Худший результат с ними разделили преподаватели основ духовно-нравственной культуры
Хуже всего в нашей стране, как оказалось, работают учителя математики и примкнувшие к ним преподаватели основ духовно-нравственной культуры. Из них, как явствует из оглашенных накануне предварительных итогов проверки качества работы российских учителей, с контрольным заданием не справился каждый второй. И получил в результате вполне заслуженный «неуд».
фото: Геннадий Черкасов
При таком раскладе говорить о России как о ведущей мировой математической супердержаве, отличающейся вдобавок какой-то особой духовностью своих граждан, вскоре, похоже, не придется. При этом то, что недостаточные компетенции выявлены у доброй половины педагогов, призванных развивать умы и сердца наших юных соотечественников, — увы, не единственная плохая новость.
Даже среди «лучших из лучших» по итогам исследования — а именно предметников-словесников, историков и обществоведов, продемонстрировавших наивысшие результаты, — неудовлетворительные оценки умудрился получить каждый четвертый. И это при том, что с помощью упомянутых Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) проверялось не только знание предмета, но и умение решать методические задачи, а также оценивать работы учащихся.
Так кто же, чему и как учит наших детей? И стоит ли удивляться, что около трети сегодняшних россиян твердо убеждены, что Солнце крутится вокруг Земли, а не наоборот? Так вот, оказывается, откуда ноги растут!
И это — не кошмарный сон, а переплюнувшая его кошмарная действительность. Куда там дочери Петра I Елизавете I, которая всего-навсего до конца жизни не верила, что Англия — это остров, и при дворе которой, по словам Пушкина, «царило азиатское невежество». Но то был XVIII век, а ныне-то на дворе XXI!
Примечательно и другое
Впрочем, проблема способов педагогической аттестации, как и вся программа Национальной системы учительского роста, частью которой она является, в складывающейся ситуации явно уходит на второй план. Да и возможность выполнения путинского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года», одним из пунктов которого является вхождение нашей страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, вызывает большие сомнения. Его, конечно, никто не отменял и вряд ли отменит. Но сейчас нам однозначно не до жиру.
Традиционный российский вопрос «что делать?» применительно к обретенному знанию о реальном состоянии преподавания в наших школах пока остается без ответа. В Рособрнадзоре лишь отмечают (и совершенно справедливо), что «лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности», да предлагают Минпросвету во время подготовки кадров «спокойно анализировать результаты исследования, помогать учителю, сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации».
Ни о каких других экстренных мерах не говорится. Правда, до 2020 года решено разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам, причем результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя. Но до тех пор исследования компетенций учителей, как и сейчас, будут проводиться деперсонифицированно, а их результаты никак не повлияют на работу их участников и школ, где те продолжат сеять разумное и доброе с вечным.
Комментарии