Курьеры порываются устроить забастовку Delivery Club. Причина — задержка зарплат, из-за которой как минимум один человек вынужден жить на улице. Сервис при этом максимально дистанцируется от попавших в беду людей. Ведь формально курьеры работают не на Delivery Club и, как следствие, являются не их заботой. Не их заботой по факту является и качество доставляемой продукции. Неожиданно? Рассказываем про эту и другие неочевидные тонкости Delivery Club.
Если Delivery Club не несёт ответственности за курьеров и еду, то за что тогда отвечает сервис?
Ответ на этот вопрос кроется в пользовательском соглашении Delivery Club, которое заключается между сервисом и клиентом в момент оформления услуги, то есть заказа еды. В нём компания объясняет, кем на самом деле она является.
— Delivery Club является единой
информационной системой заказов, которая предлагает пользователям
широкие возможности для поиска и заказа готовой еды, реализуемой
партнёрами Delivery Club, а также принимает от пользователей
денежные средства в счёт оплаты заказов и осуществляет доставку
заказов пользователям силами третьих лиц на основании договора с
Delivery Club или партнёров Delivery Club,
—
Здесь важно обратить внимание на два пункта
— Delivery Club не несёт ответственности за соблюдение/несоблюдение службами доставки своих обязательств перед пользователем, а также за достоверность информации, предоставленной такими службами. Delivery Club является лишь информационным связующим звеном между пользователем и службами доставки, — подчёркивает сервис в шестом пункте с подзаголовком "Ответственность".
Следующим пунктом, к слову, Delivery пишет, что оставляет за собой право принимать вопросы и претензии от пользователей относительно доставки. Что в целом резонно, поскольку агрегатор заинтересован в том, чтобы пользователь оставался именно с ним. Ведь Delivery Club взимает комиссию с ресторанов за заказы, оформленные через сервис.
Допустим. А что тогда не нравится курьерам?
Ещё в начале июня по Сети поползла информация о подготовке курьерами забастовок против Delivery Club. В частности, в одном из видеороликов человек в зелёной форме жаловался на ужесточение правил доставки и коррумпированность менеджеров начального звена.
Что до обновления правил. Курьеры начали получать больше заказов, но вместе с тем увеличилась и зона доставки: до шести километров для пеших рабочих и более десяти километров для водителей. На большие расстояния, по словам курьеров, ходить и ездить невыгодно. Мол, пока выполняешь один большой заказ, можно сделать два маленьких. Второй вариант выгоднее.
Некоторые сотрудники в Delivery Club начали отменять долгие заказы. За что получали крупные штрафы.
— Под конец вечера по 1800, по 2000,
кому-то по 3000 рублей постоянно ставят штрафы, люди начинают
работать в минус, —
Под коррупцией подразумевается использование служебного положения менеджерами младшего звена для личного обогащения. Например, некоторые администраторы, по словам курьеров, предлагают отменять штрафы за меньшую стоимость. Условно говоря, штраф стоит 1800 руб., а его отмена — 400 руб. Координаторы же иногда продают выгодные и простые маршруты.
А что Delivery?
Вскоре после заявлений о планируемой забастовке Delivery Club сообщила, что отменит штрафы. Мол, санкции, на которые пожаловались работники, были не настоящими, а тестовыми. Из слов компании следует, что в начале июня они действительно протестировали расширение зоны доставки. Но отказались от эксперимента в течение нескольких дней, ещё до появления сообщений о бойкоте. Назначенные же в это время штрафы были компенсированы.
— Мы знаем, что недовольство некоторых
курьеров сохраняется, мы отвечаем на их вопросы и продолжим делать
это столько времени, сколько понадобится, —
Позже появилась информация, что как минимум один недовольный
курьер лишился работы после забастовки. Им
— Эта информация не соответствует действительности, — заявили в пресс-службе агрегатора.
А чем же курьеры недовольны сейчас?
Вторую волну протестных высказываний в начале июля
— Я две недели уже ничего не кушаю. Я только хлеб ем и воду. Я из Красногорска приехал на велосипеде из-за того, что у меня нет денег на проезд. Я три часа в дороге был, чтобы приехать и хоть как-то разобраться с этим. Чтобы получить свою зарплату. По поводу квартиры. Я давным-давно уже живу в лесах, парках и других местах, — говорит на видео человек в маске Delivery Club, который не представился. Что вполне объяснимо.
Все, перед кем задолжала Delivery Club, зарегистрированы в одной компании. И нет, эта компания не Delivery Club. А фирма-подрядчик. Что является стандартной практикой для многих сервисов-агрегаторов. "Яндекс.Еда" и многие таксомоторные службы работают по той же схеме: IT-гигант предоставляет клиентов, а сторонняя фирма нанимает сотрудников.
Накануне объявления забастовки недовольные курьеры пытались выйти на мирные переговоры с подрядчиком: 3 июля они прибыли на встречу, но дверь офиса сотрудникам никто не открыл. Что похоже на издёвку, поскольку сама же фирма изначально и назначила встречу. В Delivery Club сообщили Лайфу, что были не в курсе описанного инцидента.
С 6 июля курьеры планируют начать подготовку к забастовке. Ожидается, что она продлится до тех пор, пока Delivery Club не рассчитается по всем долгам.
Важно отметить, что компания-подрядчик, расположенная по адресу Звёздный бульвар, дом 21, стр. 1, — только одна, которая не может справиться с обязанностями перед своими сотрудниками. По данным же "Профсоюза "Курьер", есть и другие. К сожалению, нам не удалось выяснить, какие именно, — на момент публикации материала организаторы "Профсоюза "Курьер" не ответили на запрос Лайфа.
А что Delivery говорит сейчас?
Delivery Club уже отреагировала на сообщения о готовящейся забастовке. Компания признала, что один из её логистических партнёров действительно допустил просрочку платежей. При этом агрегатор, судя по всему, не согласен с числом потерпевших. Тогда как стихийно возникший "профсоюз" насчитал около 300 человек, Delivery говорит только о "нескольких десятках".
— По результатам внутренней проверки было принято решение о прекращении сотрудничества с данным логистическим партнёром. Логистический партнёр полностью погасит задолженность перед курьерами в ближайшие дни, — рассказали Лайфу в Delivery Club.
К тому же агрегатор не подтвердил информацию о том, что есть другие подрядчики с задолженностями перед курьерами. Раскрыть название организации, которая не справилась со своими обязанностями, компания отказалась. Количество своих подрядчиков Delivery Club тоже не обозначила.
— Нас интересует опыт работы логистической компании и её ресурсы, готовность привлечь к доставке необходимое количество курьеров. По этой схеме работают многие компании, которым необходимы курьеры, в том числе международные. Не только в сфере доставки питания, но и, например, на рынке розничной торговли. Привлечение партнёра с опытом работы и компетенциями в сфере логистики позволяет быстро предоставить клиентам услугу доставки, масштабировать её, повышает эффективность логистических процессов, — заявили в пресс-службе сервиса доставки.
К слову, о "многих компаниях". Та же "Яндекс.Еда" действительно работает через подрядчиков. Однако, в отличие от конкурентов, "Яндекс" не скрывает информацию о своих партнёрах. Полный список доставщиков "Яндекс.Еды" можно посмотреть на официальном сайте сервиса.
Сообщество курьеров, разумеется, возмутили заявление и арифметика Delivery Club. Курьеры считают, что сервис начал против них информационную войну.
— Это ложь во спасение собственной репутации в лице общественности, — гласит одна из записей на стене "Профсоюза "Курьер".
Расскажите про подрядчиков
Повторимся, как в случае с Delivery Club, так и в случае с, например, "Яндекс.Едой", ни Mail.ru Group, ни "Яндекс" не занимаются трудоустройством курьеров. Вместо них этим занимаются так называемые транспортно-логистические компании.
Главным минусом описанной системы для курьера является то, что значительная часть логистических организаций оформляет людей не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Последнее, по словам Олега Бабича, руководителя правового департамента Конфедерации труда России, сильно снижает ответственность нанимателя перед сотрудником.
— В случае заключения такого договора между сотрудником и работодателем устанавливаются не трудовые отношения, а гражданско-правовые. И они в принципе исключают такое понятие, как заработная плата. Есть оплата за исполненную услугу, — отмечает юрист.
Также он добавляет, что договор оказания услуг исключает оплату смен в выходные дни, больничных смен, отпуска и прочие дотации из так называемого соцпакета. Зато даёт право нанимателю, а точнее — заказчику, отказываться от услуг сотрудника в любой момент. Проще говоря, логистические партнёры Delivery и "Яндекса" имеют право увольнять сотрудников одним днём.
— Если Государственная инспекция труда вмешается, проведёт проверку и установит, что между сторонами на самом деле трудовые отношения, компании придётся переоформить курьеров как сотрудников, — добавляет эксперт и говорит, что такой экспертизы может добиться как профсоюз, так и отдельно взятый работник. Для этого ему нужно направить жалобу в Государственную инспекцию труда.
На вопрос о том, почему партнёры Delivery Club избегают трудовых договоров, Олег Бабич ответил, что так компании, во-первых, пытаются экономить на социальном пакете и на налогообложении, а во-вторых, подрядчики оставляют за собой право увольнять людей одним днём.
Комментарии