НОВОСИБИРСК, 23 сентября. /ТАСС/. Изготовление защитных панцирей из стенок конских копыт можно считать одной из отличительных особенностей вооружения кочевых народов Евразии от древности до средневековья. Такими выводами с ТАСС поделился профессор Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) Андрей Бородовский.
Долгое время шли споры о том, действительно ли у сарматов (древний союз ираноязычных кочевых племен, родственных скифам, которые с IV века до н. э. по первые века н. э
Однако во время экспедиций Бородовский находил доказательства того, что кочевые народы Южной Сибири и Монголии делали пластины из стенок конских копыт. "Для кочевых народов характерна глубокая переработка всех имеющихся в их распоряжении немногочисленных ресурсов, поэтому и срезаемые с копыт роговые пластины находили применение в изготовлении доспехов. В дальнейшем я планирую выявить локальные особенности обработки костяных пластин различных зон Евразии", - поделился с ТАСС эксперт.
В частности, в городище Чултуков Лог-9 (Горный Алтай) была обнаружена кость копыта лошади с длинными надрезами, относящаяся к гунно-сарматскому времени (1-я половина I тысячелетия н. э.). Радиоуглеродные датировки этого артефакта выполнены в Ягеллонском университете (город Краков, Польша).
Бородовский подчеркивает, что мотив конского копыта представляет собой отдельный пласт культуры кочевых народов, и его отголоском в том числе является сказка "Конек-Горбунок", автор которой - уроженец Сибири Петр Ершов.
"Кочевник испокон веков считал себя единым целым со своей лошадью. Отпечатки копыт использовались в качестве тамги еще в скифское время. В казахской культуре известны ударно-шумовые инструменты из копыт - аналог русских деревянных ложек. В кочевой среде возникают сказки о героях и их конях, потом они плавно переходят к оседлым народам, с которыми контактируют кочевники. Пересказанные Ершовым сказки кочевников стали теперь маркером русской сибирской культуры", - говорит профессор Бородовский.
Комментарии