Меню

В Великом Новгороде представили вещи дворянской усадебной культуры XIX века

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 8 марта. /ТАСС/. Выставка "Бабушкино наследство: память в вещах. Дворянская усадебная культура XIX века" открылась в усадебном доме графини Орловой-Чесменской на территории музея народного деревянного зодчества "Витославлицы" в Великом Новгороде. На выставке представлено около 70 предметов, в том числе: произведения живописи, графики, фарфор, книги, предметы из бисера, мебель и открытки, сообщила ТАСС заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, куратор выставки Ирина Васильева.

"Настоящая выставка отдает дань исчезнувшему миру русской усадьбы, в культуре которой чудесным образом соединились высокое искусство и простодушный патриархальный быт. В каждом передававшемся из поколения в поколение предмете - от детской книжки до бабушкиного альбома - заключен рассказ, восстанавливающий какое-либо событие или вызывающий целый каскад ассоциаций. На выставке словно происходит путешествие во времени, когда вместе со старинной куклой мы можем перенестись в небольшую уютную детскую на мезонине, а с изящной вышитой мельчайшим бисером записной книжечкой "карне де баль", предназначенной для записи партнеров по танцам, переместиться на шумный губернский бал. Все эти мелочи быта образуют маленькую памятную вселенную, душу дворянского дома, связывая нас с далеким прошлым, с культурными традициями, которые напоминают о жизни прежних обитателей усадеб", - рассказала Васильева.

По ее словам, история большинства дворянских семейств канула в Лету. "Иногда, перебирая разрозненные предметы, мы встречаем крохотные осколки прежней жизни: складные шелковые веера, шкатулки с причудливыми ключиками, костяные ажурные гребни, вышитые кошельки, кисеты и прочие мелочи - прелестные образцы дамского рукоделия, расписные фарфоровые чашки, флаконы с едва уловимыми ароматами, просиженные старые кресла и безымянные портреты. Все эти вещи доносят до нас лишь отдаленный, почти поглощенный бегом неумолимого времени отзвук прошедшей эпохи", - пояснила Васильева.

Некоторые предметы экспозиции впервые покинули стены хранилищ и, оказавшись на выставке, "заговорили между собой" об особом стиле житья дворян: каждодневных привычках и деталях поведения, распорядке дня и обязанностях, характере труда и досуга. В целом же это множество обыденных, бытовых, но "милых сердцу" вещей представляют глубинный контекст своего времени, свидетельствуя об интеллектуальном, нравственном и духовном развитии прошлых поколений.

"На выставке со старых портретов на нас смотрят незнакомцы. К счастью, сегодня еще возможно вспомнить и узнать многих запечатленных героев. Особой притягательностью обладает детский портрет, завораживая своей непосредственностью, искренностью и чистотой. Светлый и гармоничный образ ребенка-ангела, созданный талантливым живописцем И.К. Макаровым, воплощал существовавшее отношение к миру детства как к идеальной "золотой поре" жизни", - добавила Васильева.

История в именах

На такой нравственной основе сформировались несколько поколений князей Васильчиковых, у семейных портретов которых оживают рассказы о значительных событиях отечественной истории и частной жизни семьи в родовой новгородской усадьбе Выбити.

"Поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью неизвестный мастер наделил образ привлекательной молодой женщины на "Портрете неизвестной в белом платье". Руками таких хозяек усадьбы создавались многочисленные вещицы, умело вышитые или сплетенные мельчайшим стеклянным бисером, внутреннее отверстие которого не превышало 1 мм. Особую любовь обитатели усадеб питали к миниатюрной фарфоровой пластике, интерьеры гостиных наполняли фигурки пастухов и пастушек, танцоров и садовников, изысканностью поз и нарядов не уступавшие принцам и принцессам", - пояснила Васильева.

По ее словам, рядом на консольных столиках помещали часы в стиле "второго рококо" с причудливыми лепными деталями, имитирующими искусство середины XVIII века. Дорого ценились сервизы с эффектным цветочным декором и обильным золочением, выпущенные на фарфоровом заводе братьев Корниловых. Секрет высокого качества их продукции заключался не только в талантливых мастерах-фарфористах, но и в превосходном сырье, в том числе в капсульной глине, привозимой из Новгородской губернии.