Известные тренеры — о своих учениках и ситуации в международном фигурном катании
Тренеры Ирина Жук и Александр Свинин более 20 лет тренируют ведущие танцевальные дуэты страны. За это время из-под их "пера" вышли яркие спортсмены, члены российской сборной. Специалисты рассказали в интервью ТАСС, как встретили новость о недопуске на Олимпиаду своих бывших учеников Александры Степановой и Ивана Букина, как оценивают внутреннюю конкуренцию в стране и почему для них важен каждый спортсмен.
— Ирина, Александр, так случилось, что наше интервью состоялось после решения Международного союза конькобежцев (ISU) не допускать к олимпийскому отбору наших танцоров и спортивные пары. Поэтому начну с вопроса об этой ситуации. Какими у вас были первые эмоции?
Свинин: Конечно, мы, как и все, расстроены этой ситуацией. И понимаем чувства ребят — они готовились, хотели выступать. С Сашей и Иваном мы были в такой же ситуации в 2018 году — казалось, всего шаг остался до участия в Пхенчхане
— Вы видели их заявление, в котором они обратились к новой главе МОК Кирсти Ковентри?
Жук: Надо использовать все возможности и пробовать достучаться все-таки до ISU и до МОК.
— Какой из стартов этого сезона для вас как для тренеров и для ваших нынешних звезд — Софьи Леонтьевой и Даниила Горелкина — стал самым нервным в этом сезоне?
Жук: На сто процентов это чемпионат России. Но так было всегда, даже в те времена, когда границы для наших фигуристов были открыты. В Омске определялась сборная. Мы были очень хорошо к нему готовы, подошли в отличной форме, но, к сожалению, повышенная ответственность сыграла свою роль.
Свинин: Я это связываю еще и с тем, что для Сони и Дани это был второй взрослый сезон. В первый, когда юниоры только переходят во взрослые, они еще не знают, чего ждать, с радостью несутся вперед. А вот во второй работают уже с оглядкой — как их принимают, какая конкуренция.
— Битва нервов? Наша молодежь достаточно близко подобралась к лидерам, шансы на пьедестал были у всех, а значит, нужно было включаться в этот "забег", доказывать, обгонять. У кого из ребят нервы оказались покрепче — у Дани или Сони?
Жук: Да оба молодцы. Мы с ними вместе уже семь лет. Даня к нам в группу пришел пораньше — года на полтора-два, потом Соня. А теперь они уже старожилы. Время летит.
— То есть шесть-семь лет нужно проработать, чтобы выбиться в топ-5 в вашей группе?
Жук: Ну, с Хохловой и Новицким мы проработали пять лет, и они попали на Олимпиаду. Но они начинали у нас не с самого юного возраста: Яне было на тот момент 17, Сереже — 19. Если начинать с юного возраста, то шесть-семь лет примерно.
Сейчас в танцах нормальная, здоровая конкуренция — без подводных камней, без втыкания ножей в спину. Это всегда в плюс и очень мотивирует. Был момент, когда одна пара взяла паузу, вторая закончила. Но мы тогда еще говорили: надо чуть-чуть подождать — свято место пусто не бывает, скоро подойдут юниоры.
Свинин: Нужно было время, чтобы произошла определенная ротация, чтобы были созданы новые пары из тех фигуристов, что переходили в танцы. Так оно и получилось. Просто надо было немного подождать. Если работа идет — будет и результат. Тренеры работают — значит, результат будет.
— И тренеров сейчас немало.
Жук: Приятно, что именно тренеров в танцах у нас действительно немало. Раньше были Тарасова, Чайковская, Линичук и Дубова, а сейчас имен в разы больше. Но что по-настоящему восхищает, что то поколение по-прежнему в строю. Уже во время межсезонья Татьяна Анатольевна Тарасова несколько раз приезжала к нам на тренировки. Для нас это настоящее событие — волнующее, важное. Каждый ее комментарий, каждый совет — все по делу, это дорогого стоит. Елена Анатольевна Чайковская также делает ценные замечания на прокатах сборной и после соревнований.
— Школа того поколения и нынешнего чем-то отличается с точки зрения подачи материала?
Свинин: Это вопрос непростой. Во-первых, это очень разные времена. А во-вторых, все школы в принципе друг от друга отличаются — и по подаче, и по хореографии, и по методам. В-третьих, очень поменялись правила, танцы стали совершенно другими. Тогда было больше свободы, можно было делать все что угодно — хоть валяться на льду.
Жук: Сейчас рамки настолько строгие, что все очень непросто. Согласна полностью с Сашей — правила настолько серьезно поменялись, что программы тех лет сегодня просто невозможны. Сейчас ребята стали кататься на больших скоростях, на ребрах, поддержки стали в сто раз сложнее, чем были раньше, и вращения, и твизлы. Такого раньше попросту не делали. Это в целом разные дисциплины — те танцы и то, что мы видим сейчас.
Свинин: Раньше хотя бы по обязательным танцам можно было сравнивать, а сейчас-то обязательный — это ритм-танец, и это тоже совершенно другое.
— Какую бы оценку вы Софье и Даниилу поставили по итогам прошедшего сезона?
Жук: Наверное, четыре. И только потому, что не было чистых прокатов на соревнованиях — таких, как на тренировках. Порой они могли так прокатать, что мы стоим и переглядываемся с Сашей. Поверьте, нам есть с чем сравнивать. А вот на соревнованиях этого пока не хватает. Поэтому — четыре.
— Насколько они как ученики восприимчивы?
Жук: Именно вот этим они нам и нравятся. Мы почти 24 года тренируем, через нас много учеников прошло. Эти ребята очень мыслящие, они все прорабатывают, анализируют. Для них фигурное катание — не только тренировки. Это для них большой процесс, в котором активно работает голова.
— Как вы относитесь к тому факту, что с возрастом фигуристы хотят быть самостоятельнее, все сами решать?
Свинин: Все от головы идет. Когда спортсмены маленькие, они смотрят тебе в рот, ловят каждое твое слово, любой жест, чтобы ты только на них обратил внимание. Они счастливы, когда с ними работают. Когда они взрослеют и чего-то добиваются, важно не забывать: ты и твои тренеры — это одна команда, в которой каждый должен прислушиваться к другому. Да, нужно иметь свое мнение, уметь рассуждать, но не стоит воспринимать тренера как обслуживающий персонал. Тренер тебя мотивирует, может подтолкнуть или остановить в нужный момент.
Жук: Тренер должен видеть со стороны все, что происходит. Если бы можно было обойтись без тренеров, половина бы так и работала. Такие примеры были, даже среди известных спортсменов, но их по пальцам пересчитать. Нужен взгляд со стороны. Это очень важно. Слово тренера может и убить, и окрылить.
— Конфликты на льду у вас бывают?
Жук: Софья и Даниил — ребята умные, и это очень приятно. Ссоры, конечно, бывают, но настолько небольшие, что забываются очень быстро. Им достаточно сказать: "Ребята, не туда движемся" — и все, они работают дальше. Без обид, без недовольных лиц, без хлопанья дверью.
— Как решаете с программами, с музыкой?
Свинин: По-разному, но всегда вместе. Садимся с ними обычно в машине и там включаем музыку — звук хороший. Смотрим на их реакцию. Конечно, от их мнения многое зависит. Мы вместе работаем и приходим к общему мнению.
В плане музыки мы и сами развиваемся — жизнь течет, хочешь не хочешь, ты каждый день слышишь и видишь что-то новое. Наш музыкальный багаж за 20 лет обогащался ежегодно. Но выбрать из него действительно хорошую музыку — это важно и непросто. Потому что помимо музыкального мы должны учитывать и технический арсенал: все должно смотреться и совпадать.
— В прошлом году для ритм-танца были выбраны 80-е, сейчас — 90-е. 90-е могут цеплять? Какие у вас ассоциации с этим временем — "Руки вверх", Богдан Титомир, "Технология"?
Жук: Почему нет? Более юные пары, например, смело могут экспериментировать. У нас подрастают Милана Кузьмина и Дмитрий Студеникин, Зоя Пестова и Сергей Лагутов.
— У вас никогда не было одной пары.
Жук: Действительно, у нас никогда не было одной пары, мы всегда думаем о резерве, за конкуренцию внутри группы. И при этом стараемся вкладываться в каждую. Я недавно вспоминала детство. Я в разных группах каталась. И как же мне иногда было обидно, когда тренер не обращал на меня внимания. Плакала. Тихонечко ехала и плакала. Мне так хотелось, чтобы на меня посмотрели, чтобы мне сделали замечание — я до сих пор это помню. Поэтому мы стараемся, чтобы у нас все спортсмены были охвачены. У нас в группе есть младшие тренеры, и они прекрасно работают. У нас внимания хватает всем. Тренер не может унижать невниманием спортсмена. Это больно.
— Крикнуть на тренировке можете?
Жук: У меня бывает. Я вообще Огненная Лошадь и Стрелец по гороскопу, а вот Саша практически никогда. В нашей группе самый эмоциональный тренер — это я. Иногда это мешает — боюсь обидеть. Хотя недавно услышала от учеников: "Ничего страшного, кричите, ругайте. Главное, что вы нас любите". Но я как кричу, так и хвалю — от души. Саша меня часто останавливает: "Не захваливай". А я не могу. Все время в поиске баланса.
— Многие отмечают, что судейство в танцах стало адекватнее. Это связывают с приходом нового президента ФФККР Антона Сихарулидзе.
Свинин: Ситуация действительно изменилась. У молодежи появилось больше шансов приблизиться к элите — и это правильно. Молодых надо мотивировать.
Жук: Это в плюс всем. Но кататься надо так, чтобы рука дрогнула поставить низкую оценку. А если что-то не получилось — главное, не останавливаться, не опускать крылья. Если есть здоровье, силы, если работает голова — все получится. А тренерам главное — верить в своих спортсменов, делать классные программы, работать с утра до ночи. Если в спортсмена верить, ему по силам даже летать.
Комментарии