Проходящая в Нью-Йорке сессия Генеральной Ассамблеи ООН ясно показала: всемирная организация, которая 24 октября отметит 80-летний юбилей, переживает трудные времена. Ее деятельность критикуют и на Западе, и на глобальном Юге. Кто-то полагает, что организации, созданной по итогам Второй мировой войны, пора уже уйти в историю, уступив место какому-то другому, более современному образованию.
Но все же гораздо более многочисленны те, кто считает: несмотря на почтенный возраст, ООН вполне жизнеспособна, хотя и, несомненно, нуждается в реформировании. Вопрос лишь в том, в каком направлении должны идти эти реформы.
Спорные тезисы
Может показаться парадоксальным, но тон дискуссиям о необходимости реформирования ООН задал в начале текущей сессии сам генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш. Отметив, что в условиях многополярности отсутствие сильных международных институтов представляет собой серьезные риски, он указал на необходимость "не только защищать ООН, но укреплять ее". Прежде всего, по его словам, это должно отразиться на Совете Безопасности.
"Реформа Совета Безопасности — это то, что имеет полный смысл. Совет Безопасности имеет состав, который не соответствует современному миру
Проблема тут в том, что само понятие "права человека" на Западе и в странах глобального Юга трактуется зачастую по-разному, иногда — и вовсе с диаметральных позиций. Особенно заметным это стало в последние годы, когда продвигаемая Западом ультралиберальная гендерная повестка вступила в противоречие с традиционными семейными, религиозными и духовными ценностями, которых в массе своей придерживается население стран глобального Юга. В этих условиях отмена либо ограничение права вето в СБ ООН однозначно стало бы козырем в руках Запада, который представлен в Совбезе США, Великобританией и Францией. По этой причине инициатива никак не устраивает двух других членов СБ — Россию и КНР.
Зато обе эти страны полностью согласны с тем, что состав Совбеза не отражает современные реалии и должен быть изменен за счет более широкого представительства Азии, Африки и Латинской Америки. То есть тех самых регионов, которые на сегодняшний день обеспечивают основную часть глобального экономического роста и обладают огромными природными, материальными и людскими ресурсами. Наиболее естественными претендентами на членство в СБ выглядят Индия, Индонезия, Египет, Эфиопия, ЮАР, Бразилия…
Однако инициатива, которая представляется неоспоримой для России и Китая, оказывается неприемлемой для Запада, заинтересованного в сохранении неоколониальной зависимости глобального Юга и использовании его ресурсов в собственных интересах. В результате та самая проблема "легитимности и эффективности", на которую указывал генсек ООН, консервируется как раз Западом.
Список претензий
Критике подвергается деятельность не только Совбеза, но и ООН в целом. На нынешней сессии Генассамблеи самый длинный список претензий к всемирной организации озвучил президент США Дональд Трамп. По его словам, у ООН "есть огромный потенциал", однако она "очень далека от того, чтобы его реализовать". Региональные конфликты, миграционный кризис, гонка ядерных вооружений, климатическая повестка, наркоторговля, искусственный интеллект — каких только проблем, которые ООН не смогла решить, не перечислил американский президент. Не забыл даже про сломавшийся эскалатор и неисправный телесуфлер.
Разумеется, Трамп не был бы самим собой, если бы критику в адрес ООН не сопроводил перечислением своих собственных достижений: вы не смогли, а я вот смог. И все же, несмотря на эти самовосхваления, нельзя не признать: высказанная американским президентом критика не была совсем уж безосновательной. Другое дело, что за той же "зеленой повесткой" или миграционным кризисом, как и за целым рядом других проблем, лежит ответственность не столько ООН, сколько западных стран, включая те же США, которые сами эти проблемы и породили.
На это указал, в частности, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, который прямо увязал проблемы ООН с действиями тех, кто пытается подменить международное право односторонним диктатом: "Мы становимся свидетелями утверждения международного порядка, где все чаще верх берет право силы. Нарушения суверенитета, произвольные санкции и односторонние интервенции становятся правилом". И хотя с трибуны Генассамблеи бразильский президент не выдвигал конкретных обвинений в адрес каких-либо стран, внимательный слушатель без труда уловил в речи Лулы да Силвы решительный, а местами и жесткий ответ президенту США.
Под своим углом зрения посмотрел на проблемы ООН президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который сосредоточился на региональных конфликтах, прежде всего на ситуации в Газе. Он констатировал, что всемирная организация, несмотря на весь свой авторитет, не только не смогла остановить действия Израиля, но даже не сумела обеспечить безопасность собственного персонала. Но это не значит, что ООН изжила себя: "Наша обязанность — не отказываться от системы, а, скорее, скорректировать ее и сделать вновь работоспособной".
Возвращение к истокам
Наиболее системный подход продемонстрировал министр иностранных дел России Сергей Лавров, чье выступление ответило не только на сакраментальный вопрос "кто виноват?", но и на еще более животрепещущее "что делать?".
Тут наиболее уместна будет прямая речь: "Корень проблем — непрекращающиеся попытки разделить мир на "своих" и "чужих", на "демократии" и "автократии", на "цветущий сад" и "джунгли", на тех, кто "за столом" и кто "в меню". На избранных, которым дозволено всё, и остальных, кто почему-то обязан обслуживать интересы "золотого миллиарда". А между тем определенные еще 80 лет назад принципы Устава ООН "полностью сохраняют свое значение в условиях многополярности", "дело лишь за тем, чтобы все без исключения государства-члены соблюдали эти принципы — во всей их полноте, совокупности и взаимосвязи". Именно "возвращение ООН к основополагающим принципам, которые закреплены в ее Уставе и которые Запад долгие годы стремится подменить своим "порядком, основанным на правилах", способно укрепить всемирную организацию и повысить эффективность ее работы.
Впрочем, возвращение к истокам невозможно без учета современных политических реалий, которые "пока не нашли должного отражения" в системе институтов ООН. Первоочередной задачей здесь является расширение Совета Безопасности за счет включения представителей Азии, Африки и Латинской Америки. Новые реалии должен отражать и состав Секретариата ООН, нельзя допускать его "приватизации" небольшой группой стран.
Проблемы реформирования и дальнейшего развития организации Россия предполагает поднять на специальном заседании Совета Безопасности, которое она в качестве председателя планирует организовать 24 октября, в День ООН. Списывать всемирную организацию в утиль явно преждевременно, задача в том, чтобы приспособить ее к условиям и потребностям дня сегодняшнего и дня завтрашнего на службе человечеству.
Комментарии