МОСКВА, 1 августа. /ТАСС/. Инженеры Московского авиационного института (МАИ) разработали принципиально новый подход к управлению самолетом, который позволит сократить на 30-40% время реакции лайнера на действия пилота. Технология основана на замене традиционного способа измерения движения ручки управления, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.
"Запаздывание реакции самолета на действия пилота может привести к неустойчивому управлению и даже катастрофе. Пилоту приходится постоянно предугадывать реакцию самолета на свое воздействие на рычаг, особенно в задачах точного управления. Чем больше задержка реакции, тем больше загруженность экипажа, что усугубляет положение в критических ситуациях. Наша разработка позволяет сократить такие риски и повысить безопасность полетов", - заявил доцент кафедры "Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов" МАИ Евгений Ефремов, чьи слова приводятся в сообщении.
Разработка МАИ предлагает измерять не расстояние, на которое отклонилась ручка, а усилие, прикладываемое к ней
"Большинство современных самолетов оснащено цифровыми системами управления со сложными алгоритмами. Различные фильтры, предназначенные для обеспечения точности сбора данных датчиками, и другие особенности систем приводят к тому, что самолет реагирует на действия пилота с задержкой, которую называют эквивалентным запаздыванием. Оно усугубляется тем, что сегодня большинство лайнеров реагирует на то, насколько далеко пилот переместил штурвал или боковую ручку - то есть, система ждет, пока орган управления остановится и зафиксируется в нужной точке. Это приводит к дополнительным задержкам отклика на доли секунды", - отмечают в МАИ.
Силу нажатия измеряют специальные датчики, которых в традиционных системах управления либо нет, либо они применяются только в аварийных режимах пилотирования. Массовое внедрение такого решения было связано с несовершенством датчиков усилия и обилием электронных помех, которые они вызывают в системе управления. Теперь датчики стали более качественными, а специалисты МАИ научились подавлять электронный шум от них.
По словам инженера, разработка находится на стадии прототипа, на кафедре смонтирован пилотажный стенд, где демонстрируются особенности работы новой системы "в железе". Представители самолетостроительных компаний уже ознакомились с новинкой и проявили к ней интерес. Ожидается, что внедрение новой системы управления может произойти на одной из модификаций российских гражданских лайнеров. Ефремов не исключил, что разработка в будущем может стать основой для нового поколения систем управления всех отечественных самолетов. При этом переучивать пилотов не придется - алгоритм их работы не изменится.
Комментарии