Навигационный сервис "2ГИС" начал слияние со Сбербанком. Разбираемся, что это значит и как изменятся сервисы каждой из компаний после сделки.
Что случилось?
Сбербанк
Отметим, что возможность приобретения 2ГИС главным банком страны
на уровне слухов обсуждается давно. Первые сообщения на эту тему
начали
Что такое 2ГИС?
2ГИС (он же "ДубльГИС", он же 2GIS) — это навигационный сервис, созданный новосибирской компанией "ДубльГИС". Она основана в 2004 году программистом и разработчиком Александром Сысоевым и его сыном Дмитрием Сысоевым
Долгое время "ДубльГИС" оставалась независимой компанией. Но в 2015 году она привлекла $40 миллионов инвестиций от фондов Baring Vostok и ru-Net Holdings, принадлежащих бизнесмену Леониду Богуславскому. Срок этого партнёрства подходит к концу.
По данным Forbes, 2ГИС входит в десятку крупнейших российских
интернет-компаний. Ежемесячная аудитория сервиса
Что это значит?
Это значит, что Сбербанк продолжает собирать свою "перчатку бесконечности", аки Танос из "Мстителей", которая позволит крупнейшей кредитной организации в России стать ещё и крупнейшей IT-компанией. Предпосылок масса.
В апреле прошлого года Сбербанк уже
В том же 2019 году Сбербанк
Задолго до этих покупок Сбербанк основательно
Было у банка совместное предприятие и с другим известным
интернет-гигантом — "Яндексом". Однако этот альянс
Последнее событие очередной раз доказывает, что Сбербанк готовится к финальной битве с боссом, в роли которого выступает "Яндекс". Ведь почти все остальные уже куплены.
А зачем это Сбербанку?
Более чем очевидно, что основным мотивом банка является расширение аудитории. Чтобы жить и богатеть, Сбербанку нужно дотянуться до каждого россиянина во всех категориях сферы услуг.
Фото © ТАСС / Кирилл Кухмарь
В противном случае за него это сделают интернет-компании. Наглядный тому пример — азиатские страны. В Китае, Японии, Вьетнаме, Малайзии синонимом банка давно являются мобильные сервисы (WeChat, Grab, Line), которые мутировали в суперприложения.
В случае с каждым из перечисленных приложений всегда был один и тот же этап, за которым следовал взрывной рост аудитории и функциональности, — создание платёжной системы.
Сбербанк прекрасно понимает, что, если он не вставит кусочек себя в каждый крупнейший сервис, он проиграет битву — его заменят другой платёжной системой. Поэтому банк действует наперёд. Скупает сторонние сервисы или создаёт собственные, куда непременно интегрирует свою ДНК.
Важно отметить и то, что Сбербанк не единственный банк, который стремится стать интернет-компанией. Тот же Олег Тиньков, например, тоже давно предпочитает называть "Тинькофф" не банком, а интернет-компанией.
— И мы конкурируем с экосистемами, такими
как "Яндекс" или Mail.Ru, Amazon и так далее. Мы никакой не банк,
мы прежде всего онлайн-IT-компания”, —
И слова Олега Тинькова не пустой звук. В конце прошлого года его компания запустила суперприложение, в котором можно и банковскими услугами воспользоваться, и купить еду, и заказать такси, и т.д.
А что получим мы?
Сложно сказать, объединит ли Сбербанк все свои сервисы под одной иконкой. Точнее, мы не уверены, что это произойдёт сию минуту. Скорее всего, первым делом после обсуждаемой сделки в 2ГИС интегрируется часть сервисов кредитной организации. Тем более что навигационное приложение отлично подходит для такой синергии.
2ГИС уже сегодня помимо навигации предлагает доставку продуктов, еды и медикаментов, вызов такси или врача, покупку одежды или электроники.
Круто, нооо… В каждой категории 2ГИС предлагает воспользоваться инструментами других компаний, что неминуемо ведёт к запуску чужих приложений.
У Сбербанка же есть всё необходимое, чтобы под каждую услугу
подставить кнопку своего сервиса. Доставка продуктов? "Самокат".
Готовая еда и медикаменты? Delivery Club. Такси? "Ситимобил".
Шопинг? "Беру" остался у "Яндекса", но Александр Сысоев ещё в
прошлом году
***
Слияние 2ГИС со Сбербанком — ещё один этап так называемой консолидации Рунета. Процесс, когда крупная компания пожирает маленькую, является нормой для любой индустрии. Посмотрите хотя бы на рынок кино или видеоигр. Там регулярно крупные кинокомпании и издатели поглощают талантливых самородков.
Хорошо это или плохо — тема отдельного материала. Однако уже сейчас можем сказать, что, с одной стороны, консолидация — сестра монополизации. А монополизация всегда плохо. Замедляется прогресс, исчезает конкуренция, а за ней появляются новые условия. Зачастую они жёстче предыдущих.
С другой стороны, подобные сделки дают ресурсы уже существующим сервисам для усовершенствования. То есть в краткосрочной перспективе потребитель точно остаётся в плюсе.
Комментарии