Отмена Руанды: почему Запад вводит санкции против бывшего партнера

ИноСМИ

45 Просмотры 0

Руанда в новейшей истории — после страшного геноцида 1994 года — традиционно считалась любимчиком Запада. Однако спустя месяц после резкого продвижения на востоке Демократической Республики Конго (ДРК) повстанцев при поддержке Руанды и захвата ими столиц обеих провинций — Северного и Южного Киву, страны Запада начали отменять заключенные ранее с Руандой сделки и программы помощи. Под ударом оказалась даже перспектива проведения этапа гонок "Формулы-1" в Кигали — впервые на Африканском континенте с 1993 года.

Запад, поддерживавший Руанду экономически и закупавший у нее те самые конфликтные минералы, добываемые на востоке ДРК, неожиданно занял проконголезскую позицию, рискуя потерять в лице Руанды партнера. Это также подталкивает страну к более тесному сотрудничеству с незападными игроками — Россией, Китаем, Турцией и монархиями Персидского залива.

Конец дружбы и инвестиций?

Руанда привлекала существенные инвестиции западных компаний. Ее называли африканской Швейцарией и Сингапуром за внушительный рост экономики — с 2000 года ВВП страны увеличился с $1,7 млрд до $13,3 млрд, а темпы экономического роста составляют 8%. Бессменный президент Руанды Поль Кагаме, недавно в очередной раз победивший на выборах с результатом в 99%, был частым гостем международных форумов.

Однако "любимый ребенок международных валютно-финансовых институтов" вырос и оказался более самостоятельным и строптивым, чем казался на первый взгляд. Руанда достаточно окрепла экономически, чтобы проводить самостоятельную внешнюю политику и развивать многовекторные отношения с разными странами, не считаясь с "бывшими хозяевами"

 

Так, в конце января, за несколько дней до начала наступления повстанцев, президент Руанды, которого иногда называют африканским Эрдоганом за способность балансировать между крупными державами в собственных интересах, посетил с официальным визитом Анкару. По итогам визита были подписаны четыре меморандума в области обороны и СМИ. Кагаме также заявил, что Руанда открыта для инвестиций со стороны Турции в развитие инфраструктуры, и предложил участвовать в строительстве газопровода. Именно Турция снабжает армию Руанды беспилотниками. При этом на вооружении руандийской армии, одной из сильнейших в регионе, также стоят российские вертолеты.

Видимо, вдохновившись успешным миротворчеством в конфликте Эфиопии и Сомали, турецкий лидер Тайип Эрдоган предложил свое посредничество в урегулировании и на востоке ДРК. Кагаме приветствовал его, подчеркнув, однако: ситуация в сфере безопасности показала, что нужно учиться справляться со своими проблемами самостоятельно, а не рассчитывать на внешнюю поддержку. В свою очередь, власти ДРК отказались от услуг посредника в лице турецкого президента, заметив, что африканским проблемам нужны африканские решения.

Эту же формулировку использует руандийский МИД, комментируя различные санкции европейских и североамериканских держав. Последовательно их ввели США, Великобритания, Бельгия, Канада и Германия. Франция пока сохраняет немой нейтралитет, вероятно, опасаясь за свою репутацию, которая и без того пострадала в результате геноцида 1994 года, когда с молчаливого согласия Парижа фактически и была допущена катастрофа, приведшая к истреблению 800 тыс. тутси.

Экзистенциальная угроза

При этом Руанда апеллирует к исходящей от ДРК угрозе и защите интересов собственной безопасности. "Текущая ситуация представляет собой неизбежную угрозу для Руанды. После падения Гомы появились новые доказательства, касающиеся неминуемого крупномасштабного нападения на Руанду", — заявил 7 февраля представитель Руанды в ООН Джеймс Нганго, выступая в Женеве на внеочередном заседании Совета по правам человека. По его словам, ДРК планировала наступление на соседнюю Руанду, а в районе аэропорта Гомы находился склад оружия, так что поддержка повстанцев со стороны Кигали — превентивная мера.   

Как заявил в начале февраля руандийский президент, он сделает все для обеспечения безопасности руандийцев. А это означает создание некой буферной зоны в регионах, где проживают этнические тутси или баньямуленге, вывод иностранных контингентов с пограничных территорий и нейтрализацию Демократических сил освобождения Руанды, состоящих из бежавших после геноцида хуту. "Если санкции могли бы разрешить конфликт на востоке ДРК, мир в регионе наступил бы несколько десятилетий назад. За последние три года конфликт вдоль западной границы Руанды был связан с враждебными действиями сил, в том числе против которых были введены санкции. К ним относятся конголезские Вооруженные силы, миротворцы Сообщества развития Юга Африки, бурундийские войска, Демократические силы освобождения Руанды и европейские наемники", — указали в МИД Руанды, в свою очередь, призвав к санкциям против ДРК за укрывательство дестабилизирующих Руанду повстанцев и притеснение местных руандофонов. Собственно, Движение 23 марта, захватившее власть в Северном и Южном Киву, этнически состоит из руандийцев.

На эту угрозу безопасности было указано и спецпосланнику ЕС по региону Великих озер Юхану Боргстаму в ходе визита в Кигали 28 февраля. Он, кстати, по итогам визита призвал власти ДРК расформировать ополчение "Демократические силы освобождения Руанды", так как они являются угрозой региональной стабильности. То есть Боргстам, в принципе, занял сторону Руанды. 

Интересно выступил и Дональд Трамп, который на днях распорядился назначить своим спецпосланником по региону Великих озер собственного свата Массада Булоса, который раньше успешно занимался вопросами, связанными с арабскими странами и сектором Газа. Пишут, что в конце марта он может поехать в Руанду на переговоры после посещения ДРК, чьи власти недавно предложили Трампу свои минеральные ресурсы в обмен на поддержку. США тоже ввели санкции против Руанды, но они затронули только министра по региональной интеграции Джеймса Кабаребе.

Власти Руанды также предостерегли от проведения параллелей с конфликтом на Украине, хотя некоторое сходство в причинах и риторике и правда можно заметить. "Ситуация на востоке ДРК несопоставима с конфликтом на Украине. Любая попытка провести такие сравнения политически мотивирована и служит только для того, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем. В ЕС хорошо осведомлены об историческом контексте нестабильности на востоке ДРК, включая внутренние проблемы, присутствие более 200 вооруженных групп, систематическое преследование конголезских общин тутси, разжигание ненависти и, что самое важное, присутствие группировки под санкциями ООН и США, состоящей из виновников геноцида тутси 1994 года. Некоторые несут прямую ответственность и должны взять на себя свою справедливую долю вины", — говорится в заявлении МИД Руанды по итогам визита спецпосланника, где довольно недвусмысленно западные силы обвиняются в допущении геноцида.

"Наша единственная цель — безопасная граница и прекращение политики насильственного этнического экстремизма в нашем регионе. Руанде нужен мир и долгосрочное решение", — указано уже в ноте руандийского МИД, адресованной правительству Бельгии.

Борьба за минералы

Конечно, это далеко не единственная цель. Есть и еще одна причина, по которой Руанда поддерживает повстанцев в восточных провинциях ДРК: контроль над месторождениями редкоземельных металлов. Именно через Руанду проходит большая часть экспорта колтана и других минералов, добываемых на востоке ДРК. Объяснение этому можно найти в логистике — от Киншасы и побережья Атлантического океана до региона озера Киву, где добываются ресурсы, более 2 тыс. км, а до Руанды — рукой подать. Оттуда через Танзанию и Кению руда поступает в порты, где ее закупают прежде всего китайские, а потом уже европейские, израильские и другие компании, производящие электронику и вооружение. Китай — первый партнер Руанды по объему экспорта. Он же — первый партнер ДРК по той же причине. Поэтому Китай в этом конфликте сохраняет нейтралитет.

"Учитывая, что у ДРК слабо развита инфраструктура, весь колтан, добываемый на востоке страны, попадает на мировой рынок через Руанду", — отметил мне эксперт Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Максим Никулин.

По его словам, ситуацию мог бы изменить проект коридора Лобиту, который поддерживают США, по транспортировке ресурсов из ДРК через Замбию и Анголу к портам на Атлантическом океане и оттуда в США. Но он был актуален при администрации Джо Байдена, а сейчас оказался вне приоритетов действующей администрации американского президента. "Контроль над Восточным Конго — это вопрос важнейших доходов от импорта, без которых Руанда может фактически оказаться банкротом, а для США, Китая, монархий Персидского залива, которые эти металлы используют, не менее важный вопрос развития критически важных отраслей промышленности", — считает исполняющая обязанности директора Центра африканских исследований ИМИ МГИМО Майя Никольская, не исключившая возможность попытки отторжения у ДРК обеих провинций Киву (Северной и Южной) в пользу Руанды.

Получается, что, вводя санкции против Руанды, западные страны демонстрируют поддержку властям ДРК, с которыми также связаны контрактами по добыче ископаемых. При этом они лишают себя возможности приобретать эти минералы у Руанды. Логическая ловушка, а выигрывает во всей этой истории Китай, прекрасно сотрудничающий с обеими странами.  

Как бы то ни было, западные санкции носят фрагментарный и скорее показательный характер — и не остановят власти Руанды от поддержки повстанцев на востоке ДРК. "Основные санкции ЕС связаны с редкоземельной сделкой, это меморандум о взаимопонимании по устойчивым цепочкам создания стоимости сырья. Стороны лишь выражают желание о сотрудничестве. Поэтому санкции могут означать пересмотр реализации пунктов меморандума, например задержку разработки дорожной карты", — отметил Максим Никулин. 

Более серьезные санкции, которые могут ударить по интересам ЕС, блокируют сами же его члены. Так, в конце февраля Люксембург заблокировал заморозку финансирования операции Руанды в провинции Кабу-Делгаду в Мозамбике. Это может быть связано с участием Люксембурга в открытии международного финансового центра в Кигали. "В целом мы не наблюдаем единого западного санкционного курса против Руанды. Введенные меры носят ограниченный характер и не оказывают прямого влияния на решимость Кигали продолжать избранный внешнеполитический курс в восточных областях ДРК", — заключил Никулин.

Новый этап отношений

Зато Руанда уже начала корректировать свой внешнеполитический курс по отношению к бывшим партнерам. Так, на прошлой неделе власти африканской страны потребовали от Великобритании выплатить 50 млн фунтов стерлингов (около $63,5 млн), предусмотренных соглашением двух стран о возвращении нелегальных мигрантов, которое кабинет премьер-министра Кира Стармера отказался выполнять.

Этот давний вопрос был урегулирован полюбовно летом прошлого года, но, как только Форин оффис ввел рестрикции в отношении Руанды, они направили британской стороне официальное уведомление с требованием компенсации. Официальный представитель правительства Руанды Иоланда Маколо связала этот шаг с британскими санкциями, которые ставят под угрозу национальную безопасность Руанды. "Великобритания попросила Руанду отказаться от выплаты, основываясь на доверии и доброй воле, существующей между нашими двумя странами. Однако Великобритания нарушила это доверие, приняв необоснованные санкции", — написала она в соцсети X (ранее Twitter).

Руанда не из тех стран, которые легко забывают обиды и обманутое доверие, — этому ее научил печальный опыт 1994 года.

В то же время мое внимание привлек звонок главы МИД Руанды Оливье Ндухунгирехе замглавы МИД РФ Михаилу Богданову 5 февраля. Подробности разговора не разглашались, но МИД Руанды отметил, что беседа была продуктивной, а обсуждение сосредоточено на укреплении сотрудничества между Руандой и Россией и обмене мнениями о ситуации на востоке ДРК. Встреча с главным советником президента ДРК по связям с парламентом Пай Пай Мате и главным советником по дипломатическим вопросам Катариной Мбуйи Вагнер у Богданова состоялась только 28 февраля, спустя месяц после активного развития конфликта. В сообщении российского МИДа по итогам беседы он, однако, не упоминается. "В ходе обстоятельной беседы были обсуждены актуальные вопросы дальнейшего укрепления российско-конголезских отношений, включая углубление политического диалога и наращивание взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества", — говорится в коммюнике.

Россия, как это часто бывает в африканских конфликтах, избрала позицию невмешательства и нейтралитета — Москва поддерживает и развивает отношения с обеими странами, поэтому занимать чью-то сторону было бы неправильно и даже опасно. Китай также старается не вмешиваться в политические разборки других государств, а Турция, получив отказ, отошла на второй план.

Интересен и другой игрок — Израиль, с которым Руанда активно развивает отношения в сфере экономики и политики. У обеих стран за плечами негативный опыт геноцида и постконфликтного восстановления, к обеим можно предъявить претензии в неправомерной внешней политике и притеснении по этническому принципу. Только если Руанду бывшие союзники при первой возможности обложили санкциями, то Израиль не утратил былой поддержки. Это говорит о том, что Руанда не является для Запада столь ценным союзником либо в европейских столицах считают себя вправе диктовать свою волю бывшей колонии. Как бы то ни было, отношения уже испорчены и Руанда вряд ли забудет былые обиды. Думаю, стоит ожидать, что страна будет еще активнее развивать отношения с теми, кто поддержал ее или хотя бы сохранил нейтральную позицию, с пониманием относясь к ее борьбе за независимость и суверенитет. И Россия могла бы этим воспользоваться. 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии