Народный артист России — о футболе, "Динамо", театре и СВО
Народный артист РФ, главный режиссер Центрального театра Российской армии Александр Лазарев является давним болельщиком футбольного клуба "Динамо". В интервью ТАСС он объяснил, почему уверен в главном тренере команды Валерии Карпине, рассказал о словесной дуэли со своим коллегой, болельщиком "Спартака", и о впечатлениях от встречи с бойцами, участвующими в СВО.
— Какие надежды в плане результатов вы связываете с новым главным тренером "Динамо" Валерием Карпиным?
— Я расстроился после результата первого матча ("Динамо" дома сыграло вничью с "Балтикой" 1:1 — прим. ТАСС). Все-таки он должен был быть по счету немного другим, если мы стремимся достигнуть каких-то высоких результатов. Все же для этого клуб пригласил такого тренера — бороться за призовые места. Думаю, что с ним можно достичь и первого места, учитывая, что в позапрошлом сезоне мы были к этому близки. Честно говоря, я возлагаю большие надежды на Карпина — он тренер волевой, сильный, харизматичный, имеет влияние на команду, его уважают
— И в театре, и в футболе большую роль играет харизма человека. Нет ли у вас опасения, что для "Динамо" карпинской харизмы может быть слишком много — тем самым он может подавить игроков своим авторитетом, характером, пресекая плюрализм?
— Мне так не кажется. Все-таки футбол, как и театр, — это дело коллективное. Это работа и режиссера-постановщика, и композитора, и, естественно, актеров. Все равно должен быть лидер, за которым пойдут, потому что самостоятельно артисты поставить спектакль не могут, ведь тогда получится ерунда. Должен быть профессиональный взгляд со стороны и умение повести людей в ту сторону, в которую ты хочешь. У Карпина такое умение есть, и главное тут — не ошибиться направлением. (Смеется.) Считаю, его харизма очень нужна команде. В плане дисциплины случается всякое , а командный спорт — это железный характер и дисциплина. Поэтому Карпин тут в самый раз.
— На какой спектакль вы бы хотели его позвать?
— Мои товарищи по "Динамо" всегда ходят на мои спектакли: они были и на "Беге", и на "Поминальной молитве". Пока еще на "Роман" — мой последний спектакль и первый в Театре Российской армии — "Динамо" не ходило. Я бы очень хотел пригласить Карпина на "Роман", чтобы потом побеседовать с ним. Я бы пригласил его и на те спектакли, но мой великий учитель Марк Захаров говорил, что самый любимый спектакль — это, наверное, последний.
— Есть версия, что руководство "Динамо" задело, когда Личка после поражения от "Спартака" в Кубке сказал, мол, если он не будет нужен, то отправится в теплую Прагу. Были ли вы на тот момент согласны с расставанием с чешским специалистом?
— Хотел бы сказать, что я в первую очередь рассуждаю о футболе не как специалист. Я болельщик, горячо любящий свою команду. Я прислушиваюсь к своим товарищам, и по моему мнению, к Личке уже тогда были вопросы, связанные с его однообразным построением игры. Конечно, слова про теплую Прагу звучали неприятно, это можно было трактовать как равнодушие, что он просто отрабатывал свой контракт, но надеюсь, что такого не было. По крайней мере, в первый год его очень любили и уважали, надеялись на него. Команде он дал что-то хорошее: с ним она почти доехала до первого места. Но случившееся было и позором, и невероятным расстройством, разговаривать на эту тему не могли. Ведь выигрывать даже не надо было, нужно было просто не проиграть.
— Личка мог очаровать всех своей общительностью, не говоря о его стремлении поставить "Динамо" атакующий футбол. Не раздражал ли вас его розовый свитер?
— Нет, конечно. Я сам однажды пришел на матч в розовой толстовке. Мне так и сказали, мол, ты оделся в таком же стиле, как и главный тренер.
— Учитывая артистичность Лички, с каким актером вы бы его сравнили?
— По внешнему облику, чтобы никого не обидеть, сравнил бы его с Дэнни Де Вито.
— В 2022 году Сандро Шварц рассказал, как очень трогательно попрощался с командой. Насколько результаты "Динамо" были иными, если бы этот немецкий тренер проявил мужество и остался в России?
— Мне кажется, что он бы чего-то добился. Он не очень быстро, но поступательно шел вверх ("Динамо" при Шварце в 2022 году вышло в финал Кубка России — прим. ТАСС). Да, он был свирепым, жестким тренером, но его любили невероятно. Его обожали команда, руководство, но так сложилась политическая обстановка, что человеку нужно было уехать. Когда на него оказывается давление с его родины, образно говоря, трудовая книжка его там, то человека можно понять.
"Может, увидим что-то в игре "Динамо" от Кобелева"
— Год назад "Динамо" в Краснодаре было близко к чемпионству как никогда (футболистам "Динамо" для победы в последнем матче чемпионата было достаточно сыграть вничью в гостях, но они проиграли и остались только на третьем месте — прим. ТАСС). Народный артист СССР Олег Табаков говорил, что самые важные матчи любимого "Спартака" он старался смотреть именно на стадионе. Где вы следили за той игрой?
— Так случилось, что именно этот матч я не смог посмотреть из-за работы. Тогда у меня были съемки, и каждую свободную секунду я отбегал в сторону, включал телефон. Мои товарищи поехали на этот матч в компании, с флагами. Разочарование было ужасающим, и мы даже потом не спрашивали друг друга, что произошло. Как будто этого не было, и только спустя год мы вспоминали тот матч. После финального свистка даже работать было некомфортно.
— Было ли тогда у вас ощущение, что шанса стать чемпионом может не быть?
— Нет, я всегда надеюсь на чемпионство, я оптимист по жизни. Я верю в команду и такого настроения — "ну все" — у меня не было. Да, мы оступились в позапрошлом сезоне. Надеюсь на Карпина, учитывая уважение со стороны ребят и авторитет этого замечательного специалиста. И надеюсь, что мы достигнем того, о чем мечтает каждый болельщик.
— Бывают ли у актеров подобные неудачи, как в спорте? К примеру, премьера какого-то спектакля, над которым работали долгое время, потом оборачивается провалом.
— Конечно, бывают. И для актеров это бесконечно обидно и грустно, когда ты понимаешь, что выбрал неверный путь. Но все равно падать нельзя, главное, не потерять веры. За что я уважаю настоящих болельщиков — даже когда команда откровенно плохо играет и проигрывает, они все равно до конца благодарят игроков. И команда находит в себе силы и совесть выйти к болельщикам, обменивается с ними энергетическими потоками.
— Что общего между зрителями на футболе и в театре?
— Есть невероятно преданные люди, которые приходят и смотрят матчи своей команды. Есть люди, которые постоянно ходят в один и тот же театр, любят определенных артистов. У меня есть замечательная подруга, которая начала с того, что покупала билет на одно и то же место в первый ряд и смотрела все спектакли подряд. И однажды она пришла и сказала мне, поздравь меня, пожалуйста, у меня сегодня 100-й "Фигаро". Это те люди, на которых мы опираемся, которые вселяют в нас веру. Как и болельщики, которые не должны бросать свою команду, так и в нашем деле есть, скажем так, болельщики, которые действительно болеют за нас и поддерживают. Ты вспоминаешь этих людей и говоришь, что не зря работаешь, приходишь в театр.
— В футболе, как правило, зрители видят, насколько плохо играет их команда. Бывает ли, что из зрительского зала в театре тоже можно увидеть плохую игру актеров?
— Конечно, режиссер, как тренер, бегает за кулисами и размахивает руками, что что-то не так, двигает действие вперед. Это шутка. Наверное, то, что видит режиссер — неправильно сказанное слово, лишнюю паузу, из-за которой теряется внимание, — зритель может не замечать. В общем и целом спектакль проходит лучше или хуже, и такие нюансы видит именно режиссер. Если уже актеры играют откровенно плохо, забывают текст, путают мизансцены, зрители это видят, и это совсем позор. Как, собственно, просидевший всю ночь в "Кофемании" футболист наутро пришел играть в футбол, это видно.
— Пианист Денис Мацуев, болеющий за "Спартак", говорил, что ему нравится импровизационная, романтичная игра. В каких годах такие характеристики больше всего соответствовали динамовскому футболу?
— Я таким активным болельщиком стал не так давно, хотя всю жизнь болел за "Динамо". Но ходить, чтобы стараться не пропускать матчи, я стал с тех времен, когда командой руководил Андрей Кобелев (главный тренер "Динамо" в 2006–2010 годах, а также в 2015–2016 годах — прим. ТАСС). Он мой близкий товарищ, благодаря ему я попал на стадион и влюбился в эту атмосферу. Потом арена стала реконструироваться, я долгие годы ждал, искал любые пути, лазейки, чтобы оказаться на всех домашних матчах, когда его снова откроют. Так и случилось.
Кобелев и Карпин ровесники, оба играли в Испании, и у них, как мне кажется, похожий подход. Как мне кажется, у Андрея была такая импровизация на поле, и когда у него был Данни, это было роскошно. Эти стремительные проходы, видимо, была какая-то тренерская установка на расширение импровизационного коридора. Я надеюсь, что мы что-то похожее в игре "Динамо" увидим.
— Кобелев уже давно не работал главным тренером. Нет ли у него из-за этого депрессии?
— Никакой депрессии у него нет, предложения у него есть. Просто у него очень высоко поднята планка. Мне кажется, если он будет кого-то тренировать, то только топ-клубы.
— Данни в свое время на руке сделал татуировку, в которой угадывается эмблема "Динамо", но это не помешало ему перейти в "Зенит". Изменилось ли у вас мнение о нем после того перехода?
— В конце концов, он же не русский человек, а португалец. Да, он полюбил наш клуб на какое-то время, потом уехал в другой. Как я предполагаю, был какой-то соблазн у него в денежном плане. Ну он же не Антон Шунин, который провел всю жизнь в одном клубе и его никакими коврижками нельзя было никуда заманить. Это единственный человек, которого я знаю, кто имеет право целовать эмблему клуба. Александр Мостовой же сказал, что сегодня игрок целует эту эмблему, а завтра совершенно спокойно переходит в другую команду и целует ее эмблему на футболке. Я знаю, что Шунину обещали в других клубах золотые горы, но он был верен всегда "Динамо". Это дорогого стоит, вот это пример.
— Какие из футбольных подарков вам наибольше всего запомнились?
— Меня команда всегда радует приятными сюрпризами. У меня есть помещенная в рамку футболка, на которой есть все подписи команды, которую тогда тренировал Шварц. Даже есть подписи сбежавшего Гильермо Варелы и Арсена Захаряна. Есть майка с моей фамилией и номером 27, которую мне подарили в команде 27 апреля (день рождения Лазарева, - прим. ТАСС). Это такие запоминающиеся подарки, которые радуют, они оставляют тепло.
— Вы входите в консультативный совет "Динамо" и попечительский совет клубного эндаумент-фонда, который принимает и распределяет пожертвования от физических и юридических лиц на развитие клубной академии. Могла бы такая модель финансирования работать в культурной среде, чтобы развивать культурные проекты в стране, особенно в регионах?
— Думаю, могла бы, поскольку в спорте это работает очень хорошо. Просто в театрах не такой колоссальный масштаб, как в футболе, и не так было бы заметно. Если учредить некое сообщество, фонд, который занимался бы воспитанием молодежи, это было бы хорошо. Но и так уже есть актерский фонд, который, к примеру, помогает артистам пенсионного возраста, масса других замечательных фондов, в том числе и в кино. Например, у нас в Театре Российской армии есть своя детская студия, 60 детей в трех возрастах от 7 до 15 лет, три группы. Они с таким удовольствием ходят в театр, играют в массовых сценах, им достаются какие-то роли, эпизодики и они счастливы. Если будут появляться фонды, занимающиеся развитием таких студий при каждом театре, это было бы прекрасно. Такого рода схему можно позаимствовать у спорта, у футбола.
— В каком из регионов насколько успешно развиваются театры, если не брать Москву, Санкт-Петербург, Казань?
— Есть такой фестиваль "Золотая маска", который охватывает всю нашу огромную страну. Это колоссальный, огромный просмотр спектаклей, и частенько в этом престижном конкурсе побеждают не Москва и не Питер. Конечно, мы мало что видим, хотя есть совершенно роскошные театры в Новосибирске, Перми, Красноярске, Владимире. У моей коллеги, художника Ольги Никитиной, хороший контакт с режиссером театра в Красноярске, и они ставят роскошные, потрясающие спектакли. И по результатам "Золотой маски" мы видим, что театры из тех городов постоянно занимают лидирующие места. Это мы, в Москве и Питере, думаем, что мы самые лучшие, но это не так.
— В 2022 году вы критиковали назначение Сергея Карасева главным судьей в матче с ЦСКА, вспомнив тогда, что последние игры с ним заканчивались для "Динамо" плохо. Поменялось ли ваше отношение к этому арбитру?
— Был какой-то период, когда в пяти-шести играх подряд виделись явные, откровенные ошибки, и в такой критике могла видеться такая личная неприязнь, как говорилось в одном нашем любимом фильме. Я иногда с критикой перебарщиваю, потому что человек эмоциональный, могу что-то такое ляпнуть, накричать. А может, потому что я зритель, эмоционально переживающий за свою команду, отсюда и был такой всплеск. На самом деле, я стал взрослее в футболе. Когда ты находишься на трибуне, то можешь не знать всех нюансов и тонкостей, которые знает судья, находящийся рядом с игроками. Мы-то можем кричать все что угодно. С появлением VAR (система видеоассистента рефери) все стало как-то спокойно. Хотя была его критика поначалу.
"На чемпионате мира сидел в ложе с Роналдо и королем Испании"
— Комментатор Виктор Гусев рассказывал, что стал болеть за "Динамо" в отместку своим друзьям, которые поддерживали "Спартак". Он говорил, что на него не смогли повлиять ни народный артист СССР Игорь Ильинский, его сосед по дачному поселку, ни приезжавший к нему поиграть в теннис Николай Озеров. Были ли актеры, которые пытались обратить вас в спартаковскую веру?
— За "Динамо" я болею с самого детства. Мой отец (актер театра и кино, народный артист РСФСР Александр Лазарев — прим. ТАСС) болел за "Динамо", но хоккейное. Попыток заставить меня болеть за другую команду не было, я сам совершенно трезво ко всему этому отношусь, я не сумасшедший.
Однажды на съемках один актер, яростный спартаковский болельщик, при мне снял валенки, показал носки в красно-белую полоску, и сказал: видал, что мне болельщики подогнали? Я в ответ показал ему свой подарок от болельщиков "Динамо" — футболку. И он потом со мной две недели не разговаривал. Это похоже на легкую форму шизофрении.
— Что это был за актер?
— Он уже неупоминаемый в нашей среде, не с нами.
— Какой поход на футбол в вашей жизни запомнился надолго?
— Я был на игре чемпионата мира 2018 года Россия — Испания. Я видел и игру, и всю атмосферу чемпионата мира. Атмосфера в Москве была потрясающая, невероятный праздник. Я еще попал в ложу, где видел Пьерлуиджи Коллину (бывший судья и председатель комитета судей Международной федерации футбола — прим. ТАСС), Роберто Карлоса, Роналдо, который "зубастик" (бывшие футболисты "Реала" и сборной Бразилии — прим. ТАСС), короля Испании. Все верили, надеялись на нашу команду, но втайне все понимали, насколько серьезный противник сборная Испании. И когда Акинфеев своей "золотой ногой" отбил решающий пенальти, было что-то невероятное. И так весь город гулял, у нас в центре под окнами творилось что-то потрясающее, такой обмен энергией.
— По сравнению с этим что у вас осталось в памяти от футбола в советские годы?
— Ну это совсем разный футбол, конечно. На той старой арене в Петровском парке заполняемость была колоссальной, до зимы люди там сидели в шапках и шубах, также кричали. Все зависит от времени: такого разгульного веселья и тотального счастья, как на чемпионате мира, не было, когда весь мир съезжается в одну точку, все заражены одной прекрасной, хорошей идеей, никто ни с кем не ссорится. Это был призыв ко всеобщему миру, вот так должны жить люди. Надо заниматься спортом, читать умные книжки, и тогда не надо будет друг в друга стрелять.
— Михаил Боярский до сих пор ностальгирует по тому, как он ходил на матчи "Зенита" на "Петровский". Когда вы пришли первый раз на новую арену, не было ли у вас подобных ностальгических ноток? И не пытались ли вы, как многие болельщики, на память вынести что-то со старой арены, к примеру часть сетки ворот?
— Что-то унести со старого стадиона желания у меня не было, оторвать кресло на память я не хотел. Ностальгии по той арене у меня не было. Наоборот, я был в восторге, мне так нравится этот стадион. Он такой уютный, комфортабельный, современный, просто роскошный, обожаю его.
— Доводилось ли вам оказаться по работе в том же городе, что и "Динамо", и следовательно, сходить на матч?
— Я был в Калининграде и попал на игру "Балтика" — "Динамо" в позапрошлом сезоне. Получил огромное удовольствие, тем более что тот стадион тоже был построен к чемпионату мира. Хорошая арена, хорошая команда, народу было полно. Такое ощущение, что весь город был на ней. (Смеется.)
— Бывший игрок "Спартака" Сергей Шавло вспоминал, что Бесков говорил о футболистах как об актерах. Можно ли тогда обратно сказать, что актеры — это тоже игроки?
— Вспомните такой замечательный фильм "Берегись автомобиля", где герой Евгения Евстигнеева говорит про "зрителей полный стадион" в театре и Олег Ефремов говорил, что главный режиссер выпишет штрафной удар. Конечно, схожесть есть. Есть лидер, команда. Я тоже продвигаю эту идею команды, в творчестве это самое важное. Только благодаря команде получается результат, индивидуалистов очень мало. Самые лучшие фильмы были сняты во время работы творческого союза Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна. В театре это Марк Захаров — Григорий Горин. Твои актеры, как и футболисты, — это члены команды, которые создают то творчество, что мы и видим: спектакль или футбольный матч. Все схоже.
— Какой спортивный сюжет вам ближе из того, что уже есть на экране?
— Это баскетбольный матч, когда Александр Белов забросил победный мяч на последней секунде, Суперсерия 1972 года, поездка футболистов "Динамо" в Англию. Можно еще покопаться в спорте, что-то такое найти. На сцене трудно разыграть такую историю, в кино это сделать проще и правильнее. При хорошей фантазии все можно.
— Насколько точным было попадание в образ Льва Яшина актера, игравшего в фильме "Вратарь моей мечты"?
— Яшина я знаю только по литературе, видеозаписям на поле. Но дело не в этом. Актер (Александр Фокин — прим. ТАСС) хорошо сыграл, и никакого обмана, поклепа нет. То, что я видел, раздражения не вызывало.
— Игравшая в фильме молодую Валентину Яшину Юлия Хлынина на момент съемок была актрисой Театра им. Моссовета, там же служит и Галина Беляева, которая играла вдову вратаря уже в преклонном возрасте. Какая из этих актрис ближе по образу к ней?
— Мне довелось несколько раз видеть вдову Яшина на стадионе. Это милейшая женщина, ее все знают в лицо. Когда оператор показывает ее лицо на экране стадиона, он весь взрывается овациями. Поскольку я ее видел уже в почтенном возрасте, то образ в исполнении Беляевой мне ближе.
— Ваш отец после Школы-студии МХАТ прослужил в Театре им. Маяковского 52 года, то есть всю жизнь, а мама, народная артистка РСФСР Светлана Немоляева, в том же театре только что отыграла 66-й сезон. Насколько такие случаи редки, если это сравнить с футболом, где далеко не всегда игрок всю карьеру отдает одному клубу?
— Да, моя мама работает там без всякой мысли уйти куда-то. Есть артисты, которые скачут по театрам и заканчивают антрепризой, но это очень редкий случай. В основном все работают в одном коллективе, в одном месте.
— Готовы ли вы простить, к примеру, лидеру атак "Динамо" Константину Тюкавину переход в другой клуб?
— Это было бы обидно и больно. Простить, конечно, можно все. Все мы очень переживали, когда Захарян уехал в Испанию, но как-то молчали, громко по этому поводу не высказывались. Ничего дурного в том, чтобы поиграть там парню, набраться опыта в Европе, нет. Плохо то, что его на поле не видно, так как его захлестнули проблемы. С Константином мы периодически встречаемся на стадионе, я подхожу к нему с одним и тем же вопросом: "Когда вернетесь на поле?" Понимаю, что он от него уже устал. Хотелось, чтобы Константин тоже вернул себе такую же невероятную форму, так как это уникальный игрок.
— Не сидит ли у вас в подсознании мысль, что, мол, я согласен, чтобы игрок уровня Тюкавина ушел куда угодно, только не в "Зенит"?
— Я стараюсь быть объективным и не превращать спорт в войну. В спорте есть свои правила, даже и негласные. Если Тюкавин уйдет в "Зенит", то это будет более обидно, нежели в другую команду. Но зачем мы говорим, что он может куда-то уйти? Он патриот и предан своей команде.
"В театре работают одни фанатики"
— Постановки каких спектаклей планируются в вашем театре?
— Сезон мы откроем новым мюзиклом, это вокальная история, которую ставит музыкальный режиссер из Санкт-Петербурга Юрий Александров. Это историческая драма о русских моряках, покоривших Север. Мюзикл называется "Святая Анна", по названию корабля. К весне должен будет выйти спектакль по мотивах Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы". После этого на Малой сцене режиссер Павел Сафонов поставит "Идиота" — свою инсценировку Федора Достоевского. Еще на этой сцене по произведению Максима Горького "Старуха Изергиль" будет спектакль "Посланница" режиссера Галины Полищук.
— Вы уже упоминали про спектакль "Роман", который вы поставили по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Учитывая историю с Константином Богомоловым, которому потомки жены писателя запрещали ставить постановки по его произведениям, не возникало ли подобных проблем у вас? Как вы договаривались об авторских правах?
— Это дело дирекции театра. Предыдущий мой спектакль по пьесе"Бег" ставился в "Ленкоме", и у тогдашнего директора театра Марка Варшавера были прения с владельцем авторских прав на произведения Булгакова. Что касается "Романа", наша директор Милена Авимская очень легко договорилась с правообладателем. Возможно, потому что я ничего не стал переворачивать с головы на ноги, делал все по классике, не коверкал текст, а просто вычленил ту историю, которую хотел рассказать.
— Чего не хватает современным российским театрам?
— Это индивидуальный вопрос, каждому театру не хватает чего-то своего. Нет какого-то общего понятия. У каждого театра есть свои нюансы, свои пригорки и ручейки. Одному театру нужно финансирование, другому — актеры, третьему — помещение. Главное, что есть общая любовь к делу, что всех объединяет. В театре работают только фанатики.
— Как вы относитесь к отмене гастролей Театра Вахтангова в Севастополе из-за присутствия в репертуаре постановок Римаса Туминаса (художественный руководитель театра покинул этот пост в мае 2022 года — прим. ТАСС)? Возможно ли, что стоило не запрещать их, учитывая, что все же это искусство и Туминас умер год назад?
— С одной стороны, если уже что-то делать, то надо, как говорится, сказать от "а" до "я" без всяких полумер. Если взять, к примеру, спектакль Туминаса "Война и мир", в таком великом произведении не было ничего исковерканного, что можно было прочитать иначе.
У меня есть давний пример. В 90-е годы только вышел спектакль Захарова "Королевские игры", он был очень хорошим. Мы поехали с ним на гастроли в один город, где люди просто ломали двери, чтобы попасть на спектакль. Перед ним ко мне в гримерку пришел администратор, сказал, что пустил 50 человек студентов, хотя не знает, где они разместятся. Но они смотрели на меня такими глазами, говоря, что они больше этого никогда могут не увидеть. Я тогда растрогался, ответил, пускай лезут куда хотят: под кресло лезут, на потолок. Когда так искренне хотят посмотреть постановку, почему ее нельзя разрешить.
— Есть ли в планах поставить спектакль на тему СВО? И какие вообще репертуарные планы у театра на ближайший сезон?
— У нас есть уже спектакль на тему СВО. На Малой сцене идет моноспектакль "Серая зона". Это рассказ матери о своем сыне, совсем свежая вещь. Есть спектакль "Данькина каска" о сегодняшних событиях. Это очень интересная работа, как современный "Василий Теркин". Там все в стихах, только не про Великую Отечественную войну, а про СВО, про бойцов. Мы, как Театр Российской армии, вдвойне не можем обойти эту тему, это наша прямая обязанность — ставить такие спектакли и поддерживать ребят.
Помимо того что мы играем спектакли, мы постоянно с концертами ездим за ленточку, приезжаем в госпитали Вишневского, Мандрыки и другие военные госпитали, поддерживаем ребят. Наши артисты выступают, поют, просто общаются с ребятами. Мы и будем продолжать этим заниматься.
— Что вас наиболее сильно поразило в людях, кто был на фронте?
— Я был в госпитале с группой наших актеров. Поражает и одновременно восхищает то, что раненый человек сидит и говорит, что сейчас чуть-чуть подлечится и обратно отправится туда, к ребятам. Ему врачи говорят, сиди, куда ты рвешься, долечись. Он в ответ, нет-нет, бинтуйте меня скорее, и я отправлюсь к своим обратно. Это восхищает — такой ратный подвиг, невероятное самопожертвование. Невероятная благодарность этим людям за поступки, характер, твердость, патриотизм к своей стране. Остается только восхищаться и поклоняться им.
Комментарии