Редакция сайта ТАСС
Статистика
По данным опроса финансового маркетплейса "Выберу.ру", 31% россиян импульсивные покупки из-за одиночества. А 23% откладывают крупные покупки или инвестиции до того, как посоветуются с близким человеком.
57% участников опроса тратят больше средств, чтобы поднять себе настроение, 42% стремятся почувствовать заботу и компенсировать дефицит общения. 36% расходуют деньги из-за скуки и отсутствия внешних впечатлений, а 28% — на покупку опыта: онлайн-курсов или мастер-классов.
Чем импульсивные покупки отличаются от других
Спонтанные траты мы делаем без какого-либо предварительного планирования. Их вызывает внезапное желание, эмоциональные порывы или внешние стимулы — такие как акции "1+1", яркая упаковка или совет блогера. Чаще всего это что-то недорогое: шоколадка на кассе или еще один крем для рук.
Отличить импульсивную покупку от обдуманной можно по нескольким признакам:
- решение принято за секунды;
- не было намерения купить это до похода в магазин;
- после покупки приходит сожаление;
- вещь долго лежит без дела.
Где-то, наверное, существуют люди с очень высоким уровнем самоконтроля, которые способны запланировать даже спонтанные покупки, но большинство из нас периодически поддаются импульсам. Это связано не с характером, а с работой мозга и эмоциями.
Почему мы совершаем импульсивные покупки
Импульсивное поведение связано с удовольствием и быстрой наградой
Существуют и другие причины:
- стресс или усталость (голод): многие совершают покупки, чтобы поднять себе настроение или отвлечься от проблем, это работает как способ эмоциональной компенсации;
- социальное давление: видим у других что-то модное — и нам тоже нужно;
- рекламные триггеры: маркетологи отлично знают, как спровоцировать импульс, — ограниченные предложения, счетчики времени, призывы: "скидка", "выгода" или "последний шанс";
- поведенческие шаблоны: часто человек даже не осознает, что привычка заходить на маркетплейсы вечером или брать "что-нибудь вкусненькое" после тяжелого дня — уже часть ежедневного ритуала.
Как не делать импульсивные покупки: работающие способы
Осознанное отношение к деньгам начинается с наблюдения за собой. Нет универсального способа избавиться от импульсивности раз и навсегда, но есть работающие методы, которые можно адаптировать под себя.
- Всегда составлять список покупок. Это касается не только супермаркета, но и интернет-магазинов. Список помогает зафиксировать, что действительно нужно, и игнорировать остальное.
- Ввести правило 24 (48) часов. Если появилось желание купить незапланированную вещь, надо отложить решение минимум на сутки. За это время эмоции улягутся, и можно будет трезво оценить, нужна ли она.
- Ограничить доступ к триггерам. Отписаться от рассылок, отключить push-уведомления, удалить приложения-магазины с телефона, если стало невозможно удержаться, чтобы не заглянуть в них "просто посмотреть".
- Расплачиваться наличными. При оплате картой или телефоном мы не чувствуем, как уходят деньги. Наличные дают физическое ощущение трат, и это помогает тормозить импульсы.
- Не ходить за покупками на голодный желудок или в плохом настроении. Правило особенно актуально для супермаркетов. Голод и раздражение делают нас менее рациональными и более склонными "порадовать себя".
- Попросить поддержки. Рассказать близкому человеку, что стараетесь тратить осознанно. Иногда простое обсуждение покупки с другом или партнером помогает отказаться от нее. В экстремальных случаях можно вручить ему свой кошелек на входе в магазин.
- Завести финансовую цель. Желание накопить подушку безопасности либо на отпуск или гаджет очень помогает вовремя задавать себе нужный вопрос: "Приближусь ли я к цели, если сейчас куплю эту милую, десятую по счету, кружку?"
Эти методы не требуют сверхусилий, но постепенно приучают мозг останавливаться и принимать решение осознанно. А значит, снижается риск купить лишнее.
Как избежать импульсивных покупок в интернете
Онлайн-шопинг, кажется, словно был придуман именно для импульсивных трат. Все доступно в пару кликов, визуально красиво, оформляется моментально. Здесь опасность подстерегает на любой картинке, и особенно важно контролировать себя.
Что должно помочь:
- удаление сохраненных карт: когда для оформления заказа нужно вручную ввести все данные, у нас появляется несколько лишних секунд на раздумья, иногда их достаточно, чтобы отказаться от покупки;
- использование расширений-блокировщиков: есть браузерные расширения, скрывающие цены, отключающие баннеры и таймеры, они убирают часть внешних стимулов, мешающих контролю;
- отказ от "развлекательного серфинга": установить себе правило — не заходить на маркетплейсы просто так, "чтобы посмотреть", это прямая дорога к ненужным покупкам;
- игнорирование отзывов: часто к заказу подталкивают не собственные желания, а комментарии других: "Классная вещь!", "Давно такую искал!". Ориентироваться нужно на свою потребность, а не на ажиотаж;
- папка "Отложенное": если что-то понравилось, но нет полной уверенности — не нужно добавлять вещь в корзину. Достаточно для начала сохранить ее в отдельный список. Через день-два к нему можно будет вернуться — вероятней всего, половина покажется не такой уж и нужной.
Финансовая грамотность как защита от импульсивных трат
Спонтанные покупки часто совершают люди, не обладающие достаточным опытом в управлении собственными финансами. Деньги приходят — деньги уходят, и вроде бы все под контролем, но потом возникают долги, тревога и ощущение пустоты после очередной "радостной" траты. Здесь поможет целенаправленная работа по повышению финансовой грамотности.
- Учет расходов. Простое, но скрупулезное отслеживание трат помогает увидеть, сколько забирают импульсы. Для удобства можно найти специальное приложение или вести список по старинке, в блокноте. Уже через неделю станет заметно, какие траты были нерациональными.
- Планирование бюджета. Если в начале месяца четко определить, сколько денег можно потратить на еду, развлечения и мелкие радости, будет легче не выходить за рамки.
- Копилка. Даже небольшая сумма, регулярно переводимая на накопительный счет сразу после получения дохода, создает ощущение стабильности и снижает тревожность, из-за которой часто совершаются спонтанные покупки.
- Цели. Конкретная сумма на отпуск, ремонт, образование или технику создает стимул отказаться от лишнего. Каждый раз, когда хочется купить что-то ненужное, цель служит напоминанием.
- Навык отличать "хочу" от "нужно". Разница в том, что желание можно отложить, а потребность надолго не отложишь. Можно практиковаться, разнося повседневные покупки по двум спискам, и постепенно сформируется навык.
Финансовая грамотность дает нам контроль, уверенность и свободу принимать решения независимо от рекламных посылов и сиюминутных импульсов.
Как справиться с эмоциями
Импульсивное поведение связано не с деньгами, а с эмоциями. Мы покупаем, когда скучно, тревожно, грустно или хочется срочно почувствовать радость. Если стало ясно, что покупками мы "закрываем" свои эмоциональные проблемы, решать нужно их. На этом пути помогут следующие шаги.
- Повышать уровень осознанности. Замечайте, когда и почему хочется что-то купить. Что вы чувствуете? Это усталость? Одиночество? Желание вознаграждения за тяжелый день? Умение "поймать" эмоцию помогает управлять, а не поддаваться ей.
- Найти альтернативу покупкам. Лучше заранее составить список других дел, способных вызывать эмоции, схожие с теми, которые вызывают покупки. Это может быть прогулка, общение, спорт, отдых, просмотр фильма — все, что приносит удовольствие без ущерба кошельку.
- Брать паузу. Когда возникает острое желание купить, мысленно сказать себе: "Стоп!" и отвлечься хотя бы на 5–10 минут. Можно сделать чай, выйти на воздух, подышать. Эмоциональная волна утихнет, и придет возможность трезво оценить необходимость покупки.
- Вести дневник желаний. Туда записывать все, что хочется купить, с датой и кратким описанием. Через неделю перечитывать. Большинство желаний окажутся временными и больше не вызовут интереса.
- Не ругать себя. Даже если поддались и купили. Лучше спокойно проанализировать: почему это случилось, что спровоцировало и как можно было поступить иначе.
И наконец, сейчас практически любую вещь можно перепродать или вернуть, если еще не прошло две недели. Пусть эта мысль поддерживает вас в любых ситуациях.
Когда обратиться к специалисту
Если спонтанные траты происходят регулярно, подрывают бюджет, вызывают чувство вины или стресса, дело может быть не только в привычке. Не исключено, что речь идет о проявлении расстройства, называемого шопоголизмом (ониоманией) — неконтролируемым стремлением к покупкам. Оно не внесено в Международную классификацию болезней, но является одной из форм аддикции.
Настораживающие признаки:
- покупка приносит кратковременное облегчение, за которым следует тревога;
- есть скрытые долги, кредиты или просрочки;
- в семье появляются конфликты из-за трат;
- человек часто лжет о покупках или их стоимости;
- попытки перестать заканчиваются срывами.
В таком случае имеет смысл обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту. Иногда подключают и финансового консультанта, если уже накопились сложности с деньгами.
Если последовательно делать выбор в пользу реальных потребностей, настоящих целей и внутреннего спокойствия, со временем вполне можно научиться контролировать импульсивные покупки. А это даст больше финансовой стабильности, уверенности и свободы.
Комментарии