Чтобы восстановить имидж России, как надежного поставщика
качественных энергоресурсов, в нефтяной отрасли должны быть
установлены четкие и прозрачные правила контроля качества сырья,
считает бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Свои предложения по
стабилизации ситуации он изложил в письме, направленном на прошлой
неделе премьер-министру Дмитрию Медведеву, пишут «Ведомости».
По мнению Шредера, предложения «Транефти» о передаче
операционного контроля над принадлежащими грузоотправителям пунктам
сдачи-приема нефти (ПСП) не смогут застраховать рынок от повторения
в будущем ситуаций с загрязнением нефти, поскольку такой подход не
обеспечивает необходимую прозрачность процесса контроля за
качеством сырья, сдаваемого в трубопроводную систему.
«Предложения "Транснефти" — это навязывание игрокам
нерыночных услуг вместо создания прозрачного механизма. Тотальный
контроль за качеством нефти получает одна компания, которая уже не
смогла обеспечить сохранность качества сырья», — говорит источник в
отрасли. По его словам, новый техрегламент, который вступил в силу
в июле этого года, уже обязывает добывающие компании проверять
нефть на соответствие ГОСТУ, поэтому реализация предложений
«Транснефти» повлечет за собой лишние затраты для нефтяников.
«Это как двойное налогообложение», — считает ведущий эксперт
Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «По сути, нефтяникам
придется платить дважды за одну и ту же работу: первый раз — за
проверку нефти на соответствие техрегламенту, второй — при сдаче
той же нефти в трубу». «Качество нефти надо контролировать на
протяжении всего маршрута, а не только в месте ее поступления в
систему», — отмечает Танкаев.
Представители нефтяных компаний с этим соглашаются. «Предложения
"Транснефти" сводятся к тому, чтобы усилить контроль за приемом
нефти в систему и не учитывают процесс ее транспортировки», —
говорит источник в отрасли
«Падение качества сырья в трубе происходит из-за смешения различных
потоков нефти. Их формирует "Транснефть", и со стороны нефтяных
компаний этот процесс никак не контролируется. Компании получают на
выходе то, что получают. Поэтому если уж повышать контроль и
прозрачность, то над процессом в целом: компании должны понимать,
как "Транснефть" формирует потоки, как она контролирует качество
нефти в трубе, как ее чистит, какими реагентами, ведь это тоже
влияет на качество», — подчеркивает он.
Избежать монопольнолизации процесса контроля качества нефти и
обеспечить его прозрачность позволит привлечение к работе
независимых инспекторов, считает Шредер. Это общепринятая
международная практика, отмечается в письме.
«Роснефть» не комментирует служебную
переписку», — заявил ее представитель, однако отметил, что в
компании уже внедрена практика дополнительного контроля качества
сдаваемой в систему нефти. «Компания заключила договоры с
международно признанными независимыми инспекторскими организациями.
Это международная практика, которою мы предлагаем повсеместно
внедрить и в России. Это не только повысит прозрачность и усилит
контроль за качеством сырья в трубопроводной системе, но и
продемонстрирует рынку, что в России действует абсолютно прозрачный
и понятный инструмент контроля, что качество сырья стабильно и
гарантировано независимыми инспекторами, авторитет которых не
подвергается сомнению на международном рынке. Сегодня, когда
российским поставщикам нанесен огромный репутационный ущерб, и
доверие к качеству российской нефти у европейских потребителей
подорвано, внедрение подобного инструмента критически важно», —
уточнил представитель «Роснефти».
Институт сюрвейеров действительно может защитить репутацию
сырья, считает аналитик АКРА Василий Танурков: это, по сути,
независимая лаборатория — арбитр в спорах между поставщиком и
потребителем.
Привлечение сюрвееров не только обойдется отрасли дешевле, но и
внесет гораздо более весомый вклад в восстановление имиджа
российских поставщиков, считает старший аналитик «БКС-Премьер»
Сергей Суверов. «Доверие к «Транснефти» у
европейских потребителей уже подорвано. Потребители скорее оценят
появление независимых инспекторских компаний, давно работающих на
рынке и хорошо себя зарекомендовавших», — говорит эксперт.
В апреле текущего года российская нефтяная отрасль столкнулась с
беспрецедентной ситуацией, связанной с загрязнением нефтепровода
«Дружба» хлорорганическими соединениями. Инцидент нанес огромный
имущественный и репутационный ущерб российским поставщикам,
существенно подорвав доверие к качеству российской нефти.
Комментарии