О дивный новый мир: наше будущее — антиутопия?

ИноСМИ

156 Просмотры 0

Морали, по существу, нет места в реальной политике. Хорошо это, плохо ли, но так было, есть и будет, во всяком случае, в обозримой перспективе. И нынешняя пандемия COVID-19 ничего в этом плане радикально не изменит.

Таково общее мнение участников дискуссии на тему "О дивный новый мир?! Российское общество в посткоронавирусный период", состоявшейся на днях в онлайн-формате на площадках ТАСС и ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения). Само заглавие, позаимствованное у знаменитого романа Олдоса Хаксли, ясно показывает, что организаторы склонны представлять себе наше ближайшее будущее в жанре антиутопии.

Раздоры вместо согласия

Жизнь и работа на удаленке порождают необычные формы симбиоза. В данном случае прессу пригласили присутствовать на виртуальном заседании Научного совета ВЦИОМ. То есть специалисты — социологи и политологи — обменивались мнениями и оценками друг с другом, а журналисты внимали и старались встревать со своими вопросами.

Меня интересовала мораль. С самого начала кризиса мне казалось, что вирус принуждает людей быть человечными

Напоминает, что, по сути, все мы в одной лодке, поскольку перед болезнью и смертью все равны. Требует проявления лучших качеств: любви, мудрости, взаимопонимания, терпения, сострадания. Умения ладить друг с другом.

На практике, однако, мы нередко видим обратное. Пандемия служит тревожным фоном, а порой и прямым поводом для раздоров. США, например, упорно пытаются "переводить стрелки": то на Китай, который якобы медлил с оповещением о зародившейся на его территории инфекционной угрозе, то на Россию, где, по мнению англоязычных СМИ, подозрительно низки показатели смертности от COVID-19.

На этом общем фоне президент США Дональд Трамп еще и попытался недавно риторически "украсть" у россиян победу во Второй мировой войне: в дни 75-летия общего праздника заявил, будто нацистов разгромили "Америка и Великобритания". А как ждать добра в будущем, если искажать и чернить прошлое и настоящее?

Когда, если не теперь?

Но мы все же ждем добра. И, когда собранные ВЦИОМ аналитики заговорили на международные темы, я спросил, возможно ли в условиях пандемии привнесение морали во внешнюю политику, прямое провозглашение солидарности и гуманности как политического принципа.

На эту тему

Честно признаюсь, что мысль не моя или, во всяком случае, не совсем моя. Еще прошлой осенью эксперты из "Высшей школы экономики" (НИУ ВШЭ) Сергей Караганов и Дмитрий Суслов представляли в ТАСС свой доклад о новых подходах к укреплению стратегической стабильности и, в частности, призывали на уровне руководства страны провозгласить борьбу за мир одной из главных целей российской внешней политики.

О том, что это не просто маниловщина, помимо авторитета самих исследователей говорило тогда участие в презентации их доклада замглавы МИД РФ Сергея Рябкова и председателя комитета Госдумы РФ по международным делам Леонида Слуцкого. И это было еще до появления нового вируса-убийцы. А ныне уже сама природа бросила людям вызов, требующий от них согласия и сплоченности. Казалось бы, когда же и провозглашать гуманистические принципы, если не теперь? На мой взгляд, это могло бы стать мощным инструментом "мягкой силы".

Натура против природы?

Но слово "природа" — многозначное. "Я думаю, что человеческая природа слишком устойчива и это маловероятно, к сожалению", — сказал в ответ на мой вопрос член руководства Валдайского клуба Андрей Быстрицкий. Он лишь допустил, что после нынешних тяжких испытаний "появится шанс, что моральные и этические соображения будут хоть какое-то время играть большую роль, чем обычно", в качестве "ценностного фундамента большой политики".

Хотя даже с тем, что это желательно, согласны не все. "Сразу вспоминается попытка многих американских моралистов нести свою мораль в разные регионы мира и на этом основании переконфигурировать целые страны, что регулярно заканчивается обрушением всех государственных институтов и выжженной землей", — язвительно заметил глава ВЦИОМ Валерий Федоров. "Упаси нас бог от нового нашествия моралистов!" — добавил он.

Что ж, замечание справедливое. Я и сам не раз описывал, как ослепленные неуемной гордыней глобалисты-интервенционисты в США рвутся "осчастливливать" весь мир, насильно переделывая его по своему образу и подобию. Но вирус убедительнее любых критиков отвечает таким гордецам, как говаривал один мой американский приятель: "Когда человеку кажется, будто он знает все ответы, бог меняет все вопросы". А смысл нынешней дискуссии, как я понимаю, как раз и заключался в том, чтобы попробовать извлечь уроки из нынешней ситуации, когда прежние идеологические конструкции и догмы во многом обнуляются.

Зари пока не видно?

Впрочем, и с этим тоже согласны не все. Руководитель Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов, начинавший разговор, не видит признаков восхождения "зари нового мира". На его взгляд, ничего "принципиально нового" в мироустройстве пока не появилось и говорить о наступлении "новой эпохи" еще рано — хотя бы из-за сохранения "старых элит" и глубоко укоренившихся привычек. Позже многие, включая эксперта из Германии Александра Рара, соглашались с тем, что силы, заинтересованные в сохранении статус-кво, конечно, и после пандемии будут упорно гнуть свою линию.

На эту тему

Весьма скептически относится к концепции "дивного нового мира" и глава исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин. Собственно, его скептицизм распространяется и на саму угрозу COVID-19, масштаб которой, на его взгляд, "в несколько раз преувеличен". На замечание Федорова о том, что к числу "COVID-диссидентов" относится и Трамп, российский специалист с юмором ответил, что американец "оказался слабоват".

По мнению Задорина, в ходе нынешнего кризиса "очень многие структуры на самом деле показали свою устойчивость". Более того, на его взгляд, "сам процесс во многом был управляемым", а не стихийным: на уровне национальных элит наблюдалась согласованность реакции на развитие событий, избираемых моделей поведения, управленческих решений. Соответственно, он считает, что "революций скорее не будет" и концепцию "гибели глобализации" следует "отправить в утиль". Сохранятся прежние тенденции и силы, включая "мировое разделение труда и ресурсов", а также, по его определению, "социокультурные империи" — североамериканская, европейская, евразийская, китайская и т.д.

"Разбитые надежды"

В роли главного ниспровергателя устоев на сессии выступил аналитик из Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов, посвятивший свое выступление "разбитым надеждам". Имелись в виду надежды на науку и медицину; на цифровизацию всего и вся, включая системы управления и образования (работают разве что механизмы надзора и штрафов, что только озлобляет людей и порождает конспирологические теории); на "экономическое убежище" в виде незатронутых кризисом отраслей (таковых по сути нет); на "доброе государство", которое всех поддержит и выручит (этого не происходит даже в богатых странах так называемого золотого миллиарда населения Земли); наконец — и на "нового гуманного человека", т.е. на ту самую мораль, о которой я спрашивал.

На самом деле, по мнению Кузнецова, в условиях пандемии и после нее "морали станет значительно меньше", а людей, которые на нее ссылаются, "станут просто гнать и высмеивать". Востребованы же, наоборот, будут "новая жестокость и новый эгоизм" в самых разных областях — от медицины и правопорядка до сокращения внутренней и внешней помощи нуждающимся. Тут, правда, эксперт сделал оговорку, что это, может, и хорошо, поскольку прежде вмешательство Запада в дела бедных стран под предлогом оказания им помощи нередко порождало или усугубляло кризисы.

Для современной антиутопии, с точки зрения политолога, характерно будет также снижение запроса на самоидентификацию по признаку принадлежности к меньшинствам ("в очереди за пособием по безработице и бесплатным супом наплевать, какая у тебя гендерная идентичность"), усиление запроса на "массовые идеологии и простые решения" наподобие "Взять все и поделить!" Опыт Венгрии и Польши, прежде считавшийся в ЕС маргинальным, начнут перенимать и "в Центральной, и особенно в Южной Европе", — сказал Кузнецов.

Вождь-"искуситель"

Соответственно, на его взгляд, все более востребован будет и новый тип политика — "лидер-искуситель", т.е. вождь, а не "скучный управленец с бесконечными ссылками на то, что посоветовали эксперты". Человек, "вселяющий в избирателей надежду, может, даже и ложную". Трампа, кстати, российский политолог считает лидером именно такого рода, несколько даже опередившим свое время.

На эту тему

Следом Кузнецов назвал "запрос на сильное государство, которое продуцирует не норму, как мы привыкли, а справедливость", включая "новые социальные гарантии и новые меры защиты" своих граждан. Эксперт исходит из того, что по итогам нынешнего кризиса "виноватыми будут объявлены действующие элиты", от которых потребуют расплаты "за то, что они с нами сделали".

Наконец, последние пункты данного прогноза — запрос на "новое общество потребления", своего рода "материальную компенсацию" после "возвращения с войны", и на "экономический рост без ограничений", в том числе налагаемых заботой о климате и окружающей среде. Жизнь по принципу "после нас — хоть потоп" — тем более что смертоносный вирус может и вернуться.

Автору все это напоминает эпоху "модерна" в начале прошлого века, у меня его картина вызвала ассоциации и с историческим интервалом между Первой и Второй мировыми войнами. В США тоже обращают на это внимание.

"Квартира — машина — дача"

В дискуссии, продолжавшейся более двух часов, было еще много любопытного. Мне, например, понравилась мысль руководителя Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталия Куренного о том, что с пандемией у нас "схлопнулось настоящее", т.е. возникла своего рода пауза в течении исторического времени.

Это, конечно, породило "колоссальную неопределенность" в общественном сознании. И специалист считает, что в том числе и с этим связано обострение исторической памяти в дни недавнего юбилея Победы. Обращение к прошлому своей семьи, к письмам, фотографиям и архивным документам — "это способ справиться с неопределенностью", — сказал Куренной. И напомнил, "чем обернулась фундаментальная неопределенность Веймарского периода".

Между прочим, на взгляд культуролога, помимо семейных альбомов мы можем найти в собственном прошлом и другие опоры. Кризис показал, что наш "цивилизационный уклад", выражаемый известной формулой "квартира — машина — дача", неожиданно удобен и устойчив. Куренной, по его словам, видит в этой "системе самообеспечения", целенаправленно создававшейся в советское время, "наше большое перспективное преимущество".

"Экспертная рефлексия"

Конечно, я не упускал из виду и тему морали. Немец Рар по ее поводу сказал, что на Западе "роль церквей или религии не будет повышаться", там "люди, наоборот, начинают все больше и больше отталкиваться от этого". А "в исламском мире", на его взгляд, в случае развития пандемии по неблагоприятному сценарию "нас ждет дальнейшая радикализация, в том числе и в отношении религии, своей другой морали и т.д."…

Пока, по признанию германского политолога, европейцам хватает более насущных забот: от "фрагментации" Евросоюза до вопросов о том, почему смертность от COVID-19 в Европе сейчас в общей сложности выше, чем в США, причем на западе континента выше, чем на востоке. Надо понять, "какова причина и что все это будет значить для дальнейшей солидарности и сотрудничества внутри ЕС", — вздохнул Рар.

На эту тему

Выступавший следом за ним научный руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что "дискуссии по поводу морали в политике, особенно у тех, кто не имеет отношения к принятию политических решений, опасны". "Если мораль является обоснованием политических действий, то да, она имеет право на существование, — сказал он. — А если она служит инструментом политической борьбы и потом приводит к репрессиям, то тогда с этой моралью, конечно, нам не по пути". Особенно рискованно, по убеждению политолога, заводить разговоры на эту тему и "пытаться отделять чистых от нечистых" в условиях кризиса.

Помимо всего прочего, Чеснаков выразил мнение, что "нельзя ожидать от граждан в большой массе, что они будут анализировать или рефлексировать на тему изменений". "Вообще-то, это сфера элитных дискуссий, — сказал он. — Население не может обозначать для нас новые границы возможного. Для этого существуют люди, для которых рефлексия — это основная профессия". В целом, на взгляд политолога, в России "нести в жизнь изменения" готовы от силы 30% "более молодых, энергичных и урбанизированных" людей, а остальные меняться не хотят и не будут.

Мысли эти Чеснаков высказывал в заочном споре с Задориным из группы "Циркон", и под занавес дискуссии тот ему возразил. "С учетом распространения социальных сетей то, что называется коллективным разумом, вступает в очень серьезную конкуренцию с экспертной рефлексией, — сказал он. — Социальная рефлексия — это теперь не удел отдельных элитных групп, а массовый процесс".

Я в этой полемике на стороне Задорина. Мне тоже всегда казалось, что так называемые простые люди гораздо лучше разбираются в политике и политиках, чем часто кажется последним. Мне это было хорошо видно, когда я со стороны наблюдал за внутриполитическими спорами в США. Думаю, и у нас в России то же самое. А осмысленно судят люди или интуитивно, — не так важно.

Не рефлексировать, а помогать

В целом, на мой взгляд, в дискуссии о "дивном новом мире" у каждого из участников была своя правда. Ее стоит иметь в виду, но вовсе не обязательно принимать за истину в последней инстанции. Тем более что, по словам самих аналитиков, отрасль политических прогнозов сейчас в кризисе: почти все наработанное до пандемии приходится переосмысливать заново.

А что касается морали, мне лично ближе максима Иосифа Бродского: "Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть". Кризис окончится, после него нам всем придется возвращаться к нормальной жизни, а в чем-то и выстраивать эту жизнь заново. Знания при этом, конечно, понадобятся. Но еще важнее, по-моему, будут надежда и вера.

Думал поставить на этом точку. Но тут как раз приятель прислал ссылку на статью о том, что Рунет переполнен просьбами о продовольственной помощи — "как в войну". Так что сейчас надо вообще не рефлексировать, а помогать тем, кому не на что купить еды. Вот и вся мораль.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии