БЕРЛИН, 19 февраля. /ТАСС/. Мероприятие по случаю открытия новой мемориальной таблички в память о подвиге двух советских летчиков - капитана Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова, которые погибли в апреле 1966 года в результате авиакатастрофы, предотвратив массовые жертвы среди жителей Западного Берлина, состоялось в округе Шпандау в Берлине, передает корреспондент ТАСС.
В акции приняли участие представители посольства России в ФРГ, Русского дома в Берлине, многочисленные соотечественники и неравнодушные граждане Германии. Организатором мероприятия выступила немецкая сторона. К собравшимся обратился местный активист Фридеман Гиллерт, который много лет хранит память о подвиге советских офицеров. Он рассказал о подвиге Капустина и Янова, а также об интересных фактах из их биографий.
Гиллерт отметил, что старая мемориальная табличка со временем пришла в негодность, некоторые буквы стерлись. "После ремонта старая мемориальная табличка будет перенесена в музей в цитадели Шпандау в Берлине", - сказал активист
Сотрудники Русского дома, российской дипмиссии и другие участники мероприятия возложили цветы к памятной табличке на мосту через озеро Штессензее на западе Берлина, куда в 1966 году упал Як-28П, на котором летчики совершили свой последний полет. "Мы глубоко благодарны немецкому журналисту Фридеману Гиллерту и его единомышленникам за их усилия по сохранению памяти о подвиге советских пилотов Бориса Капустина и Юрия Янова. Благодаря их активной работе и собранным пожертвованиям удалось создать и восстановить мемориальную доску на месте трагедии. Особенно ценно, что эта инициатива исходила от самих немцев, что говорит о подлинном уважении к истории и подвигу наших соотечественников", - рассказал в беседе с корреспондентом ТАСС директор Русского дома в Берлине Павел Извольский.
В нынешнее непростое время, как пояснил он, особенно важно видеть, что память берлинцев об этом героическом поступке жива. "Мы были искренне тронуты тем, сколько людей пришли в этом году на церемонию возложения цветов на мосту через озеро Штессензее. Это свидетельствует о том, что человеческое достоинство и благодарность не зависят от политических обстоятельств, а героизм не имеет национальных границ", - резюмировал Извольский.
Всего в Германии установлены три мемориальные доски в память о подвиге Янова и Капустина. Одна из них - на месте падения самолета на мосту через озеро Штессензее. Другой мемориал находится в Музее авиации, расположенном в 30 км от столицы ФРГ на территории бывшего советского аэродрома Финов. Памятная доска была установлена там к 35-летию подвига Капустина и Янова. За мемориалом стоит истребитель Як-28П, аналогичный тому, на котором летчики совершили свой последний полет. Еще одна мемориальная плита находится в городе Эберсвальде (федеральная земля Бранденбург) на востоке Германии. Именно в этом районе был дислоцирован 668-й авиаполк, в котором служили Капустин и Янов.
Подвиг советских летчиков
Авиакатастрофа произошла 6 апреля 1966 года. Пилоты Капустин и Янов направили свой неисправный боевой самолет в озеро Штессензее, предотвратив падение машины на один из жилых кварталов Западного Берлина. Указом президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года летчики были награждены орденами Красного Знамени посмертно. Борис Капустин похоронен на Братском кладбище в Ростове-на-Дону, где прошли детство и юность летчика. Его именем названы улица Ворошиловского района города и средняя школа № 51, в которой учился Капустин. На здании школы установлена памятная доска.
О подвиге летчиков поэт Роберт Рождественский написал стихотворение. В 1967 году он обратился к композитору Оскару Фельцману с предложением положить его на музыку. В результате появилась песня "Огромное небо", которую впервые исполнила Эдита Пьеха.
В ноябре 2022 года в парке "Дружба" в Ростове-на-Дону состоялась торжественная церемония открытия памятника Капустину и Янову. Доминантой памятника является алюминиевая стела, стилизованная под киль самолета, которая сбоку разбита двумя рваными элементами, символизирующими прерванные жизни экипажа. На главном фасаде памятника расположен истребитель Як-28П, который прошел траекторию по поверхности "киля" и падает вниз. По архитектурной композиции зритель может понять, что летчики изменили траекторию падения самолета в сторону от города. Перед стелой на глубине двух метров располагается карта-диорама, воссозданная по реальным картам Берлина 1966 года. Благодаря стеклянному покрытию любой зритель может увидеть, какая картина стояла перед глазами Янова и Капустина в последние секунды жизни.
Комментарии