По мнению эксперта Института космической политики, "Роскосмос" слишком долго гонялся за дешевизной иностранных комплектующих, а теперь за это расплачивается российский бюджет.
Российская система спутниковой навигации ГЛОНАСС становится действительно российской, и это дорогого стоит. "Роскосмос" недавно поделился информацией о новейшем аппарате ГЛОНАСС-К2, и оказалось, что он вчетверо дороже своего предшественника — ГЛОНАСС-М. Вчетверо — это сколько?
Как
Ответ кроется во всем известных событиях шестилетней давности. Тогда, в 2014 году, запустили второй по счёту ГЛОНАСС-К — аппарат третьего поколения: более долговечный (десять лет "гарантии" против семи у предыдущей модели — ГЛОНАСС-М), при этом в полтора раза легче и с вдвое большей заявленной точностью определения местоположения
Руководитель Института космической политики Иван Моисеев уверен, что ГЛОНАСС-К2 понадобился просто потому, что производить К1 стало невозможно.
К1 был на 80% из иностранных комплектующих, а в 2014–2015 годах этот канал перекрыли. Соответственно, нужно делать свои, для чего нет никакой базы. Нужно это всё испытывать, монтировать. И появился К2. Но, естественно, он несколько хуже
Хуже он прежде всего в точности определения координат, посетовал
эксперт. Меж тем точность — как раз то, чего ГЛОНАСС в последние
годы очень не хватает. Система не оправдала оказанного ей в рамках
федеральной программы на 2012–2020 годы высокого доверия. Ей
поставили задачу за эти годы повысить точность для гражданских
пользователей с 9,6 метра до 8,5, но сейчас по факту она составляет
9,5. Для сравнения: по данным
Когда был разговор, президент говорил о двукратном отставании по точности. Ему, естественно, пообещали отставание наверстать. Как это сделать, я себе не представляю, потому что с нашими комплектующими дай бог удержать то, что есть. К2 это не есть движение вперёд. Если он хотя бы сохранит уровень, достигнутый К1, это будет уже большой победой
И это тем более грустно, что идея GPS — так же, как и NASA — возникла после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году. В СССР же правительство решило создавать в стране собственную спутниковую навигацию лишь после того, как стало известно, что в США она уже есть. Первый советский навигационный спутник запустили в 1967 году. Назывался он "Космос-192", и создавало его красноярское конструкторское бюро под руководством Михаила Фёдоровича Решетнёва. Теперь это АО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва", и именно там строят ГЛОНАСС.
Ранее на спутниках такого класса вообще запрещали ставить иностранные комплектующие, были только российские. Потом разрешили. И поскольку это оказалось намного дешевле и намного эффективнее, начали активно заменять всю отечественную комплектацию на иностранную. А потом появились санкции, и всё это приходится переделывать обратно с большими потерями
На сегодняшний день у России в космосе три ГЛОНАСС-К и ещё 25
ГЛОНАСС-М. Для глобального покрытия спутниковым сигналом нужно 24,
как раз они и работают, остальные либо в режиме лётных испытаний,
либо в резерве, либо на техобслуживании. Они вращаются вокруг Земли
на высоте 19 километров и следят за местоположением автомобилей,
кораблей, самолётов, беспилотников. С недавних пор даже импортные
авто требуется оснастить российской системой ЭРА-ГЛОНАСС, иначе их
не пропустят через таможню. Кроме того, с помощью ГЛОНАСС в стране
управляют войсками и высокоточным оружием. Интересно, что
Минобороны не раз подавало в суд на "Информационные спутниковые
системы". В сентябре 2020 года
По сути, государство судится с государством, потому что и банки, которые предъявляют иски и проценты, и предприятие, и Минобороны — всё это государственная собственность. В результате судебных решений идёт перекладывание денег из одного кармана в другой. Это всё государственные деньги, они никуда не деваются, зато будут большие потери, потому что стоимость услуг адвокатов, задействованных судей достигает 20% от суммы иска. То есть из-за того, что вы переложили пять рублей из одного кармана в другой, вы рубль потеряли
Но на спутниковой навигации в стране, очевидно, решили не экономить. Известный популяризатор космонавтики Виталий Егоров выразил уверенность, что заграница своими санкциями не оставит Россию без ГЛОНАСС.
У страны много денег, а ГЛОНАСС — это военная задача. Военные задачи в интересах государства проходят по особой статье финансирования, поэтому здесь — как в том анекдоте про папу и подорожавшую водку: нет, дети, вы будете меньше есть, но точность нашего ГЛОНАСС будет по-прежнему высока
Эксперт считает, что нет санкций без добра: по его мнению, обострение отношений с Западом даёт шанс развить отечественную микроэлектронную промышленность.
Комментарии