Сергей Кравцов подвел итоги ПМЭФ и сыронизировал о якобы описке в слове "праздник"

Общество

55 Просмотры 0

Министерство просвещения Российской Федерации в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) подписало целую серию соглашений о сотрудничестве. Новые партнерства направлены на развитие сферы образования, профессиональной подготовки, популяризацию физической культуры и спорта. В интервью глава Минпросвещения России Сергей Кравцов прокомментировал итоги ПМЭФ-2025 и рассказал про обсуждаемое в Сети фото с поздравлением "Артека"

 Сергей Сергеевич, какие впечатления в целом оставил Петербургский международный экономический форум этого года?

— Программа ПМЭФ-2025 получилась очень содержательной и насыщенной, с акцентом на конкретные решения. К слову, темы образования, искусственного интеллекта, а также науки и подготовки кадров чаще всего обсуждались пользователями в соцмедиа во второй день форума.

Главным событием традиционно стало пленарное заседание 20 июня, на котором президент Владимир Путин четко обозначил ключевые векторы развития: технологии, структурные изменения экономики и задачи для бизнеса. А где технологии и экономика — там и образование, потому что именно мы готовим кадры, которые будут все это реализовывать. Кстати, часть соглашений, подписанных на форуме, как раз касается сферы образования.

 На ПМЭФ широкое обсуждение получил федеральный проект "Профессионалитет". Он стремительно набирает обороты, об этом говорят в том числе данные социологических опросов

Растет интерес и со стороны школьников, и со стороны работодателей. Что сделано и какие перспективы развития этого проекта вы видите в ближайшем будущем?

 За последнее время проведена колоссальная работа: выстроена прочная связка между колледжами и работодателями — через программы практической подготовки, наставничество, участие бизнеса в формировании учебных программ, модернизирована материально-техническая база колледжей — 3,8 тыс. лабораторий оснащены современным оборудованием, соответствующим реальным производственным условиям.

Уже в этом году будет функционировать 506 кластеров в 86 регионах страны. К проекту впервые присоединились кластеры из Сахалинской и Курганской областей, Еврейской автономной области, Запорожской области, Херсонской области, Республики Ингушетии и города Севастополя.

В проекте участвует более 2,4 тыс. работодателей, и каждый из них не просто партнер, а полноценный участник разработки образовательных программ. Бизнес определяет, чему учить, исходя из технологических трендов и отраслевых задач, а колледжи, в свою очередь, — как учить.

Кроме того, в Госдуме прошел первое чтение законопроект о "Профессионалитете" и проведении ГИА в форме демонстрационного экзамена. Он станет новаторским для СПО. Региональные органы власти получат полномочия для проведения демонстрационного экзамена как оценки качества подготовки выпускников СПО. Это важно для работодателей, так как обучение и аттестация проходят на современном реальном оборудовании. И такие выпускники будут востребованы на рынке труда.

Что касается планов, то проект будет расширяться. Стоит задача включить в "Профессионалитет" 3 тыс. колледжей и 4 тыс. предприятий, чтобы в каждом субъекте РФ была современная и своевременная подготовка рабочих кадров под запросы бизнеса и для развития региона. Планируем провести сравнительное исследование показателей качества профессионального образования.

Работа в этом направлении уже начата. Подготовлен сборник/дайджест "Оценка качества профессионального образования в странах БРИКС". Он содержит сравнительный анализ систем СПО, методик расчета показателей качества и порядка проведения мониторингов в странах БРИКС (Индии, Китае, Бразилии, ЮАР, Египте, ОАЭ, Иране, Эфиопии). Международное сравнительное исследование позволит сопоставить модели оценки качества профобразования и продолжить работу по масштабированию модели "Профессионалитета", поскольку интерес к этому проекту только растет.

 То есть проект может выйти на международный уровень?

— Международный уровень — это всегда статус. Министерство просвещения весьма активно сотрудничает со странами, которые выходят к нам со своими предложениями. Сейчас прорабатывается возможность расширения и "Профессионалитета", зарубежные страны действительно проявляют интерес. Но пока рано озвучивать то, что обсуждается при закрытых дверях. Могу сказать, что российское образование, кто бы что ни говорил, признано на мировом уровне. К нам едут учиться со всего мира, есть запрос и на экспорт наших образовательных программ.

 На полях ПМЭФ прошла встреча с министром просвещения Киргизской Республики Догдуркул Кендирбаевой. Какие договоренности были достигнуты? И как в ближайшее время будут развиваться отношения между нашими странами в сфере образования?

— С Киргизией у нас давние партнерские отношения в образовании, и на ПМЭФ мы сделали шаг вперед в этом направлении. Знаете, мы же с ними в одном евразийском пространстве — много общего, но при этом у каждого своя специфика.

При этом принципиально важно: мы не как некоторые западные страны, которые пытаются всем навязать свои стандарты. Наш подход — помогать развивать образование, сохраняя национальную идентичность. И здесь яркий пример — наша модель "Евразийский лицей". Она уже доказала свою эффективность и вызвала живой интерес у многих партнеров.

А вот интересная идея — создать при наших педвузах, по аналогии с Узбекским культурным центром в Герценовском университете, такое же пространство для знакомства с культурой Киргизии. Мы над этим поработаем. Благодаря случаю хотел бы поздравить Догдуркул Кендирбаеву с назначением на должность министра.

 Интересные предложения вы обозначили на панельной сессии "Когда платформа платит больше: как сделать конкурентную альтернативу?" Какой видится перспектива платформенной занятости и как ее можно применить в курируемой вами сфере?

— На дискуссии мы активно обсуждали платформенную занятость — это действительно перспективное направление, особенно для образования. Например, школы и колледжи смогут получать качественное оборудование дешевле за счет платформенных решений. А для студентов это отличная возможность и учиться, и зарабатывать параллельно. Крупные IT-компании, кстати, уже активно включаются в этот процесс: стажировки, спецпрограммы для молодежи. Важно, что это реально работает.

Да и сейчас в программах колледжей заложена практическая реализация студенческих проектов. То есть ребята могут сразу пробовать себя в деле — хоть в госкорпорации, хоть в малом бизнесе. И знаете, есть уже успешные кейсы. Например, "Вайлдберриз" плотно сотрудничает с московскими колледжами: обучающие программы, карьерные мероприятия, олимпиады — все, чтобы студенты могли сразу погрузиться в профессию.

 Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между МГТУ им. Н.Э. Баумана, Институтом развития профессионального образования (ИРПО) и Правительством Калужской области. Какую роль это взаимодействие сыграет в подготовке кадров для страны?

— Верно, этот документ — логичное продолжение нашего сотрудничества с Калужским филиалом МГТУ и технопарком. Знаете, то, что у нас получилось с Бауманкой в Калуге, — это реально рабочий пример, как можно объединить вузы и колледжи для общей цели. Мы же все работаем в рамках нацпроекта "Молодежь и дети" — там и "Профессионалитет", и новые кампусы, и подготовка педагогов.

Наша задача — поддержать этот выбор, и для них мы создаем все условия. По сути, такое объединение профобразования и высшей школы открывает новые возможности для ребят. Это же здорово, когда у человека есть разные пути развития и он может выбрать то, что ему действительно по душе. А для системы в целом это укрепление всей цепочки подготовки кадров.

Отдельно хочу сказать про наше новое соглашение по развитию спорта в стране. Мы заключили договор с движением "Здоровое Отечество" — это серьезный шаг вперед. И про футбол хорошие новости: договорились с Российским футбольным союзом о развитии школьного футбола. Теперь у учащихся будет больше возможностей заниматься этим популярным видом спорта.

 Сергей Сергеевич, сейчас в соцсетях активно обсуждают фото с поздравлением "Артека". Общественность хочет знать, что произошло на самом деле.

— Конечно, видел. Видимо, кто-то решил пошутить — создал эту картинку и начал рассылать. Дальше, как вы знаете, в современном мире информация распространяется очень быстро. Некоторые телеграм-каналы подхватили новость, как это часто бывает, без проверки — так и получилась "сенсация" на пустом месте. 

Как я к этому отнесся? С улыбкой, конечно. А если говорить серьезно, то ответственность за эту шутку лежит на тех, кто ее придумал и распространил. Все это — всего лишь работа в простом фоторедакторе. А тех, кто хочет узнать, как все на самом деле, приглашаю посетить "Артек", который еще раз поздравляю с юбилеем, с праздником! 

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии