По случаю юбилея фестиваля в рамках него пройдет
Всего в рамках форума в этом году будет представлено 11 спектаклей из России, Бельгии, Польши, Франции, Швейцарии, Эстонии и других стран.
"Белый кролик Красный кролик"
КАРО 11 Октябрь
7–9, 12, 14–16 декабря
В основе спектакля — пьеса иранского драматурга Нассима Солейманпура
' YouTube / volcanotheatre'
Особенность постановки в том, что в ней нет режиссера, репетиций и декораций. Артист (а он тут один) получает текст за 40 минут до спектакля. Да, может возникнуть справедливый вопрос: "А если он уже видел, как его играют, или читал?" Тут остается надеяться на честность актера: познакомиться с текстом надо прямо перед выходом к публике, а спектакль должен создаваться на сцене в режиме реального времени.
За 17 лет пьесу успели сыграть более 200 раз по всему миру. В
этом "театральном движении" участвовали Вупи Голдберг, Стивен Фрай,
Джон Херт, Майкл Шеннон. Теперь дело и за Россией.
"Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре"
Режиссер — Илья Мощицкий (Россия)
Театр "Модерн"
4 декабря
Иван (по-английски Джон) Демьянюк, гражданин США украинского происхождения, в 1942-м, будучи советским солдатом, попал в плен к немцам, после войны эмигрировал в Америку как "жертва фашистского режима". А в 1970 году ему было предъявлено обвинение в пособничестве убийству 28 060 заключенных в нацистском лагере смерти. Считалось, что он самый жестокий палач Майданека, Собибора и Флоссенбюрга. Судебный процесс шел 30 лет — его то приговаривали к смертной казни, то выносили опровержения, отбирали гражданство, перевозили то в Германию, то на Украину, и так далее. До конца доказать его вину так и не удалось. Демьянюк умер в доме престарелых в 2012 году.
' YouTube / Philip Mogilnitzki'
Канадский драматург Джонатан Гарфинкель написал об этом пьесу, и
Илья Мощицкий ее поставил. Режиссер представляет эти страшные
события как саркастическое шоу, кабаре. На исторической родине
драматурга (родители Гарфинкеля родились на территории Украины)
разразился огромный скандал: слова "холокост-кабаре" еврейской
общиной были восприняты как оскорбление, а сам спектакль назвали
антисемитским. В одном из своих интервью автор объяснил, что это
было просто
На сцене Демьянюк представлен двумя образами: самим Джоном и Иваном Грозным (это было прозвище палача в концлагерях). Первый — тихий семьянин, отрицающий собственную вину. Второй — его альтер-эго, садист, который рассказывает историю Холокоста. Так они ведут между собой философский диалог о жизни и смерти, правде и лжи, добре и зле, пока вокруг них крутится варьете-микс.
"Соль земли"
Режиссер — Цви Саар (Израиль)
Малая сцена Театра наций
5 и 6 декабря
На самом деле это кукольный спектакль, только он не для детей. Кукла здесь — главный герой, без имени и без лица, и он бежит прочь от войны к последнему мирному убежищу. А еще есть соль. На сцене она везде, ее тонны.
Из нее же артисты и строят декорации по ходу спектакля: это то маленькие улицы, то "соляные" пустыни, то дорога, ведущая в никуда. И декорации эти настолько миниатюрны, что не видны зрителям. Поэтому на сцене есть камера, которая снимает все это, транслируя на экран. Так камерный спектакль с куклой превращается в масштабный разговор о войне.
"Мы берем это на себя"
Режиссер — Кристоф Марталер (Швейцария)
Основная сцена Театра наций
10 и 11 декабря
После финансового кризиса в 2008 году появилось понятие "плохой банк" (bad bank) — он создается государством для хранения неблагонадежных активов. У Кристофа Марталера вместо денег — человеческие качества. Он по аналогии формирует "плохое государство" (bad state), где собирает мошенников, спекулянтов, аферистов и прочих нехороших людей, чьи поступки должны быть осуждены. Они, конечно, грезят о коллективном отпущении грехов, но получат ли его? А космическое пространство, в которое помещают героев, выступает в роли метафоры, чтобы показать события максимально абстрактно, оторвано от нашей жизни. Хотя внимательный зритель всегда найдет сходство между персонажами на сцене и реальными людьми.
' YouTube / Schauspielhaus Zürich'
У Марталера (музыканта по первому образованию) необычное мышление и особое отношение к музыке в драматическом театре. Он даже говорил, что обходится "со сценическим временем как с музыкальным ритмом". Если посмотреть на его спектакли, можно заметить, что их строение аналогично структурам музыкальных форм. В фестивальном спектакле актеры, которых Марталер сравнивает с оркестром, исполняют довольно разнообразный репертуар: от произведений Вагнера до песен Элтона Джона и Happy Birthday.
"Гимн любви"
Режиссер — Марта Гурницкая (Польша)
Малая сцена Театра наций
12 декабря
На сцене — 25 исполнителей, обычных людей самых разных возрастов и профессий, которые предварительно прошли кастинг. И вот они начинают то петь народные песни, то читать шокирующие тексты о современных проблемах, или вовсе — чуть ли не проводить на сцене церковную литургию. Все это оказывается связано одной темой — любовью к родине ее "детей".
' YouTube / Maxim Gorki Theater'
Режиссер пытается поговорить со зрителем о сложностях современной жизни, социальных проблемах, которые так или иначе касаются каждого. Она даже называет свое сочинение "монструозным национальным песенником", призывая всех к дискуссии о сегодняшнем положении дел. Из невероятного сочетания гимнов, поп-лирики и народных песен получается такой музыкально-сценический коллаж на злобу дня.
"NO43 Грязь"
Режиссеры — Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо (Эстония)
Центр им. Вс. Мейерхольда
19 декабря
Создатели спектакля вдохновлялись двумя романами — "Мелкий бес" Федора Сологуба и "Возможность острова" Мишеля Уэльбека. Первый — об учителе гимназии, одержимом повышением в должности, который доходит постепенно до помешательства. Второй — фантастическая история об успешном комике-гедонисте и двух его клонах, живущих в постапокалиптическом будущем. В результате у режиссера получилось самостоятельное сценическое сочинение, главная цель которого — показать: мир на краю этого самого апокалипсиса может быть безумно красивым (есть такая эстетика некрасивого).
На сцене — слой грязи, в которой артисты валяются, дерутся, выясняют отношения, в то время как кто-то пытается построить любовь. Лишенный сюжетной конкретики, спектакль на первый план выносит язык жеста и танца, который может выразить то, что сложно проговорить словами.
Создатели этого эстонского театра каждую премьеру выпускали под номером от 99 до 1, делая намек на сиюминутность искусства. Дойдя до нуля, в октябре 2018 года труппа официально заявила о закрытии театра, а выступление в рамках этого фестиваля станет для них последним.
"Ведьмы: эфир"
Режиссер — Клим Козинский (Россия)
Электротеатр "Станиславский", основная сцена
20 декабря
Закроет фестиваль премьера в Электротеатре. Большая дебютная самостоятельная работа в театре Клима Козинского (которого до этого публика знала по работе с режиссерами Теодоросом Терзопулосом, Борисом Юханановым и Ромео Кастеллуччи) была поставлена при поддержке труппы Яна Фабра Troubleyn, с артистами которой режиссер работал несколько месяцев.
Ведьмы — артистки на сцене (Ивана Йозич и Мария Дафнерос), а эфир — "электрическое" пространство сцены, где существуют главные герои — Альберт Эйнштейн и Никола Тесла. Они привязаны к разным концам сцены длинными канатами и ведут себя то как отражение друг друга, зеркально повторяя движения напарницы (ученых играют женщины), то как прямые противоположности, двигаясь с точностью до наоборот.
"Подобно осьминогам, путешествующим в глубинах океана, ведьмы путешествуют в глубинах эфира", — говорят артистки, и постепенно абстрактные научные теории из жизни приобретают свою реальную форму в спектакле, обнажая неочевидный на первый взгляд подтекст. Создатели пытаются переосмыслить споры, которые возникали между учеными в прошлом тысячелетии.
Кадрия Садыкова
Комментарии