя свободны руки, нет руля и ты управляешь только движениями тела, — рассказал он в беседе с ТАСС. — На моноколесе это выражено еще больше, потому что на гироскутере иной принцип: управляешь правой и левой ногами, а на моноколесе — лишь наклонами тела".

Затем Алексей нашел в интернете информацию про электроуницикл. Прилетев в Москву, он взял такое устройство напрокат, за два дня освоил управление и начал путешествовать на нем по улицам столицы, подзаряжая аппарат в различных кафе. "Тогда я понял, насколько это интересно и перспективно", — сказал путешественник.

В результате монорайдер пришел к формату путешествий, когда он привозит моноколесо в пассажирском авиалайнере, а затем осматривает с помощью устройства местные достопримечательности.

Как провезти моноколесо в самолете?

У авиакомпаний во всем мире существуют строгие правила по провозу электронных устройств, содержащих пожароопасные аккумуляторы. "Есть ограничения IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта — прим. ТАСС), они международные, единые. Авиакомпания может накладывать дополнительные ограничения, то есть делать правила строже", — пояснил ТАСС Алексей. Поэтому он изучал, нет ли у перевозчиков, которыми он пользовался, других запретов. По его словам, согласно общим правилам IATA, количество аккумуляторных батарей емкостью до 100 ватт-часов (это емкость крупного портативного пауэрбанка) не ограничено для перевозки. Также разрешено с предварительного согласия авиакомпании брать с собой на борт два аккумулятора по 160 ватт-часов, а этого уже хватает, чтобы небольшое моноколесо провезло владельца несколько десятков километров. Все батареи перевозятся в ручной клади отдельно от устройства. "А колесо я сдаю в багаж, — рассказал путешественник. — Чаще всего оно просто лежит внутри обычного чемодана". При этом, по словам Алексея, в специальном чехле колесо принимают к перевозке и без чемодана. Ни в одном из многочисленных путешествий авиакомпании не отказали ему в транспортировке средства индивидуальной мобильности. Лишь изредка сотрудники аэропорта проверяли по маркировке аккумуляторов, не превышает ли их емкость разрешенную.

Путешественник рассказал, что много летал с моноколесом по российским регионам, посещал Чехию, Австрию, ОАЭ, Иорданию, Таиланд, Вьетнам и другие страны. "Я объехал большую часть острова Занзибар (принадлежащий Танзании остров в Индийском океане длиной около 90 км — прим. ТАСС) на своем малюсеньком колесе", — рассказал он. "Возможно, было бы интересно посетить Южную Америку — Мексику, Аргентину", — поделился путешественник планами на будущее.

Прокатные электросамокаты в качестве средства передвижения кажутся ему слишком тяжелыми и неповоротливыми. "Велосипеды — габаритные, их надо где-то оставлять, их могут угнать, в то время как моноколесо всегда со мной. Зашел в ресторан, положил его под стол и могу сразу заряжать, если надо", — делится впечатлениями путешественник. "С быстрой зарядкой ты можешь построить маршрут так, чтобы у тебя везде были промежуточные точки. Ты можешь либо просчитать их заранее, либо ориентироваться по ситуации. Если батарейки становится мало, заходишь в любое кафе, садишься, берешь поесть-попить, а колесо параллельно заряжается", — сказал Алексей, добавив, что такой способ работает и в других странах. Почти разряженное колесо можно везти рядом с собой за выдвижную ручку, практически не прилагая усилий.

Такой же способ осмотра городов практикует и Людмила. "Даже если ты ездишь на машине, [то] берешь с собой моноколесико и в любой точке, где ты оказываешься, гуляешь в три-четыре раза быстрее, чем ты бы ходил с экскурсией пешком, и поэтому можешь быстрее выбрать и увидеть то, что тебе интересно", — поделилась мнением путешественница.

По проселкам и лесам

Противоположность городскому туризму на моноколесе — междугородние путешествия по грунтовым дорогам. Этим увлекается Игорь Ахметов из Уфы со своими товарищами. "Научиться ездить на моноколесе — само по себе вызов. Ну а разнообразие дорог для перемещения, помимо асфальта, — тоже отдельное удовольствие. Полный привод на одном колесе", — рассказал он ТАСС.

Как и Алексей, начинал Игорь с того, что брал моноколесо с собой в другие города. "Запас хода тогда у них был около 50 км. Но город посмотреть хватало. Тем более что в каждом мегаполисе есть свое моноколесное сообщество, которое, как правило, радо единомышленникам и всегда готово показать красоты родного города", — поделился воспоминаниями Игорь.

Одними из самых запоминающихся поездок монотурист считает путешествия с группой единомышленников из Уфы в Екатеринбург и от нулевого километра у главпочтамта Уфы до нулевого километра у Красной площади в Москве. "В Москву из Уфы мы отправились 3 июня 2021 года и проехали более 2 тыс. км второстепенными дорогами, — поделился воспоминаниями монорайдер. — За основу брали маршруты велосипедистов. В пути примерно через каждые 100 км заряжались на заправках, в кафе и ночью в гостиницах. В общей сложности за день проходили до 150–200 км. А однажды умудрились сделать и все 250, хотя очень устали по прибытии в Ульяновск".

Дорога пролегала через Самарскую, Ульяновскую, Нижегородскую области, Чувашию, Мордовию, Татарстан. По пути друзья посетили музей-заповедник А.С. Пушкина "Болдино". В одном из кафе Республики Татарстан монотуристов вкусно покормили, а заинтересовавшиеся пробегом повара устроили с ними фотосессию. В Мордовии их угостил кексами тракторист, который остановился отдохнуть рядом с туристами. "Люди всегда тепло относятся к путешественникам. Дальнобойщики нам, бывало, сигналили", — рассказал Игорь. "Жаль, что не было времени задержаться в Дивеево, там очень много храмов, — сокрушался турист. — А мы же хотели прибыть в Москву в День России". Около подмосковного Ногинска туристов уже встречали московские друзья по увлечению.

"Сейчас темп моих путешествий значительно снизился, но тем не менее есть желание путешествовать как по родному краю, так и за его пределами", — сообщил Игорь. "Желаю всем путешествовать подольше и подальше! И помните, что все интересное ждет нас за порогом!" — призывает турист.

Виктор Бодров 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии