Медики и нейропсихологи рассказали, как подготовиться к ЕГЭ
До начала основного этапа ЕГЭ осталась неделя. Отступать некуда, а впереди маячит приемная кампания. Каждый, кто сдавал экзамен, помнит изматывающее время подготовки и что всегда «не хватает одного дня». «МК» собрал разнообразные приемы и советы экспертов, позволяющие усилить мозговую активность и концентрацию, «перезапустить» память.

Медики и нейропсихологи сегодня советуют не брать учебную дисциплину штурмом, не зубрить учебник сплошняком. Любую информацию лучше делить на мелкие и управляемые составляющие. Большое число, такое как постоянная Планка по физике, например, (6,626 070 15 × 10 в степени 34), разбивается на части, по 3-4 цифры, подобно телефонному номеру.
Большой параграф по истории, литературе, обществознанию лучше запоминается, если делать перерывы между главами по 15-20 минут. То есть и гуманитарные, и технические дисциплины поддаются дроблению и разбиению на интервалы.
– Еще помогает запоминанию, если страницы написаны разными шрифтами, – советует нейропсихолог Светлана Алексеева
Что касается дробления текста, особенно при заучивании наизусть, то каждую строфу можно маркировать нажатием клавиш, сжиманием антистресс-игрушки, к примеру. Тот же фокус, что с четками у верующих, которые учат молитвы. Использование глазо-двигательного механизма вместе с пальчиковой техникой усиливают межполушарные взаимодействия. Можно катать между пальцами ребристую ручку, карандаш во время чтения, это тоже помогает сосредоточиться.
Впрочем, есть и другие мнемонические приемы, позволяющие ускорить и улучшить запоминание. Связывание – не учить теоремы и правила отдельно от всего остального материала (а часто современные учебники написаны именно так), а связывать их с тем, что вам уже известно. Возможно, повторять связки придется дольше, зато все запомнится лучше.
Визуализация событий или понятий при помощи ярких картинок подойдут человеку с развитым воображением. Визуалам, кстати, хорошо заходят инфографики и даже написанные от руки шпаргалки. Применить их на экзамене все равно не получится, а вот сделать можно, как разновидность наглядного конспекта. В «шпору», вольно-невольно, попадает все самое главное.
Иногда запомнить что-то «трудноусвояемое» помогает метод ассоциаций. Имена, названия, события, исторические даты мысленно привязываем к тому, что мы хорошо знаем: эпизодам из жизни друзей или родственников. Подойдут дни рождения, адреса проживания, какие-то запомнившиеся события. Есть люди, которым ближе эмоциональный ряд, им на помощь придут ассоциации с определенной эмоцией.
Кому-то помогает рифмовка новой информации и даже составление акронимов (аббревиатур из начальных букв каждого слова) или акростихов «на тему». Или вообще «дворец памяти» (метод локуса), хорошо знакомый зрителям по новому британскому фильму про Шерлока Холмса – там это называлось «чертогами памяти». Смысл в том, чтобы представить себе какое-то знакомое помещение (ваш дом или квартиру) и ассоциировать информацию с различными комнатами или объектами в этом помещении. Каждый значимый факт, определение или формула должен быть где-то в этом доме размещен. Когда необходимо что-то вспомнить, надо мысленно «пройти на кухню, открыть шкафчик». И достать искомое.
– Из актерской практики, артисты тоже запоминают много текста, могу добавить, что эффективно чередование чтения вслух и «про себя», – говорит выпускник ГИТИС, актер московского музыкального театра Василий. – Один абзац читаем глазами, другой вслух. Еще может быть повторение с движением: делаем какой-то этюд (упражнение) после каждой страницы. Или танцуем – тоже очень хорошо «переключает».
Вообще, могу сказать, что лучше не залеживаться, когда что-то учишь, а двигаться. Не переедать, пить достаточно воды, гулять, нормально спать. Тогда «процесс» идет лучше. Иногда помогает «взгляд со стороны»: можно записать себя и прослушивать, если предстоит собеседование, устный экзамен.
Кстати, последние выводы ученых говорят о том, что при длительной подготовке к экзаменам не стоит надолго запираться в «келье» и учиться без перерыва. Социальные контакты и вообще взаимодействие с людьми также помогают работе мозга. А вот отшельничество, наоборот, истощает и вредит.
Бывает, что подготовка к экзамену хорошая, а вот волнение чрезмерно. Не спешим глотать таблетки: у специалистов есть методы, которые помогают избавиться от стресса, ложных провалов памяти или «медвежьей болезни» даже при избытке адреналина.
– Конфликтные упражнения в нейропсихологии – вообще самые любимые, – говорит Светлана Алексеева. – Например, «Малые часики». Язык выдвигаем немного вперед и его кончик слегка зажимаем зубами. И, собственно, часики, они же «ходики»: язык поворачиваем в одну сторону, а глазами смотрим в другую. Эффект межполушарной активности мгновенный, заменяет хорошую чашку кофе.
«Большие часики»: руки опускаем перед собой вперед и берем в замок, это маятник. «Маятник» летят в одну сторону, голову на 45 градусов поворачиваем в другую. Главное, чтобы в голове не зашумело, упражнение тоже очень эффективное.
«Толстый хомяк»: одновременно поднимаем руки вверх, ноги в прыжке – шире плеч и надуваем щеки. Повторить несколько раз. Но это, конечно, активные упражнения.
Непосредственно перед началом экзамена можно слегка прикусить кончик языка. Если мысль не идет, лучше несколько раз зевнуть за ладошкой – такой прием хорошо насыщает мозг кислородом.
Комментарии